сочинение олимп. Анализа стихи М. Ю. Лермонтова Благод
Скачать 15.23 Kb.
|
Предложенные для сопоставительного анализа стихи М. Ю. Лермонтова «Благодарность» и Бориса Рыжего «Благодарю за всё…» поднимают тему благодарности за жизнь и всё, что мы от неё получаем. Однако раскрывают авторы эту тему с разных точек зрения. Лирический герой Лермонтова испытывает отчаяние – даже светлые образы дружбы и любви невозможны без «отравы поцелуя» и «клеветы друзей». Мы понимаем, что о благодарности Лермонтов говорит с иронией и упреком ко всем страданиям жизни. Герой стихотворения Бориса Рыжего находится в менее разочарованном состоянии – он говорит о грехах, сожалениях, ненастьях, но всё ещё видит «свет звезды» и чувствует «тепло родного крова», он грустит, но ещё чувствует надежду. Чтобы подчеркнуть многогранность жизни Борис Рыжий противопоставляет светлые образы (сына, жены, детских стихов) негативным тёмным (ненастье, грехи, чужое горе). В первом четверостишии он пишет про «свет звезды, что спорит с темнотою», а после говорит про сына, жену и «музыку блатную», представляя семью звездой, а уголовный мир той темнотой, что находится прямо «за стеною». Лермонтов также использует антитезу, однако положительные стороны (поцелуй и друзья) в его тексте очерняются клеветой и отравой, тем самым создавая атмосферу безысходности. Помимо противопоставления Лермонтов использует в тексте анафору, начиная всю часть благодарности в стихотворении с предлога «за». Борис Рыжий использует парцелляцию, несмотря на которую стихотворение является мелодичным, благодаря пятистопному ямбу, который также использует и Лермонтов. Парцелляция помогает сделать текст менее монотонным, тем самым показать жизнь более положительной. Оба автора используют в своих стихах эпитеты («тайные мучения», «мутная заря», «скверный гость», «в тягостном долгу») и метафоры («целый мир взвалили мне на плечи», «отрава поцелуя», «мучения страстей», «жар души, растраченный в пустыне»). Борис Рыжий использует олицетворения («свет звезды, что спорит с темнотою», «сердце верит, разум знает»), а Лермонтов повторы («за всё, за всё»). Эти художественные средства помогают сделать тексты более образными и яркими. Итак, произведения действительно имеют много общего, но интересны они именно своими различиями, которые приближают нас к пониманию смысла обоих стихотворений. Лермонтов видит в жестокости жизни обречённость, он хочет, чтобы эта благодарность за всю боль стала одной из последних. Борис Рыжий в свою очередь ещё замечает белые пятна жизни и с сожалением, но всё же благодарит судьбу за всю её многогранность. |