Мулыгина_РЛ-5_Анализ_Симонов_Живые и мёртвые. Анализ трилогии К. Симонова Живые и мертвые Романы К. Симонова Живые и мертвые
Скачать 20.74 Kb.
|
Анализ трилогии К. Симонова «Живые и мертвые» Романы К. Симонова «Живые и мертвые» (1954—1959), «Солдатами не рождаются» (1960—1964), и «Последнее лето» (1970—1971), составили по окончании работы писателя над ними трилогию под общим названием «Живые и мертвые», с каждым днем становятся предметом все более пристального анализа критики и литературоведения. В трилогии Симонова действие «сосредоточиваемся вокруг какого-то большего или меньшего дела, вокруг борьбы за победу этого дела». Эту тенденцию Симонов считает очень сильной, ее традиционность не смущает писателя. И действительно, ставя в центр борьбу народа за победу в Отечественной войне, трактуя самое войну как общественное дело, пытаясь раскрыть ее так, чтобы возникающая точка зрения на войну находилась бы «на скрещении разных точек зрения разных людей, в разных должностях побывавших на войне», писатель в конечном счете создает эпическую картину общества времен Великой Отечественной войны. «Механизм войны», хроника событий — от трагических июньских дней 1941 года («Живые и мертвые»), через кульминационный пик Великой Отечественной войны — битву у Сталинграда («Солдатами не рождаются») — до одной из самых крупных военных операций «Багратион», развернувшейся на территории Белоруссии в 1944 году и решившей ход войны («Последнее лето») таков историко-событийный диапазон трилогии Симонова, выросшей на базе тщательного и длительного изучения военных архивов, бесед с участниками войны, обобщения своих собственных дневниковых записей военных лет, художественных и психологических наблюдений самого автора. «Я считаю свою книгу историческим романом, — говорил в 1965 году К. Симонов. — А если б персонажи ее не были вымышленными, я назвал бы ее документальной повестью». И в этом смысле романы Симонова являются еще одним неопровержимым доказательством того, как выигрывает книга, если ее материал лично «выстрадан» писателем и если он «выверен» реальными судьбами современников. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941 по июль 1944 года. Однако сюжет не охватывает весь этот временной интервал, имея узкие временные рамки: Книга первая: лето, осень и зима 1941 года — от начала Великой Отечественной войны до начала контрнаступления под Москвой. Книга вторая: зима 1942—1943 годов — последние дни обороны Сталинграда и операция «Уран». Книга третья: лето 1944 года — операция «Багратион». Основное повествование строится вокруг судьбы военного журналиста Ивана Петровича Синцова. Старший политрук, корреспондент армейской газеты, утратив документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Исходно совершенно штатский человек, в лучшем смысле слова — типичный советский интеллигент в первом поколении, переживший два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых, гибель жены и безвестную пропажу маленькой дочери, к осени 1944 года майор Синцов становится начальником штаба полка. Второй из главных героев трилогии — комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин. Образ Серпилина — собирательный, его основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом. Также в какой-то степени прототипами Серпилина можно считать генерала Горбатова и генерала Гришина. Трилогия тесно связана с целым рядом других произведений Константина Симонова. Часть её персонажей (Синцов, Артемьев, Надя Караваева, Козырев, Иванов и другие) впервые появляется уже в первом романе Симонова «Товарищи по оружию», посвящённом вооруженному конфликту в районе реки Халхин-Гол. Действие серии рассказов и повестей «Из записок Лопатина», впоследствии объединённых автором в роман «Так называемая личная жизнь», развивается параллельно действию трилогии; в нём упоминаются события, происходящие в «Живых и мёртвых»: история взаимоотношений Левашова с Бастрюковым («Левашов»), встреча Гурского с Синцовым на улице Горького и гибель Серпилина («Мы не увидимся с тобой»), некоторые герои второго плана (Гурский, Левашов и др.) действуют в обоих произведениях. Отдельные персонажи, хотя и носят вымышленные имена, отражают вполне реальных людей. Ярким примером этого является член военного совета фронта Львов (присутствует лишь в третьей книге), образ которого с большой степенью точности напоминает советского государственного и военно-политического деятеля Льва Мехлиса. Прототипом генерала Козырева в известной мере является генерал-майор Копец, у которого были позаимствованы служба в Испании и быстрый карьерный взлёт. Прототипом Надежды Козыревой была актриса Валентина Серова, с которой у Симонова в период, описываемый в романах, были непростые семейные отношения. Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова “Живые и мертвые”, благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название “панорамного” романа. Сам Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от него введения большого количества действующих лиц: свыше двухсот. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. “Я оборвал эти судьбы сознательно”,-говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью. Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизий, который погибает немного ранее Серпилина: “Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и не безошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…” Далее в нескольких предложениях Симонов рассказывает об этом человеке буквально все. В сорок первом он вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западном фронте под трибунал за трусость и утерю управления дивизией. Из лагеря был послан на фронт заместителем командира полка. У Симонова человек на войне – это практически реальный человек, то есть взятый из жизни. Судьба Талызина – это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа. При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт. Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны – он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: “Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте”. Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как он ведет себя в военной обстановке: со своим приемным сыном, публично отрекшимся от него, в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина. Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях Серпилина – они не о его семье, друзьях. Чаще всего его мысли заняты событиями войны: “После сталинградского разгрома немцы в марте под Харьковом показали, на что они еще способны. И надо было хоть умереть, но остановить их. Пока останавливали, представитель ставки трижды был у тебя. В последний раз разговор с ним обернулся так, что подумал: снимет с армии. И хотя делал все, что мог и умел, но, если б сняли, жаловаться было бы не на что, потому что отступал, не мог выполнить приказа – остановить немцев. Пришлось выслушать в последний раз и такое, что лучше бы не слышать”. Поведение человека на войне может быть разным. Такие герои трилогии, как член Военного совета фронта Илья Львов, работник Генерального штаба Иван Алексеевич, которых в какой-то мере можно противопоставить, помогают читателю глубже понять причину тех или иных событий, а автору глубже раскрыть характеры людей на войне. Образ Ильи Львова, который появляется в третьей книге трилогии, раскрывает социальную сторону сталинского культа. Львов создает атмосферу подозрительности, недоверия людей друг к другу. Он фанатично претворяет в жизнь идеи Сталина. Иван Алексеевич, фамилию которого мы так и не узнаем, напротив, во многом не поддерживает высшее руководство. “Было все-таки что-то унизительное в том. что вся твоя жизнь зависела от вдруг мелькнувшего в голове воспоминания, которое могло и не мелькнуть, от трех-четырех слов, походя сказанных в трубку”,-думает Иван Алексеевич. Мы видим, что у него положение в Генштабе по понятным причинам непрочное. И хотя ему дорога возможность “в меру своего разумения влиять на ход событий”, он думает о том, как уйти на фронт, пока тучи над ним не сгустились окончательно. Эти образы относятся к персонажам второго плана, но наряду с главными героями в них, а также в члене Военного совета армии Захарове, начальнике штаба Бойко, командующем фронтом Батюке раскрывается идея всего романа К. Симонова. Романа о войне и о людях на войне. |