Эксперименты. Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии
Скачать 29.5 Kb.
|
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Филологический факультет Кафедра социальной и дифференциальной психологии По дисциплине «Общая психология» На тему: «Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии» Направление:37.03.01- Психология Квалификация «бакалавр» Выполнила: Студентка группы ФПБ-12 Студенческий билет № 1032204379 Аганова.А.В Москва 2021 Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии. Эксперимент № 1 Было проведено четыре разных эксперимента с использованием гармоничных и дисгармоничных цветовых палитр. В каждом эксперименте участникам показывали две палитры: первую, затем вторую, которую нужно сравнить с первой. Палитры отображались через равные промежутки времени и несколько раз в случайных комбинациях. Испытуемых просили определить, были ли палитры одинаковыми или разными. Кроме того, участники эксперимента должны были оценить гармоничность палитры – приятные/ неприятные сочетание цветов. Были приведены 4 примера палитр, которые демонстрировались участниками эксперимента. Почему описанная процедура может считаться научным экспериментом? Эксперимент описывается так, что его можно повторить. Есть испытуемые, экспериментатор создал ситуацию для изучения субъекта, было проведено наблюдение результата, были описаны последовательные этапе проведения эксперимента. В ходе эксперимента, узнали, что влияет на наше визуальное восприятие. Цель исследования: В 2011 году Томас Саноки и Ноа Сулман провели эксперимент с целью изучить, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память – нашу способность запоминать то, что мы только что увидели. Возможности исследования: Люди лучше способны усваивать и запоминать больше информации, если она расположена на странице с контрастной, но гармоничной цветовой гаммой, предпочтительно с сочетанием трех или менее цветов. Контрастные и гармоничные цветовые сочетания улучшают восприятие и запоминание контента. Направление это эксперимента можно отнести к экспериментальной психологии. Так как эксперимент был связан с восприятием, памятью и повышением уровня психологического развития. Психологическая наука: Психология памяти ставит перед собой задачу ответить на вопрос, как сочетаемость цветов влияет на кратковременную память, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длительные периоды. По данным многочисленных психологических исследований сочетания однородных цветов более гармоничны и приятны. В то время как контрастные цвета обычно ассоциируются с хаосом и агрессией. Практическая значимость: Полученные в дальнейшем результаты исследования могут быть использованы при изучении психологии памяти и восприятия человека. Также узнали, что люди запоминают те палитры, в которых цвета сочетаются между собой и что, цветовое различие между контекстом и фоном может повысить нашу способность концентрироваться на контексте. Профессиональная этика: Для каждого исследователя, который задумал реализовать эксперимент, существует дилемма: с одной стороны, для получения достоверных результатов, условия проведения эксперимента должны быть максимально приближены к реальности и поведение испытуемых должно быть естественным, а с другой стороны нельзя причинять испытуемым боль, дискомфорт, подвергать их страданиям и стрессу. Поскольку экспериментатор в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть более чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментаторов. Каким образом проведенный эксперимент повлиял на развитие общей психологии как научной дисциплины? Память и восприятие лежит в основе любого психического явления. Также нельзя не отметить, что память и восприятие косвенно повлияла на развитие многих других перспективных направлений в психологии. Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии восприятия. Эксперимент № 2 Дж. Гибсон описал оригинальные эксперименты, которые показали, что постоянство размеров оцениваемого объекта можно объяснить наличием инвариантной оптической информации - градиента текстуры. Его эксперименты проводились над большим полем, простирающимся до горизонта. Он был хорошо вспахан и выглядел как гладкая поверхность с комками. Испытуемых просили оценить высоту столбов, которые были распределены по полю на расстоянии до 800 м от испытуемого. С увеличением дистанции увеличивался только разброс индивидуальных оценок. Так что если расстояние до воспринимаемого объекта изменяется в широких пределах, наблюдается постоянство восприятия его размера. Почему описанная процедура может считаться научным экспериментом? Исследование может считаться научным, так как методы, которые были использованы в нем, могут быть воспроизведены и другими людьми. Было наблюдение за результатом, была фиксация сведений. Цель описанного эксперимента? По его мнению, в самом сетчаточном образе содержится сенсорная информация о величине. Перекрытия, градиент текстуры и т.дю., на фоне которых воспринимается объект позволяют нам правильно оценить величину предметов. Возможность эксперимента: Не только люди стали предметом дальнейших исследований. Оказалась, что конкретная экология животного во многом определяет возможности его предметного восприятия. К какой научной школе относится данный эксперимент? Этот эксперимент, имеет методологический подход имеющий общепсихологическое значение. Сам же Дж.Гибсон один из известнейших когнитивных психологов в области зрительного восприятия. Является основоположником экологического подхода к перцептивной активности. Психологическая наука: Дж. Гибсон обратил внимание на тот факт, что со времен работы Г. Гельмгольца в большинстве книг по физиологии сенсорных систем и психологии восприятия показаны схемы, в которых свет, отраженный от объекта, попадает на сетчатку по прямой линии, т.е. очевидное и грубое упрощение реальной ситуации с восстановлением. С точки зрения экологической оптики, разработанной Дж. Гибсоном, все намного сложнее: сетчатка принимает множество световых лучей, которые многократно отражаются от многих поверхностей. Вместо привычного термина «стимул» он ввел понятие оптической информации, которая содержится в окружающей оптической структуре. Практическая значимость: Специфика его работы напрямую зависит от особенностей и свойств предметов внешнего мира, т.е. в процессе восприятия система подстраивается под логику предметного мира, под возможности его изменения. Профессиональная этика: Для каждого исследователя, который задумал реализовать эксперимент, существует дилемма: с одной стороны, для получения достоверных результатов, условия проведения эксперимента должны быть максимально приближены к реальности и поведение испытуемых должно быть естественным, а с другой стороны нельзя причинять испытуемым боль, дискомфорт, подвергать их страданиям и стрессу. Поскольку экспериментатор в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть более чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментаторов. Каким образом проведенный эксперимент повлиял на развитие общей психологии как науки? Экологическая теория зрительного восприятия Дж.Гибсона, это важный прорыв в психологии восприятия. В ней акцентирует особое внимание на роль естественной окружающей среды при изучении восприятия и осмыслении результатов эмпирических исследований. Кроме того, концепция экологической оптики инициировала интерес исследователей к изучению перцептивных процессов не только у человека, но и у различных видов животных. Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии. Эксперимент № 3 Объект сидел на пересечении двух коридоров и смотрел на тестовый световой круг, который находился в правом коридоре. Расстояние, на котором был представлен тестовый круг, варьировалось в диапазоне от 3 до 36 м, а его угловой размер всегда оставался постоянным - G. Его задача состояла в том, чтобы выбрать равный размер после оценки размера тестового круга, изменив диаметр круга. другой Круг («метр») в левом коридоре на расстоянии 3 м. Главной особенностью этого исследования было то, что тестовый круг всегда имел одинаковый угловой размер и, следовательно, размер его сетчатки. Поэтому экспериментаторы сознательно исключили влияние изменения величины проксимального стимула на восприятие размеров объекта. Переменным условием этого эксперимента было количество визуальных отметок расстояния от тестового объекта, которые наблюдатель мог использовать. Было проведено четыре серии экспериментов, соответствующих четырем условиям наблюдения: 1) нормальное бинокулярное зрение; 2) нормальное монокулярное зрение; 3) испытуемый смотрел на тестовый объект через «искусственный зрачок»; 4) полная темнота. В первой серии, когда присутствовали все сигналы расстояния, результаты показали, что, хотя изображение сетчатки не изменилось, испытуемый выбрал размер измерительного круга в соответствии с фактическими физическими размерами тестового круга. Когда он увидел вдали от себя большой испытательный круг, он также взял измерительный круг большого диаметра. С другой стороны, если он видел рядом маленький круг, то он брал маленький измерительный круг. Фактически, все их сравнения основывались на физических размерах тестового круга, что свидетельствовало о полном постоянстве восприятия. Почему описанная процедура может считаться научным экспериментом? Эксперимент описывается так, что его можно повторить. Есть испытуемый. Было проведено наблюдение результата и их воздействия на восприятия. Было использовано оборудование, были описаны последовательные этапы проведения эксперимента. Цель исследования: Основная цель классического экспериментального исследования константности восприятия размера, заключалась в том, что константность восприятия размера объекта зависит от точности оценки наблюдателем удаленности до этого объекта. К какой научной школе можно отнести данный эксперимент: Экспериментальный психолог Х.Боринг и А.Холвей. Описанный эксперимент является в определенной степени модельным, поскольку представляет собой хорошую иллюстрацию того, как происходит исследование феномена константности. Психологическая наука: Результаты данного эксперимента показывают, что постоянство восприятия размеров объекта наблюдается при наличии достоверной информации о его удалении; когда эта информация исключена, восприятие становится непостоянным и основывается на угловых размерах объекта. Практическая значимость: Состоит в том, что данный эксперимент может быть использован в познании человеком восприятия размеров объекта. Профессиональная этика: Для каждого исследователя, который задумал реализовать эксперимент, существует дилемма: с одной стороны, для получения достоверных результатов, условия проведения эксперимента должны быть максимально приближены к реальности и поведение испытуемых должно быть естественным, а с другой стороны нельзя причинять испытуемым боль, дискомфорт, подвергать их страданиям и стрессу. Поскольку экспериментатор в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть более чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментаторов. Каким образом проведенный эксперимент повлиял на развитие общей психологии как научной дисциплины? Со временем эксперимент константности стало использоваться учеными при решении гносеологического вопроса об адекватности субъективного отражения объективных свойств предметов. Анализ классического эксперимента как научного метода в психологии. Эксперимент № 4. Комната Эймса - это особая комната, комната, которая была спроектирована особым образом, что создает визуальную иллюзию, оптическую иллюзию. Такая идея была впервые предложена Гельмгольцем и на самом деле воплощена в 1946 году офтальмологом и психологом Адельбертом Эймсом. Противоположная стена помещения располагается не под прямым углом к боковым стенам, как это обычно бывает, а под очень острым углом к одной стене и, следовательно, под тупым углом к другой. Благодаря ложной перспективе, создаваемой, в том числе, узорами на стенах и полу (в данном случае черными и белыми ячейками), наблюдатель воспринимает эту комнату как прямоугольную. В результате оптической иллюзии человек, стоящий в ближайшем (для наблюдателя) углу такой комнаты, выглядит как великан, а тот, что в дальнем углу, - как карлик. Когда человек переходит из одного угла в другой, создается впечатление, что он увеличивается или уменьшается. Почему описанные процедуры не считаются научным? Потому что, это оптическая иллюзия. Это впечатление о видимом явлении, не соответствующее действительности. Цель описанной демонстрации? Создания оптической иллюзии относительных размеров. Будет ли испытуемый воспринимать пропорции искаженной комнаты адекватно. К какой научной школе можно отнести данное психологическое исследование? К интернациональной научной школе экспериментальной психологии. Практическая значимость: Комната Эймса часто используется в кино-индустрии и на телевидении, чтобы киногерои выглядели больше или меньше, чем обычно. Каким образом проведенное исследование повлияло на развитие общей психологии восприятия? Скорее всего, проведенное исследовании больше повлияло на психофизиологию, чем на психологию. Просто иллюзия и восприятия чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Восприятие оказывает значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. |