Главная страница
Навигация по странице:

  • Г. Державин Памятник

  • ДЛЯ ВЛАДИСЛАВА. Анализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеАнализ стихотворения Державина Памятник Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 год
    Дата19.03.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДЛЯ ВЛАДИСЛАВА.docx
    ТипАнализ
    #403777
    страница1 из 86
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86

    Анализ стихотворения Державина «Памятник»


    Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:

    Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

    Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,

    В сердечной простоте беседовать о боге И истины царям с улыбкой говорить.

    Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» - в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно

    было обеспечить «бессмертие».

    Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт

    «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые

    «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал

    «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II – человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.

    Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

    Е.П. Педчак


    Г. Державин Памятник

    Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник», в котором так

    определяет свое право на бессмертие:

    Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что

    первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истины царям с улыбкой говорить.

    Главной особенностью эстетической позиции Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу — он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические

    принципы. «Памятник» в этом смысле важнейший эстетический доку-мент. Опираясь на

    традицию, поэт открывал существо своего художественного новатор-ства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».

    Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге...» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт

    «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добро-детели, которые

    «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал

    «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отноше-ние к Екатерине II — человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.

    Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далекий от мирской суеты ход размышлений.

    Анализ стихотворения В.А.Жуковского Море


    Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою.

    Тайна моря волнует поэта. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сам поэт.

    ...Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе?..

    В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное направление — романтизм. Он пришел на смену классицизму и оформился в двух главных течениях — психологическом и

    гражданском. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.

    Заслуга В.А.Жуковского состоит в том, что весь видимый человеку мир в его поэзии предстал в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. После Жуковского любое

    переживание, будь то тоска или печаль, гражданское или патриотическое чувство, утратило риторическое, абстрактное (и потому холодное) выражение и приобрело задушевность и трогательность.

    Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить,

    Жизнь души, весны приход?

    Единство авторского сознания и отображенной в лирике романтической личности — вот то новое, что внес Жуковский в романтизм в частности и в поэзию вообще. Это повлекло за

    собой единство стиля и тона, которое достигалось в результате прямого, непосредственного

    воссоздания душевных переживаний личности. Своими элегиями Жуковский вдохнул в

    русскую поэзию новое содержание и преобразовал ее строй. В элегии "Море" содержание грустно не потому, что так велят "правила" искусства, а вследствие сложившегося у поэта

    понимания жизни. Так была поколеблена принудительная связь между жанром и лирической эмоцией. Это привело к тому, что личность в поэзии уже не делилась на разные сферы

    интимную, гражданскую, а предстала единой, внутренне многосложной и многогранной, прекрасной и возвышенной. Действительность отныне просматривалась через душевный строй человека, через его индивидуальные, неповторимо-своеобразные, самобытные

    переживания.

    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

    И мгла исчезает, и тучи уходят,

    Но, полное прошлой тревоги своей,

    Ты долго вздымаешь испуганны волны...

    Литературный критик В. И. Коровин в своей статье "От Державина до Тютчева" писал:

    "Элегическая эмоция включила теперь и "вечные" философские вопросы — противоречия между конечностью тела и бесконечностью духа, и социальные — неудовлетворенность

    насущной действительностью, в которой гибнут высокие духовные ценности (отсюда жажда иного мира и жгучая мечта о нем), и психологические — желание передать неповторимые и гуманные чувства, свойственные отдельной личности, родственным ей душам".

    Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

    В.А.Жуковский придал элегической грусти всепроникающий и всеохватывающий характер. Элегическое настроение — это господствующая тональность его лирики. Элегия - песня всей человеческой жизни, выражающая глубокое и неискоренимое разочарование в действительности.

    Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь

    наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет море глубоким смыслом
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   86


    написать администратору сайта