Анализ финала повести. Анализ финала повести Шинель
Скачать 16.38 Kb.
|
Анализ финала повести «Шинель» Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!» Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел. Последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление». Чиновник стал гораздо реже говорить своим подчиненным «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?». Если же он и произносил такие слова, то после того, как выслушает человека, стоящего перед ним. Так смысл посмертных похождений, вернувшегося с того света героя, видят в том, «чтобы пробудить уснувшую совесть генерала, творившего зло, чтобы вступил он после встречи с живым мертвецом на стезю покаяния и человеколюбия…». Важный смысловой нюанс, значимый для истолкования «фантастического окончания», заключается в том, что существование Акакия Акакиевича, принявшего, по слухам, облик чиновника-мертвеца прекратилось раньше времени: «Исчезло и скрылось существо…без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу». Последняя оговорка весьма показательна для понимания идеи о неизжитом Башмачкиным сроке жизни, почему он, в строгом соответствии с архаическими представлениями, и не «может занять свое место в мире мертвых» и «вынужден существовать на границе между миром живых и мир мертвых». Пограничный статус, приобретенный героем в эпилоге, и вредные для окружающих действия, как будто прямо указывают на него как на заложного покойника, доживающего за гробом свой век. Гоголь в своей повести показывает всю бесчеловечность человеческого общества. Он призывает взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. Конфликт между «маленьким человеком» и обществом приводит к восстанию безропотных и смиренных, пусть и после смерти. Таким образом, в «Шинели» Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Автор стремится показать все тяготы жизни простого человека, который нигде и ни в ком не может найти поддержки. Он даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в повествование фантастику. Литература: 1. Кривонос В. Ш. Повести Гоголя: пространство смысла: монография [Электронный ресурс]: монография. – Электрон. дан. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 450 с. – ЭБС «Лань»: [Электронный ресурс] – Адрес доступа: https://e.lanbook.com/book/70445?category_pk=1852#book_name 2. Руднев, В. Н. Русская литература XIX века. А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь: учебное пособие / В. Н. Руднев. – Сочи: РосНОУ, 2015. – 176 с. [Электронный текст] // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/162191 |