Анализ стихотворения. Анализ стихотворения Бориса Садовского. Анализ стихотворения Бориса Садовского Печальная сова
Скачать 16.24 Kb.
|
Анализ стихотворения Бориса Садовского «Печальная сова». Печальная сова, Одинокая сова Плачет в башне над могилой В час вечерний, в час унылый, В час, когда растет трава. Ослепшие цветы, Помертвелые цветы Дышат грустью погребальной В час вечерний, в час печальный, В час грядущей темноты. Безумные слова, Несказанные слова Рвутся из груди холодной В час вечерний, в час бесплодный, В час, когда кричит сова. 1906 Идейно – образный уровень: В данном стихотворении возникают следующие образы: сова, цветы, ночь, кладбище, образ лирического героя (привидения), его речь. В целом перед нами вечерний пейзаж («час вечерний», «час…грядущей темноты», «Кричит сова» - это ночная птица). Место действия – кладбище («в башне над могилой», «грустью погребальной», «цветы помертвелые»). Действующие лица – привидение («из груди холодной»), восставшее из своего последнего пристанища и пытающееся сказать какие – то последние слова. Настроение и эмоции преобладают соответственные окружающей обстановке и передаются эмоционально – экспрессивными прилагательными: мотив одиночества, уныния, грусть, печаль («час унылый», «грусть погребальная», «час печальный», «час бесплодный», «одинокая сова», «груди холодной», «цветы помертвелые, ослепшие»). Можно говорить о психологическом параллелизме: состояние природы помогает передать состояние души лирического героя. Стилистический уровень: Своеобразие лексики. Обращает на себя внимание градация, выраженная словами «плачет…сова» в начале стихотворения, в конце стихотворения уже «кричит сова», что передает крайнее эмоциональное напряжение, разлитое в окружающей обстановке. В начале стихотворения «час унылый», в конце «час бесплодный», то есть создается ощущение безжизненности, необратимости. Градация проявляется и в эпитетах: «час вечерний, час унылый, час печальный, час бесплодный», «печальная сова, одинокая сова», «ослепшие цветы, помертвелые цветы». Эмоциональное напряжение испытывает и некий образ лирического героя – привидения: из его «груди холодной» слова «рвутся». Эпитеты «слова безумные», «несказанные слова» усиливают это напряжение. Изобразительно – выразительные средства создают яркие и мистические образы, соответственные обстановке, создающие настроение стихотворения: 1) Олицетворения – «сова плачет», «цветы дышат грустью», «слова рвутся»; 2) Эпитеты – «ослепшие цветы», «помертвелые цветы», «грустью погребальной», «час печальный», «час бесплодный», «слова безумные», «одинокая, печальная сова». Лексика преимущественно относится к именам существительным и прилагательным, что помогает создать пейзажную картинку ночного кладбища, наполненную эмоциональным содержанием. Глаголов очень мало, в сущности это только глаголы «плачет, кричит сова, дышат цветы, слова рвутся», которые также призваны передать эмоциональное состояние, настроение стихотворения. Лексический повтор, использующийся в каждой строфе, создает особенный музыкальный рисунок. Особенности синтаксиса. Все стихотворение построено на приеме синтаксического параллелизма: каждая строфа – это отдельное предложение, построенное зеркально одинаково: определение – подлежащие – сказуемое – определения – обстоятельства времени. Первая и последняя строфы – сложноподчиненное предложение с придаточным времени, осложненное рядом однородных членов предложения (определения). Этот прием создает своего рода ритмический рисунок стихотворения. Фонетический уровень. Рифма стихотворения: смежная и кольцевая (АА BB A), строки имеют женские (на гласную) и мужские (на согласную) окончания. Кольцевая композиция и у всего стихотворения: начинается и заканчивается образом совы. Ритм также необычен: первые две строки написаны ямбом, остальные три хореем. Аллитерации: повторение гласных О, А, И, У, Ы, создающих протяжность стона, воя. Ассонансы: повторение согласных шипящих Ч, Ш, Щ, создающих ощущение вечернего шороха. Таким образом, небольшое по объему стихотворение обладает массой изобразительно – выразительных возможностей, простой пейзаж с минимумом деталей наполнен мистикой, эмоциональным напряжением. |