Анализ. Анализ поэтического текста. Работа выполнена студенткой группы ф10717 Сироткиной Дарьей. А. А. Фет
Скачать 34.11 Kb.
|
Анализ поэтического текста. Работа выполнена студенткой группы Ф-10717 Сироткиной Дарьей. А.А. Фет Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. 1957? В 1857 году, когда было написано это стихотворение, Фет был уже известным литератором, признанным мастером пейзажной лирики. В этом жанре (в котором и написано данное стихотворение), где на передний план выступает описание природы, перекликающееся с чувствами, внутренним состоянием лирического героя, поэт наиболее полно проявил свое дарование. Являясь представителем «чистого искусства», Фет никогда не затрагивал темы политики, социальных проблем – он служил искусству: для Фета имели значение лишь такие вечные ценности как любовь, красота, природа. Его творения наполнены чарующим звучанием звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Тема этого стихотворения вынесена в его название – «Весенний дождь». Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с быстрой переменой погоды: от солнечного неба к быстрому дождю. Для Фета весна, как и всё, что с ней связано, является одной из важных тем всего творчества вообще, и это неудивительно, ведь весна – это утро года, время обновления. И именно обновление, которое несет с собой дождь, та теплота и свежесть, которую весенний дождь дарит природе, и привлекают поэта в этом явлении. У Фета дождь – не просто метеорологическое явление, это особое состояние природы, её самоочищение; вода, которая проливается с дождем, - это живительная влага, «живая» вода, дающая новую силу для жизни всего сущего на Земле. Композиция стихотворения содержит три части, соответствующие делению на строфы. В первой строфе природа изображается безмятежной и самоупоенной. Воробей, купающийся в песке, ещё ничего не знает о дожде, а солнце ещё не спряталось за тучами и дарит всему живому свой свет. Во второй строфе дается картина приближающейся непогоды (если так можно назвать теплый весенний дождик). В третьей – дождь уже здесь, он стучит в окно, давая знать о своем визите. Такое построение стихотворения делает описание весеннего дня очень реалистичным; постепенная смена погоды, переход от сияющего солнца к дождю, реализующейся поэтапно в каждой части, вообще – изображение природы в динамике - удачная находка поэта-художника. С композицией связан и хронотоп стихотворения. Время, как уже было сказано, здесь не стоит на месте, природа показана в динамике. Плавность изменений соотносится с мерным движением времени. Состояния, описанные в первой и второй строфах, природа как бы переживает одновременно, параллельно. Эти два противоположных состояния разрешаются в третьем, описанном в заключительной части стихотворения. I.Ещё светло, солнце блещет III.Брызнули капли II.Движется завеса Время, t Пространство всего стихотворения едино. Оно представляется видом из окна, у которого, по-видимому, стоит лирический герой стихотворения. Но разным полюсам этого пространства соответствуют разные состояния: с одной стороны – ещё блещет солнце, а с другой – уже надвигается дождь. Пространство описывается фрагментарно, во второй части дана наиболее обширная картина «от неба до земли». В первой и третьей частях это пространство, располагающееся непосредственно перед взором лирического героя, недалеко от его окна: что воробей, что листья деревьев находятся вблизи дома. Яркие образы также способствуют раскрытию главной темы стихотворения. Образ солнца, солнечного света открывает стихотворение, именно с него начинается описание весеннего дождя. Солнечный свет наполняет собой все пространство произведения, даже просвечивая сквозь дождевую завесу. Этот образ не противопоставлен образу самого дождя, а как бы дополняет его. Если солнечный свет в произведении постоянен, статичен, то образ дождя дан в динамике. Вначале – это качающаяся завеса, затем – капли, стучащие по стеклу. Здесь не дается целостного образа дождя (как впрочем, и само слово «дождь» здесь ни разу не упоминается, вместо него употребляется «что-то»), он показан фрагментарно, это некая образная метонимия этого явления. Изменение погоды показано как переход одного состояния природы в другое, как синтез этих двух образов: солнечного света и дождя, которые совмещаются в образе «золотой пыли». Это основные образы произведения. Другие образы не менее замечательны. Воробей, купающийся в песке, - образ, который характеризует все состояние весенней природы перед дождем: это какое-то упоение, наслаждение теплом, солнцем, появившимся недавно после долгой и холодной зимы. И то, что воробей чистит свои крылышки, купаясь в песке, очень показательно. Это проспекция будущей смены погоды: вначале почистился, исупался воробей, часть природы, затем настала пора очищения для всей природы, пошёл дождь. Лес, стоящий за завесой дождя, также является частью природы и так же, как воробей, характеризует её в целом. Лес, который «как будто в золотой пыли», - это состояние природы во время дождя, только в этой взаимосвязи (леса и дождя) и проявляется функция дождя как источника жизни. Вода, соединяясь с энергией солнца, которое и подсвечивает дождевую завесу, делается «живой» и передает эту живительную силу всей природе. Так выражается идея стихотворения. Если лес изображается в отдалении, как природа, существующая отдельно от человека, то в качестве природы, окружающей непосредственно лирического героя, дан сад, находящийся, по-видимому, неподалеку от окна, из которого лирический герой наблюдает смену погоды. В саду стоят источающие дивный аромат липы, по их «свежим» листьям начинает стучать дождь. Эти листья, наверное, так упруги, что, чтобы описать тот звук, который раздается при попадании капелек на листья, поэт использует глагол «барабанит». Также можно выделить «сквозной» образ окна, через которое лирический герой и видит природу. Оно упоминается вначале: «Ещё светло перед окном» - в первой строфе. Образ окна появляется и в третьей строфе: «Две капли брызнули в стекло». Показательно, что именно со стука капель о стекло начинается непосредственное описание дождя здесь и сейчас. Только через окно лирический герой узнает об изменениях в окружающей среде, следовательно, окно – тот объект, посредством которого лирический герой воспринимает природу. Ещё стоит отметить, что окно, скорее всего, открыто, ведь до лирического героя долетают не только звуки, но и запахи, распространяющиеся от лип. Этот образ может быть аллегорией поэзии, ведь читатель так же, как и лирический герой, с помощью поэзии познает красоту вокруг. Хорошие стихи, как и чистое стекло, без искажений передают состояния природы, окружающего мира вообще, а самые прекрасные стихи, как открытая форточка, - ещё и запахи, звуки, которые являются важной частью любого пейзажа. Основная тема и идея стихотворения находят отражение и в его структурном строении. Стихотворение состоит из трех катренов, деление на строфы обусловлено композиционно, о чем уже говорилось выше. Размер – четырёхстопный ямб с перемежающейся мужской и женской клаузулой и перекрестной рифмой, классический размер русского стихосложения. Его размеренный ритм соответствует мерному течению времени в стихотворении, неспешному и созерцательному повествованию, а сочетание мужской и женской клаузул гармонизирует звучание стихотворения. В ритмико-метрической организации стихотворения важную роль играют пиррихии: Еще светло перед окном U_|U_|UU|U_ И воробей своим крылом UU|U_|U_|U_ А уж от неба до земли UU|U_|UU|U_ и т.д. Их употребление облегчает стих, делает его более летучим, динамичым. Слова с пиррихиями это, в основном глаголы: «купаяся», «движется», «брызнули», «подошло», «барабанит» - или слова, обозначающие расстояния, место: «перед», «от», «до». Таким образом, динамичное значение глаголов приобретает дополнительную форму, форму ритма, а у слов с обстоятельственным значением подчеркивается их второстепенная синтаксическая роль. Интересно строение первого стиха второй строфы: здесь всего две ударных стопы, на словах «небо» и «земля» (остальные стопы с пиррихиями), то есть существование двух опорных точек, двух полюсов мира находит отражение в строфике стихотворения, семантический смысл приобретает дополнительную нагрузку за счет формальных категорий метрики. Среди тропов этого стихотворения можно выделить сравнение («..будто в золотой пыли// Стоит за ней опушка леса»), которое играет важную роль при создания образа дождя. Именно это сравнения характеризует функцию дождя по отношению к остальной природе, делает образ законченным и целостным. Фету удалось создать картину яркого дня с помощью минимального количества эпитетов. Также можно выделить метафору («От лип душистым мёдом тянет»), которая добавляет красок стихотворению, делает его более выразительным, ведь автор в данном случае прибегает не только к визуальным образам; поэт обращается к обонянию, к памяти запахов, которые зачастую говорят о большем, чем слова. Специфичность запаха характеризуется тем, что мёдом от лип именно «тянет», такой глагол характеризует запах как вязкий, тягучий, «тянущийся», эпитет «душистый» лишь усиливает этот образ. В целом, поэтику стихотворения в основном составляют другие средства, которые обуславливаются художественной идеей стихотворения: показать природу в динамике. Поэтому в стихотворении преобладают фрагментарные изображения природы, имеющие краткую и емкую форму, моментальные зарисовки, где художественно-изобразительные средства были бы излишни. Такой метод в пейзажной лирике сродни импрессионизму в изобразительном искусстве, где так же запечатлеваются мимолётные впечатления. Немалое значение на лексическом уровне стихотворения имеют наречия («ещё», «уж»), именно они очерчивают временные рамки внутри стихотворения, делят его композиционно. С помощью ассонанса звуков «о» и «е» (ЕщЕ свЕтлО пЕрЕд ОкнОм), аллитерации звука «л» (в разрывы обЛак соЛнце бЛещет) художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. Шелест шуршащих под дождем листьев и стук дождя по стеклу так же передается с помощью аллитерации (и ШТо-То к саДу поДоШло//… БаРаБаниТ) Таким образом, «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения. |