Повстречался сын с отцом аннотация без примеров.. повстречался сын с отцом. Анализ музыкального произведения
Скачать 22.36 Kb.
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский Губернский колледж искусств» Анализ музыкального произведения «Повстречался сын с отцом» Композитор – Георгий Васильевич Свиридов. Автор стихотворения – Александр Андреевич Прокофьев. Выполнила студентка 403 группы Кузнецова Ангелина. Преподаватель Беляева Татьяна Петровна. Химки 2022г. Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998гг.) – советский композитор, пианист, музыкальный деятель. Музыкальное образование получил в Ленинградской консерватории по классу композиции у П.Рязанова и Д.Шостаковича. Неоднократно представлял советское музыкальное искусство за рубежом. Имел почётные звания: Народный артист РСФСР/СССР, Герой социалистического труда. В ранние годы учения и творческого становления, Свиридов писал много инструментальной музыки. Это симфонии; камерные ансамбли; 2 сонаты; Детский альбом для фортепиано. Но главным в творчестве Георгия Васильевича была, безусловно, вокальная музыка. Среди выдающихся произведений: Оратория «Поэма памяти С.Есенина» (1955г.) и оратория «Патетическая» на стихи В.Маяковского (1959г.); кантаты для хора и оркестра: «Курские песни» (1964г.), «Деревянная Русь» на стихи С.Есенина (1964г.), «Снег идёт» на стихи Б.Пастернака (1965г.). Музыкальные комедии «Настоящий жених» (1939г.), «Огоньки» (1951г.); «Ода Ленину» для чтеца, хора и оркестра (1976г.); «Концерт памяти А.Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973г.). Романсы – «Роняет лес» (1935г.), «Зимняя дорога» (1935г.), «Подъезжая под Ижоры» (1935г.) и другие. Музыка к спектаклям – «Русские люди» К.Симонова (1942г.), «Отелло» У.Шекспира (1944г.), «Царь Фёдор Иванович» к одноимённой драме А.Толстого; музыка к кинофильмам. Вокальные ансамбли и хоры – «Петербуржские песни» (1961-1963гг.); 5 хоров a-cappella; «Об утраченной юности» (на прозаический текст из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя) «Вечером синим» (на стихи С.Есенина), «Повстречался сын с отцом» (А.А.Прокофьев), «Как песня родилась» (на стихи С.Орлова), «Табун» (С.Есенин) (1958г.) и другие. Георгий Васильевич – один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии её главенствующую роль в произведении. Немалое внимание композитор уделял киномузыке. Актёрская игра давала Свиридову импульс для его воображения. Хоровое искусство Свиридова опиралось на духовные православные песнопения и русский фольклор. Важная особенность искусства Свиридова – его «сверхисторичность». Оно – о России в целом, охватывая её прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умел подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремлённостью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. К поэтическому тексту у Свиридова было особое отношение. Зная достаточно многое о хоровом искусстве, композитор часто изменял слова в тексте для удобства исполнения. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М.П.Мусоргского, обогащая его достижениями ХХ столетия. Свиридов использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного распева, а в то же время – и современной городской массовой песни. Главная черта стиля Свиридова – русское национальное начало его музыки, песенность, характерная для русского фольклора – отсюда диатонизм, лежащий в основе большинства его произведений, обилие унисонов и параллелизмов, широкое использование подголосочной полифонии и «хоровых педалей». Встречается в хоровой гармонии Свиридова и хроматика, чаще всего там, где музыка выражает сложное душевное состояние. Гармония во многом диктуется мелодией: это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда и ее необычное строение, в основе которой квартовые и секундовые соотношения. Свиридовская гармония, как правило, играет не функциональную, а фоническую роль, в ней – «ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов». В песнях, романсах и отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух-трёхчастными, особенно куплетно-вариационными и строфическими. Благодаря постоянной, пронизывающей вариантности, его формы становятся сквозными, чаще всего итогом выступает последний раздел или строфа. Интересно тонкое отношение Свиридова к темпам – даже незначительные изменения темпа важно учитывать во время исполнения, ведь они влияют на изобразительность музыкального материала. Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971гг.) – русский и советский поэт. Учился в Петербуржской учительской семинарии. Служил в Красной Армии. В 1931 году выпустил первую книгу стихов «Полдень». За ней последовали сборники «Улица Красных Зорь», «Победа». Поэзия А.Прокофьева – это бьющаяся через край любовь к жизни, земной радости. В его стихотворениях прослеживается романическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимал будто бы на вкус, наощупь и берёг их. Много стихотворений Прокофьев посвятил Родине. Во время Великой Отечественной войны работал в политуправлении Ленинградского фронта. Написал лиро-эпическую поэму «Россия». Его сборники «Полдень», «Заречье», «Приглашение к путешествию». Получил Ленинскую премию и Государственную премию СССР. Хор «Повстречался сын с отцом» - третий, средний, хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов». В какой степени можно считать это произведение хоровым циклом? Составляющие его части объединены не общностью сюжета или творчеством одного поэта, а размышлениями поэтов о судьбах Родины (такая тема была близка Свиридову всегда). Эмоциональная окраска этих размышлений различна: если в первых двух хорах мы слышим воспоминания с лирическим оттенком, то в двух последних на первый план выходит гражданственная тематика. Эти две образные сферы противопоставлены тонально: для первого и второго хоров композитор избрал диезные тональности, для четвёртого и пятого – бемольные. Переход от одной сферы к другой – от юношеских мечтаний к суровой реальности, которую способен познать взрослый человек – происходит в третьем номере, где рассказана очень жестокая история, не оставляющая место для каких бы то ни было иллюзий. В тональном плане он тоже занимает «переходное» положение: от сферы диезных тональностей, к сфере бемольных (первая часть написана в бемольной тональности, а вторая – в диезной). Таким образом, цикл – казалось бы, составленный из обособленных частей – обладает своей особой драматургией. Музыкальная составляющая произведения тесно связана с поэтическим текстом, красочно выделяя и противопоставляя друг другу образы природы и враждующих людей. Стихотворение рисует нам один из эпизодов Гражданской войны, когда люди поделились на Красную и Белую армии. Драматичное столкновение на поле боя отца и сына, гибель сына показана на фоне картин природы. Подчеркнута взаимосвязь образов природы и человеческих отношений в период боевых действий, трагичность произошедшего. Свиридов в своём произведении видоизменил стихотворение Прокофьева «Ой, шли полки…» Изменению подверглись некоторые слова, какие-то даже подчеркнули трагичность смерти сына, в изначальном варианте текста не было слов «…Покатилась по долине голова сыновняя…», вместо них поэт написал «…И осталась в той долине долюшка сыновняя…». Текст стихотворения Свиридов взял неполный, убрав оттуда первую, вторую объёмную строфу, четвёртую и девятую строфы. Некоторые строфы из стихотворения находятся не в изначальном порядке, видимо, для нарастания напряжения к моменту кульминации – четверостишье «У тропиночки бросовой…» Свиридов переместил между строфами «И поныне на вспомине…» и «Ветер шёл походкой шаткой…» Произведение написано в строфической форме, состоит из пяти обособленных друг от друга строф, общее их построение условно делится на две основные части. В первую часть входит четыре строфы, во вторую – одна. Строфы произведения соответствуют четверостишьям поэтического текста. Для более точного анализа произведения следует внимательно изучить каждую строфу по отдельности. Ладо-тональный план произведения довольно разнообразен. Первая строфа написана в тональности F-dur, что соответствует героическому характеру строфы. Во второй строфе происходит отклонение в параллельный минор – d-moll, подчёркивая лиричность строфы; Свиридов в этой строфе использует фригийский минор (II низкая). Третья и четвёртая строфы снова написаны в тональности F-dur, с отклонениями в четвёртой строфе в гармонический d-moll, что в свою очередь отражает трагичность событий и одновременно контрастирует с ней. Пятая, заключительная строфа произведения исполняется в D-dur с незначительными отклонениями в h-moll (с последующим повышением 3 ступени – H-dur). Данный эпизод – ни что иное как «реквием», посвященный памяти жертв той трагичной гражданской войны. Произведение написано в переменном размере. Метр – переменный. Первая строфа написана в размере 4/4, в конце её размер меняется на 3/4, в предпоследнем такте – на 2/4, а в следующем снова возвращается к размеру 4/4. Следующие три строфы написаны в этом же размере. Пятая строфа целиком написана в размере 3/4. Преобладающие ритмические рисунки для каждой строфы: Первая: Вторая: Третья: Четвёртая: Пятая: Фактура изложения – многоголосная. Склад письма – гомофонно-гармонический с элементами подголосочной полифонии. Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора. На протяжении всего произведения встречаются divisi у всех хоровых партий. Диапазоны хоровых партий: Тесситура удобная для исполнения. Для каждой строфы характерен разный тип мелодики. Для первой, третьей и четвёртой строфы характерна скачкообразная мелодия. Во второй строфе мелодия в основном волнообразная, без значительных скачков мелодии. Пятая строфа совмещает в себе скачкообразный и волнообразный типы мелодики. В третьей и четвёртой строфах используется мелодический октавный унисон между женским и мужскими партиями. Примеры широких скачков в хоровых партиях приведены в Приложении. Их можно причислить к интонационным трудностям. К дикционным трудностям можно отнести: - утрированное произношение буквы «р»: тропиночки, ветер, сторонам, стременах; - присоединение согласных на конце слова с следующему слогу: в долине, ветер шёл походкой, покатилась по; - короткое произношение шипящих и свистящих согласных: стременах, частого, вересовых. Исполнительский анализ. Свиридов с большой точностью и щепетильностью относился к темпу и его изменениям, поэтому обозначение темпов и метрономов в произведении указаны очень точно. Первоначальный темп «Энергично, не затягивая» = 72, применяется к началу первой строфы. Далее темп меняется на «Чуть живее» = 80, этот темп закрепляется до начала третьей строфы, затем следует пометка «Более и более воодушевлённо», что скорее относится больше к характеру, нежели темпу. В четвёртой строфе устанавливается показатель метронома = 88, а в конце этой строфы, во время кульминации, он меняется на = 80, и этот темп сохраняется до конца строфы, однако следует учитывать ritenuto в конце четвёртой строфы во время вокализа у партии Сопрано и фермату на последней паузе строфы, которая значительно увеличивает паузу между строфами. Динамика в произведении контрастная и находится в пределах от ppp до ff, с применением sf. Мелодическая фразировка соответствует текстовой. Кульминацией всего произведения следует считать конец четвёртой строфы («…голова сыновняя…»), где на последний слог приходится широкий мажорный аккорд, контрастирующий с содержанием текста. Звуковедение в произведении – на протяжении всего произведения legato,marcato во время кульминации в четвёртой строфе и tenuto на повторяющихся звуках (приём репетиций) в пятой строфе. Атака звука твёрдая во всём произведении за исключением второй и пятой строф. Певческое дыхание – цепное, частичное (по партиям); общехоровое дыхание в произведении отмечено короткими паузами и обусловлено знаками препинания в поэтическом тексте. При работе с партитурой перед дирижёром могут возникнуть определённые трудности, такие как: - точные смены темпа и метронома; - особенные выдержанные звуки, требующие активного снятия (с выраженным sf); - плавность звуковедения, но при этом сила подачи; - эмоциональное исполнение произведения. |