Семиотический анализ бегущий по лезвию. Семиотический анализ Бегущий по лезвию. Анализ фильма Ридли Скотта Бегущий по лезвию Девиз нашей корпорации Более человечны, чем сами люди Сейчас Бегущий по лезвию считается одним из культовых представителей фантастики, однако, в год
Скачать 26.42 Kb.
|
Семиотический анализ фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» Девиз нашей корпорации: «Более человечны, чем сами люди» Сейчас «Бегущий по лезвию» считается одним из культовых представителей фантастики, однако, в год своей премьеры фильм «провалился» в прокате и был не принят кинокритиками. История создания фильма весьма сложна, процесс съёмок был затянут, конечную версию зрители и вовсе увидели спустя много лет после премьеры, лента подвергалась множеству переделок: в – целом есть около 7 версий данного фильма и множество альтернативных концовок . Фильм Ридли Скотта славится особой атмосферой, что создаётся обилием деталей, в которых раскрываются идеи и замысел фильма. Перейдём к конкретному разбору важнейших образов фильма. Город Мир будущего в данном фильме – это мир огромных небоскрёбов, неоновых вывесок и бесконечной суеты. Город в «Бегущем по лезвию» является хрестоматийным образцом стилистики киберпанка, соединяющей в себе величие технологического прогресса и упадок человеческой культуры. Серые высотки и огромные вывески буквально «задавливают» человека, в сравнение с ними люди кажутся совершенно маленькими, забитыми в угол муравьишками, теряющимися на фоне величия творений их же собственных рук. Город – яркий символ универсализации человеческой жизни, сведения её к однотипной рутине, в мире будущего гиперболизируется, превосходит человека и заставляет жить его согласно правилам данного пространства, будто лишая людей права выбора. Одно лишь распределение этажей в соответствии с уровнем жизни человека уже ярко указывает на главенство пространства над всем сущим. Город – лабиринт, из которого нет выхода, люди, что блуждают по нему, его заложники, находящиеся под гнётом бетонных застроек, что играют роль его стен. Город – искусственно созданное пространство, что своим превосходством над человеком подчёркивает его несостоятельность и деградацию. В мире будущего, рисуемом Ридли Скоттом, семиотика пространства является одним из важнейших аспектов раскрытия посыла фильма. Нельзя не отметить тот факт, что Лос–Анджелес в фильме, наполненный огромным количеством национальностей и различных культур, с его пирамидой, возвышающейся над всем и построенной людьми, стремящимися к роли божества, напрашивается на явную аналогию с Вавилоном. Легенда о Вавилоне и его башне – есть история о том, как люди в своём стремление уподобиться богу потеряли возможность к пониманию, эмпатии (что более актуально в контексте фильма). В подобной трактовки легенда прекрасно перекладывается на быт Лос – Анджелеса будущего, что подчёркивает особую роль города в раскрытие истории. Город, со всеми его деталями, наверное, один из самых ярких и читаемых символов фильма. Свет Работа режиссера со светом – это отдельная, особенная часть данного фильма. Можно обратить на множество деталей, связанных со световыми решениями фильма, к примеру, то, что свет не всегда подчёркивает героев фильма, а рассевается по всему пространству, будто заставляй героев раствориться в окружающем мире, слиться с ним. Данный момент подчёркивает тот факт, что человек теряет своё «человеческое», буквально становясь частью вещного мира. В фильме есть ещё множество примеров подобной работы со светом, однако, мне бы хотелось отметить один особенно примечательный момент, связанный со светом в фильме – это символичность источников света. Большую часть фильма мы наблюдаем за нижними уровнями города, которых не затрагивает естественный свет, то есть свет солнца. Основные источники освещения имеют искусственный характер, в основном это те самые характерные неоновые вывески, что насыщают картину «электрическими» фиолетовыми и синими цветами. Данное освещение опять же символизирует превосходство «искусственного» над естественным, превосходство технологического мира над человеком и его культурой. Солнечный свет появляется на верхних уровнях, особенно это заметно в сцене внутри пирамиды корпорации «Tyrell» , в том месте, где люди, создающие репликантов, уравниваются с богом, единственном месте, где человек ещё властен над миром. Весьма интересен в данной сцене момент перед тестированием Рейчел, когда естественный свет солнца будто бы перекрывается искусственной тенью, как бы предвещая тот факт, что кажущаяся зрителю человеком героиня, на самом деле является творением рук человека – репликантом. Таким образом, свет становится частью уже заданной оппозиции естественного – искусственного, являющейся одной из определяющих для понимания данного кинотекста. Душа во всех её проявлениях Один из главных вопросов фильма – это вопрос о человечности, который буквально подразумевает наличие души у людей или репликантов. Наличие души буквально определяет право существа на жизнь, на признание его прав на равное сосуществование со всем миром. О наличие души у некоторых репликантов и о её поиске у них говорит множество символов представленных в фильме. Глаза – зеркало души Глаза в фильме Ридли Скота не просто орган чувств, глаза – это возможность заглянуть внутрь любого существа, фактически это один из ключевых символов в «Бегущем по лезвию». Тест Войта – Кампфа на определение эмпатии является главным оружием в определение репликанта, основное внимание во время теста уделяется именно глазам тестируемого: по изменению зрачка можно определить то, насколько он близок к человеку, а именно может ли он испытывать неподдельное сочувствие и эмоции. Кроме того подчёркивается и ещё одно свойство глаз репликантов – это их необычный, не свойственный людям красный отблеск. Таким образом, можно сделать вывод, что глаза свидетельствуют о наличие души. На мой взгляд весьма противоречивым и интересным является тот факт, что блеск в глазах, который принято считать признаком «живости», свойственен обычно людям, а в данном фильме – это признак искусственно созданных машин. Возможно, это является намёком на то, что в репликантах гораздо больше человеческого, чем в людях. Их глаза горят, а глаза людей давно потухли. Кроме того есть ещё два очень важных момента для понимания символики глаз в фильме. Первый связан с тем, что сбежавший репликант Рэй и его компания в поисках своего творца обращается к человеку, что создаёт глаза для репликантов, то есть фактически к тому, кто определяет их душу, к тому, кто позволяет разграничить их с людьми. Исходя из данного обстоятельства ,он становится практически на один уровень с творцом, что подчёркивает особую роль глаз. Второй момент связан со смертью Тайрелла, убивая его Рэй выкалывает ему глаза своими руками, весьма жестокая сцена, имеющая особый смысл. Репликант не просто убивает своего творца, он показывает и смерть всего человеческого в нём, он убивает его душу по средствам лишения его глаз. Курение, конечно, убивает, но указывает на наличие души Возможно, следующее предположение не является самым верным, однако, на мой взгляд, оно имеет смысл в контексте фильма. Главная героиня – Рейчел, является экспериментальным репликантом, однако Речел курит, что предполагает тот факт, что она выпускает дым из своих лёгких. В фильме сцены курения героини выглядят крайне эстетично и будто выделяются на общем фоне. Дым, выходящий из её лёгких и направляющийся к небу, напоминает душу. В культуре дым (не именно сигаретный) часто связанно с символикой молитвы (окуривание, дым свечей, ритуального костра и т.д.), молитва же является неким особым контактом человеческой души и божественного начала, так же дым можно означать душу умершего уходящего на небо. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что дым есть символ души, следовательно для героини он является показателем на её наличие, а следовательно на человеческое начало внутри неё. Самый известный и самый христианский символ или белый голубь Пожалуй один из ярчайших и известнейших символов в фильме, связан с кульминацией фильма и со смертью главного антогониста – репликанта Рэя. Монолог героя, момента спасения им Декарда и его смерть с символическим полётом белого голубя в небо, несомненно, запомнились всем зрителем. В данном моменте мы видим то, что репликант является таким же носителем души, как и человек, что уравнивает его с ним, даёт право на осознанное и свободное существоание и фактически отвечает на главный вопрос фильм. Белый голубь – птица мира, символ души в христианстве, данный символ весьма понятен для большинства, о нём и ранее было уже много сказано, поэтому не будем останавливаться на нём. Однако, стоит отметить, что это не единственный религиозный символ в фильме, кратко пройдёмся по ним в следующем пункте. Христианская символика в фильме Режиссер Ридли Скотт известен тем, что часто в своих работах обращается к религиозным символам и образам. Исключением не стал и «Бегущий по лезвию» .Ране в анализе уже говорилось о двух библейских аллюзиях – белом голубе и связи Вавилона и Лос – Анджелесса, однако это не единственные «отсылки» у священному писанию. Антогонист Рэй в фильме получает сравнения, как с Иудой, так и с Христом. В первом случае основной для сравнения является момент убийства Тайрелла, когда герой целует своего создателя, прежде чем убить его, как Иуда Христа перед предательством. Во втором случае показательно становится смерть героя: белый голубь, летящий в небо, гвоздь, проткнувший руку (словно у Христа распятого на кресте), проявление милосердия к человечеству, по средствам спасения Декарта (прощения – одна из главных добродетелей в Новом завете). Вследствие подобных сравнений возникает весьма противоречивый образ героя, он способен на зло и ошибку, одновременно на великое благо и искупление. Данное противоречие вполне объяснимо – оно свойственно человеческой природе. Человек не идеален, он сосуд, что несёт в себе и зло, и добро, возможно именно наличие и смешение этих оппозиций и определяет человеческое в людях. Если же такие оппозиции и их борьба есть и в репликанте, разве не можем мы назвать его человеком? Кроме того на возможную параллель с библейским персонажем напрашивается и главное героиня Рейчел, чьё имя соответствует еврейскому Рахиль, что была женой патриарха Иосифа. Рахиль породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа. Видимо и Рейчел должна стать прородительнецей нового народа. (Это раскрывается в другой части фильма, однако, она уже вне поля нашего анализа). И ещё немножко о философии Стоит и кратко упомянуть и о философских идеях, упомянутых в фильме. Данная категория, как предыдущая часто упоминается в различных анализах , поэтому и останавливаться на ней долго мы не будем. «Я мыслю, следовательно, существую» Фамилия главного героя напрямую отсылает нас к знаменитому философу Декарту и к его осмыслению человеческого бытия. Фраза, вынесенная в название пункта является определяющей для обоснования права репликанта на человечность. Репликанты мыслят, следовательно, существуют, следовательно представляю собой разумных существ, а не машин – рабов. Кроме того данная фамилия подчёркивает спорность принадлежность к человеческому роду главного героя. Ницше, сверхчеловек и немного трансгуманизма Репликант, убившей творца(бога), совершенный и являющийся буквально произведением искусства и идеалом, буквально отвечает идеям сверхчеловека, как высшего существа. Всё это подводит нас к идеям трансгуманизма, что предполагают, что человек лишь переходный этап в эволюции и не является тем великим её венцом, как принято считать. Человек или репликант? Можно ещё долго говорить о символах и знаках в данном фильме, однако это предполагает исследование большего объёма, поэтому подведём наш анализ к его логическому завершению. Все вышеперечисленные образы играют важную роль в раскрытие смысла кинофильма и подводят нас к его основной проблеме. «Бегущий по лезвию» – это фильм и о проблемах этики в эпоху технологического превосходства человечества, и взаимодействие человека с новым и неизвестным, и о многом другом, но самое главное – это фильм о самом человечестве. Репликанты весьма интерсные персонажи фильма, с одной стороны они лишь искусственное повторение людей. Это подчёркивается множество раз, к примеру, можно взять тот факт, что они часто используют цитирование в своей речи, то есть фактически не придумывают ничего нового, а лишь повторяют уже придуманное людьми. Так же и воспоминания Рэйчел, что просто копируют воспоминания другого человека. Вследствие данных фактов, тяжело уровнять их с людьми, они кажутся весьма искусственными и вторичными на фоне людей. Однако в этой вторичности, мне кажется и кроется главная мысль фильма. Репликанты – это возможность человека взглянуть на себя со стороны. Они являются буквально гипертрофированной копией человечества, с его извечными исканиями и вопросами. Они действительно намного человечней, чем сами люди, что в вечной суете уже забыли о своей природе, о своих исканиях. Люди в бесконечном потоке бессмысленной рутины, в попытке превзойти бога, забыли о том, кто они есть, забыли о страхе смерти, о поиске себя, они подчиняются давно отлаженному ритму. В сравнение с ними искусственно созданные репликанты, как раз наоборот движимы изначальными людскими мотивами, они познают ценность жизни в её конечности, испытывают моральные терзания, проходят определённое развитие. Как когда – то человек хотел свергнуть бога и занять его место, репликант хочет свергнуть человека, ограничивающего его свободу. Искусственные создания настолько далеко зашли в своём копирование людей, что в какой – то момент по – настоящему стали людьми, даже больше чем сами люди. Дойдя до края в копирование чужой природы, они стали её частью. |