ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
Скачать 0.58 Mb.
|
Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. С. ПушкинаСтихотворение "Деревня" было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый "петербургский" период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы управления... Так, стихотворение "Деревня" поэт посвящает проблеме крепостного права, волновавшей многих мыслящих людей того времени. Стихотворение имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов "...но мысль ужасная...") представляет собой идиллию, в то время как вторая -- политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя -- это, с одной стороны, "пустынный уголок", некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, "приюта спокойствия, трудов и вдохновенья", герой обретает духовную свободу, предается "творческим думам". Образы этой части стихотворения: "темный сад с его прохладой и цветами", "светлые ручьи", "нивы полосаты", "в дали рассыпанные хаты", "мельницы крылаты", -- несомненно, романтизированы, что создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где поэт безжалостно обличает безобразие социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. "Барство дикое" и "рабство тощее", основные образы этой части, воплощают "невежества убийственный позор", всю неправильность и бесчеловечность крепостного права. Лирический герой отождествляемый с самим поэтом, называющий себя "другом человечества", не приемлет этой несправедливости и беззакония, желает "тревожить сердца..." людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть "народ неугнетенный" и "отечество свободы просвещенной". Мир же, окружающий героя, полный жестокости и насилия, мир, где одни "тягостный ярем до гроба <...> влекут", а другие, "не видя слез, не внемля стона", "присвоили себе <...> и труд, и собственность, и время земледельца", выглядит особенно безобразно на фоне прекрасной, гармоничной природы, царства "счастья и забвенья". Таким образом создается контраст между двумя частями стихотворения, позволяющий с особой силой выявить идею ущербности, невозможности существования крепостного права. Поэтом используется и множество изобразительно-выразительных средств языка. В первой части они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: "льется дней моих поток", "мельницы крылатые", "озер лазурные равнины", "мирный шум дубрав", "тишина полей". А во второй части изобразительные средства используются поэтом, чтобы с наибольшей яркостью обличить безобразие социального строя: "...насильственной лозой", "чуждый плуг", "измученные рабы", "неумолимый владелец". Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями, ибо имеют характер воззвания к окружающим, выражают возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества. Размер стихотворения -- шестистопный ямб. Рифма -- как мужская, так и женская, как перекрестная, так и кольцевая: Приветствую тебя, пустынный уголок (ясенская), Приют спокойствия, трудов и вдохновенья (мужская), Где льется дней моих невидимый поток (ж.) На лоне счастья и забвенья (м.) (перекрестная рифма а-б-а-б). Я твой -- люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят (кольцевая рифма а-б-б-а). Анализ стихотворения Пушкина "Во глубине сибирских руд"Это стихотворение Пушкин посвятил декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. В этом стихотворении он поддерживает их дух, высказывает свою солидарность с ними, выражает им благодарность за их героизм,"за дум высокое стремленье". Пушкин уверен, что их труд не пропадет, что будущие поколения продолжат их дело - "из искры возгорится пламя". Это стихотворение поэт передал М.Н.Волконской, которая ехала к мужу в Сибирь, она передала его декабристам, которые в то трудное время очень нуждались в поддержке друзей, близких людей. Стихотворение А.С.Пушкина «Поэт». (Восприятие, истолкование, оценка.)Начало «золотого века» русской поэзии ознаменовал своим творчеством А.С.Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойдённый талант поэта позволили ему избавляться от тяжеловесных рифм его учителя, В.А.Жуковского найти свой собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество Пушкина представляет собой спираль из трёх циклов – трёх этапов жизни поэта. Ни один из мотивов творчества Пушкина мы не увидим в статике. Все темы, начиная с темы дружбы и любви и заканчивая темой предназначения поэзии. Находятся в постоянном развитии. Стихотворение «Поэт» (1827г) относится ко второму этапу творчества А.С.Пушкина. Несмотря на то, что до тридцати лет приоритеты Пушкина не (?) ясны, он находится в постоянном поиске себя, смысла жизни, стихотворение «Поэт» в полной мере отражает авторскую позицию в отношении предназначения поэзии, миссии поэта. Стихотворение это заключает в себе важную мысль. По мнению Пушкина, поэзия состоит в том, чтобы в стихах пересказывать свои обычные чувства и мысли. С первых же строк Пушкин определяет высшую цель поэта – творца. Пушкин говорит, что поэзия это нечто иное, как «священная жертва», дар поэта – «святая лира». Пушкин не скрывает, что сам поэт, будучи лишь глашатаем, вестником Аполлона, не является хозяином своего дарования. Он лишь марионетка в руках богов. Композиционно стихотворение чётко делится на две части. Первая часть описывает «ничтожную» жизнь поэта «в заботах суетного света». Поэт в жизни может ничем не отличатся от обыкновенных людей и «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Но это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, что его «душа» спит, а значит, и «молчит его святая лира». Однако поэт не в состоянии вызвать вдохновение, он не может писать стихи тогда, когда ему этого захочется. И поэт приносит в жертву свою судьбу, свою жизнь. Читатель видит, что обыденность и серость окружающего мира «преображают» поэта. И перед нами уже некто «малодушный» и «ничтожный», не способный на великое и прекрасное. Дале в стихотворении следует союз условий «но». Следующее четверостишие является «переходным» и «суетного света» в мир поэзии. По сути мы становимся свидетелями приходящего к поэту вдохновения. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орёл. Пушкин вновь показывает непостоянство поэта, он не владеет собой и по первому зову подчиняется «божественному глаголу». С другой стороны, именно с этого момента начинается «динамичная жизнь» поэта. До прихода вдохновения он «вкушал хладный сон», бездействовал. Но поэт всё же является рабом, лишь проводником между миром богов и миром людей. Всё, чем он обладает «чуткий слух». Задача поэта – услышать и донести до людей «глагол» богов. Итак, читатель видит описание совсем другого, нежели в первой части стихотворения, поэта. Он тоскует «в забавах мира, людской чуждается молвы». Спящая до тех пор «душа поэта» просыпается, и тут только проявляются его громадные возможности, его высокие качества, не только поэтические, но и человеческие: мудрость, проницаемость, глубина чувства, благородство. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы, Бежит он, дикий и суровый… В поэте – творце мы видим также черты романтического героя, «смятенного», жаждущего свободы. В своём стихотворении «Поэт» Пушкин высказывает и подтверждает мысль об утилитарности искусства, о чистом, высшем назначении поэта. Поэт же показан служители духовности, стремящемуся к совершенству во всём. «Цель художества – идеал, а не нравоучение», - именно к теме миссии поэта относится данное высказывание А.С.Пушкина. На мой взгляд, в стихотворении «Поэт» Пушкин стремится показать два «я» поэта, два «я» самого себя. Однако и того же человека Пушкин показывает в двух различных ситуациях, в двух же ипостасях предстаёт перед нами поэт. Сначала «меж детей ничтожных мира *…+ всех ничтожней он», затем творец превращается в «пробудившегося орла». Однако разрыв между житейским поведением поэта и содержанием его творчества Пушкин вовсе не оправдывается. Величие впоэзии не предполагает малодушия в повседневной жизни. Пушкин лишь констатирует, что такой разрыв вероятен и нельзя судить поэта только по его житейским поступкам. В финале стихотворения Пушкин изображает «широкошумные ! дубравы», «берега пустынных волн». Поэт ищет одиночества, гармонию он находит лишь в объединении с природой. Таким образом, в своём стихотворении «Поэт» Пушкин затрагивает тему единения и неразрывной связи человека и природы. |