Главная страница
Навигация по странице:

  • Средства выразительности

  • Эпитеты

  • Анализ стихотворения. Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернак История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака и действительно, оно написано в 1912 год


    Скачать 18.9 Kb.
    НазваниеАнализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернак История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака и действительно, оно написано в 1912 год
    Дата16.03.2022
    Размер18.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнализ стихотворения.docx
    ТипСборник
    #400186

    Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Пастернак


    История создания

    Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

    Тема

    Поэт показывает одновременно пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию. В период написания Пастернак увлекался эстетикой символизма, что и нашло своё отражение в данном произведении. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.

    Композиция

    Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне. С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы.

    Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.

    Концовка произведения имеет ещё один мотив – это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стих и становится последним словом в нём, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.

    Жанр

    Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики. Оно имеет два плана: внешний, рассказывающий о природе и человеке, и внутренний, раскрывающий тайны пробуждения поэзии. Связующим мотивом служит также внутренняя рифма в перекрестной рифмовке. Автор использовал для создания произведения классический четырёхстопный ямб.

    Средства выразительности

    Для того чтобы донести до читателя свои идеи, Пастернак использует самые разные художественные средства, такие, как:

    • Эпитеты – “сухая грусть”, “чёрная весна”, “грохочущая слякоть”.

    • Метафоры – “ветер криками изрыт”, “дно очей”, “слякоть горит”.

    • Сравнение – грачи, “как обугленные груши”.

    В нём также используются ассонанс и аллитерация, которые передают настроение поэта и показывают, как, по его мнению, выглядит пробуждающаяся природа. В то же время Пастернак как будто перекидывает мостики между окружающим миром и человеком, используя для этого однокоренные слова – весна у него “чёрная” и в то же время в мире человека также есть кое-что чёрное – это “чернила”.

    Февраль. Достать чернил и плакать!
    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.

    Достать пролетку. За шесть гривен,
    Чрез благовест, чрез клик колес,
    Перенестись туда, где ливень
    Еще шумней чернил и слез.

    Где, как обугленные груши,
    С деревьев тысячи грачей
    Сорвутся в лужи и обрушат
    Сухую грусть на дно очей.

    Под ней проталины чернеют,
    И ветер криками изрыт,
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.


    написать администратору сайта