Анализ муму и лёгкое дыхание. Печать - муму. Анализ муму и лёгкое дыхание. Муму 1 вопрос. Рассказ был написан Тургеневым в тяжёлой обстановке. В марте 1852 год
Скачать 92.53 Kb.
|
Анализ муму и лёгкое дыхание. Муму 1 вопрос. Рассказ был написан Тургеневым в тяжёлой обстановке. В марте 1852 года в Москве и Петербурге из уст в уста передавалась горестная весть – умер Гоголь. В столицах свирепствовал цензурный террор. Царское правительство приняло все меры, чтобы ни одна заметка о смерти Гоголя не проникла в печать. Однако в «Московских Ведомостях», вопреки запрету цензуры, появилась взволнованная статья Тургенева, озаглавленная «Письмо из Петербурга». В этой статье Гоголь был назван «великим человеком, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, которым мы гордимся, как одной из слав наших!». За эту статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Рассказ «Муму», написанный под арестом в Петербурге, Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать. Он был помещён в третьей книжке журнала Некрасова «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан. 2 и 3 вопросы В письмах к друзьям и издателям Тургенев признавался, что основа сюжета была взята из детских воспоминаний. Прототипами героев рассказа стали мать Тургенева – Варвара Петровна и немой дворник Андрей. Образы дворецкого и домашнего врача также были списаны из реальных людей. Жизнь матери писателя складывалась очень несладко: сначала она жила в бедности, терпела издевательства отчима и сводных сестер, а позже – дяди. После смерти дяди получила в наследство богатство и крепостных, вышла замуж за богатого помещика. Жизненные перипетии сказались на характере барыни. Она была женщиной властной, жестокой и беспощадной. Ее крепостные могли быть наказаны за пустяки. Дворня знала, что если у барыни хорошее настроение, это ненадолго. Все эти черты характера сохранились и в образе хозяйки имения из «Муму». Немой дворник Андрей, привезенный из деревни, был очень предан хозяйке. Варваре Петровне нравилась в нем не только богатырская сила, но и умение красиво одеваться. Известно, что он предпочитал рубахи красного цвета и добротные армяки. Единственной радостью стала для него маленькая собачка, белая с коричневыми пятнами. Он подобрал её бездомным, беспомощным щенком и приютил у себя в каморке. Дальше всё происходило так же, как у Тургенева в рассказе. Немой Андрей лишился своей последней привязанности. По приказанию барыни он утопил маленькую собачку Муму в Москве-реке. Только Андрей ещё долго работал дворником у Варвары Петровны, а тургеневские Герасим «с мешком за плечами и длинной палкой в руках» навсегда ушёл из барского дома. 4. идейно-тематическое содержание рассказа Конфликт между матерью и сыном назревал давно, и причина разрыва между ними – крепостное право. Мать писателя была властной крепостницей. Тургенева ужасали картины насилия и произвола, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Он видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям, она не выносила, чтобы кто-нибудь осмелился ей противоречить, непослушных наказывала плетьми. Тургенев дал себе клятву никогда ни при каких обстоятельствах не поднимать руку на человека. В его сознании на всю жизнь сохранились горечь и обида и он писал: «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания» Чрезмерное покровительство над окружающими приобретает в рассказе навязчивую фанатичность. События, ускользающие из-под контроля барыни, как будто делают ее уязвимой. Вмешиваясь в личную жизнь окружающих, женщина пытается восполнить свою внутреннюю пустоту. Ей важно чувствовать свою значимость. Своей властью барыня не могла повлиять на взаимоотношения Герасима и Муму. Поэтому эта ситуация вызвала у нее нездоровое ревностное отношение. Барыне было жизненно важно взять верх над любой ситуацией. О цене своих капризов и поступков она не задумывалась. На примере поступка с животным, Тургенев показывает отношение барыни к людям. Ради достижения своих целей, она готова на любую хитрость и подлость. После смерти Муму барыня не в силах признать свою вину и перекладывает всю ответственность на своих подчиненных. В ее лице Тургенев высмеивает человеческие пороки помещиков. С одной стороны, все просто и банально - главный герой Герасим не может не выполнить просьбу своей хозяйки - любым образом избавиться от собаки, обычный собаки, которая лает и тем самым нарушает покой барыни. А эта простая дворняжка, Муму - единственное живое существо, которое ближе всех и родней для Герасима. Но так как время было крепостное, ослушаться ни в коем случае нельзя В рассказе тонко показана грань между обязанностями человека и его душевным предпочтениями. Также отражена мысль о том, что ради обязанностей человек может лишить себя самого ценного, близкого. Про Герасима можно сказать - человек слова, но одновременно и задумываешься - а оправдано ли такое беспрекословное подчинение, из-за которого ты остаешься в полном тупике и страданиях. Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу. В рассказе «Муму» Тургенев показывает первые ростки протеста, они еще робкие и стихийные, но это предвестники грядущих перемен (1861 отмена крепостного права) Рассказ «Муму» ставит писателя в ряд с такими борцами против крепостничества, как Пушкин, Гоголь, Некрасов. Честность и благородство помогли ему сделать смелый выбор, встать в ряды защитников угнетенного народа. 5 вопрос. Отношение Герасима к барыне, как и у большинства крепостных: боялся ослушаться, ведь приказ барыни-это закон; безропотное выполнение всех дел; страх быть наказанным за какую-либо провинность, неумение постоять за себя и защитить других; отсутствие надежд на изменение жизни в будущем. Его уход- это своеобразный протест против барыни и такой жизни вообще. Барыня смотрела «со сладкой улыбкой на сморщенных губах», «когда была в духе, она смеялась и шутила, но эти вспышки были недолгими», «мрачное, кислое расположение духа», «до самого вечера была не в духе», «слезливый голос», «нервическое волнение обычно было у нее после ужина» Герасим «самым замечательным лицом был дворник Герасим», «двенадцати вершков росту, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», «был нрава строгого и серьезного», «соорудил себе истинно богатырскую кровать», «шел с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью», «глаза жадно и прямо устремились вперед», «великан» Дворник Герасим был человеком необыкновенной силы, об этом говорит не только его портрет, но и описание комнаты, в которой он все устроил по своему вкусу. По характеру он человек трудолюбивый и ответственный, добрый и умеющий сочувствовать. Но в то же время Герасим глубоко несчастный человек: он любил Татьяну, но ее выдали замуж за пьяницу Капитона, он всем сердцем привязался к Муму, но барыня приказала ее утопить. Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Ответ однозначен: барыня, а в ее лице крепостное право. По сути, Герасим – это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия – крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание». Татьяна Молодая прачка, бедная и безответная девушка, которая вынуждена терпеть бесконечные унижения и издевательства в свой адрес. Неожиданно для себя и всей дворовой челяди она становится объектом заботы и нежной привязанности со стороны дворника Герасима. Однако по воле барыни девушка вынуждена выйти замуж за пропойцу Капитона, чем окончательно губит свою и без того безрадостную жизнь. Капитон Башмачник при дворе барыни, горький пьяница. Будучи по молодости лет человеком неглупым и даже образованным, со временем быстро спился. Желая наставить его на путь истинный, старая барыня насильно женит своего башмачника на прачке Татьяне. Однако это не меняет положения вещей, и Капитон спивается еще больше. Барыня избавляется от пьянчуги, отправляя его с молодой женой в деревню. Гаврила Дворецкий барыни, простой мужичонка, готовый ради своей выгоды пойти на крайнюю хитрость. Будучи от природы человеком незлобным, он, все же, способен совершить откровенную подлость, лишь бы угодить своей сумасбродной хозяйке. По его наущению барыня разлучает Герасима с Татьяной, и именно он приказывает дворнику расправиться с Муму. Так проявляется негативная суть этого персонажа. Участие в конфликте второстепенных героев пассивное. Они подавлены властью хозяйки. У них нет иного выбора, они лишены всякого мнения и слова. Поэтому они делают то, что им говорят, согласны они с этим или нет. Также они и не пытаются противоречить, даже в мыслях у них не рождается мысль попробовать что-то изменить. Как бы они хорошо не относились к Герасиму, слово барыни для них закон. 6 вопрос. Трагичность персонажа подчеркивается его ограниченными возможностями в восприятии мира. Он с детства глухонемой. Его жизнь наполнена одиночеством и отрешенностью. Смысл его существования заключается в тяжелой сельскохозяйственной работе. Его возможности неисчерпаемы. Герасим с большим усердием относится к труду, чем вызывает уважение у окружающих. Силу духа Герасима автор формирует с помощью внешнего описания героя. Мужик обладает высоким ростом и крепким телосложением: «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…». Борода и волосы Герасима придают ему одновременно угрюмость и величавость. Несмотря на безжизненное выражение лица, крестьянин вызывает опасения у окружающих своими внушительными размерами. Физические возможности Герасима автор сравнивает с силой четырех человек. Жизнь народного труженика сопоставляет с прорастанием могучего дерева на плодородной земле. Немота и язык жестов Герасима сопоставляется автором с взаимоотношениями между животными и людьми. Герасим, как животное, не в силах произнести свои пожелания, вынужденно повинуется командам и жестам окружающих. Слуги при дворе воспринимали дворника как дикого не совсем прирученного зверя и испытывали перед ним неподдельный страх. Молчание Герасима заставляет челядь додумывать его намерения и поступки. Дворник довольно быстро смекал сущность каждого. Дворнику достаточно было взглянуть на человека, чтобы понять происходящие события без слов. • Именно поэтому, когда кастелянша беспричинно обидела Татьяну, Герасим очень быстро среагировал. Он не слышал слов их беседы, не умел читать по губам, но смог прочувствовать несправедливость ситуации. Человеческое чутье Герасима не подводит его и в случае с заговором. Первое время крестьянина одолевает тоска, но постепенно он привыкает к городской жизни. Герасим не находит применения своей необузданной энергии. Барыня очень ценит своего нового работника, относится к нему с уважением. Она чувствует в этом человеке огромную силу и защиту. Прислуживая барыне, Герасим подавляет свои истинные желания и возможности. Жизнь при дворе является для дворника заточением. Тургенев превозносит положение Герасима над челядью, называя крепостного «великаном», а прислугу «людишками». Дворник был выше остальных, потому что обладал качествами достойного человека Среди работников барыни Герасим выделяет прачку Татьяну. Не смотря на робость и молчаливость девушки, дворник влюбляется в девушку и берет над ней покровительство. Он начинает оказывать ей заботу и дарить подарки: «…идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит…». Симпатия мужика приобретает серьезный характер, и он намерен женится на девушке. Ухаживания Герасима не остаются не замеченными слугами. Дворник заказывает себе праздничный кафтан, чтобы в нарядном виде попросить руки Татьяны у барыни Планы барыни идут в разрез с желаниями Герасима. Она решает выдать прачку за башмачника Капитона, в надежде, что женитьба положительно повлияет на его постоянное пьянство. Принимая такое решение, барыня не подозревает о чувствах дворника к Татьяне. Выход из сложившейся ситуации находит дворецкий Гаврила. Испытывая опасения по поводу суровой реакции Герасима, дворецкий вступает в сговор с Татьяной. Зная отрицательное отношение крестьянина к пьянствующим людям, прачка предстает перед дворником в нетрезвом виде. Герасим испытывает разочарование и не препятствует дальнейшей судьбе Татьяны. Прощальная сцена прачки и дворника наполнена душевным теплом и пониманием. Герасим не держит зла на девушку и перед расставанием дарит ей платок, приобретенный для Татьяны с любовью. В жизни крестьянина это было первое и последнее проявление чувств к женщине. Предательство Татьяны переживается им как тяжелая драма. Ее поступок парализует внутреннюю силу дворника. Он переваривает происходящие события наедине с самим собой. Пережив разочарование в любви, Герасим переключает свое внимание и заботу на другого персонажа. Появление животного в жизни дворника имеет очень важное значение. У него появляется новый смысл в жизни. Он, как будто переносит свою безответную любовь к Татьяне, на это маленькое беззащитное животное. В Герасиме пробуждаются чуждые для него эмоции. Муму придает радостное настроение и, возможно, впервые вызывает смех у хозяина. Со временем у дворника даже проскальзывает ревностная реакция на ласки окружающих к Муму. Животное заполняет душевную пустоту Герасима. Своим присутствием придает ему сил и энергии. Не вызвав у собаки расположения, хозяйка приходит в состояние раздражения и принимает безжалостное решение. Барыня дает поручение дворецкому о немедленном устранении животного из ее дома. первая попытка избавиться от собаки заканчивается неудачей. Это еще больше злит барыню, и она приказывает челяди любым способом устранить Муму. Герасим вынужденно берется сам исполнить волю хозяйки. Внутри него происходит борьба с самим собой. Опасаясь непредсказуемой и худшей судьбы для собаки, Герасим принимает решение утопить своего питомца. Он отправляется с собакой в трактир, чтобы накормить ее. Таким образом, пытается хоть немного искупить свою вину перед животным. Подробное описание автором прощального ужина, сопоставимо с расставанием двух любящих сердец. Немота Герасима впервые в жизни помогает ему. Топление Муму проходит для него безмолвно и беззвучно. Поступок дворника не вызывает понимания или сочувствия у окружающих. Потеря любимого друга вызывает в Герасиме внутренний протест и подталкивает крепостного на решительные действия. Не в силах примириться с этой ситуацией, он собирает вещи и покидает дом барыни навсегда. Он возвращается в свою родную деревню к привычному образу жизни. Из-за перенесенных трагедий, он больше не позволяет своему сердцу привязаться ни к женщине, ни к животному. Герасим предпочитает одинокий образ жизни, по-прежнему оставаясь для окружающих сильным могучим богатырем. В конце произведения образ крепостного приобретает духовную свободу. На примере поступка Герасима Тургенев показывает силу народного духа. Хочет донести, что за любую несправедливость приходит расплата. 7 вопрос Основные элементы сюжета 1) Экспозиция —в тексте занимает значительное место, здесь автор описывает челядь. Среди крепостных он выделяет дворника Герасима, глухонемого богатыря, исправно выполняющего свои обязанности. Мы видим одинокого человека, который тоскует по своей деревне и держится от дворни особняком. Завязка — любовь Герасима к прачке и дальнейшее развитие сюжета Планы о женитьбе Разочарование в Татьяне (кульминация) Находка собачки Жизнь муму и Герасима Собаку увидела хозяйка, пытается избавиться от неё Кульминация Утопление собаки Развязка уход Герасима в деревню |