Главная страница

Анатомисты Левкипп и Демокрит. Анатомисты Левкипп и Демокрит


Скачать 15.7 Kb.
НазваниеАнатомисты Левкипп и Демокрит
Дата08.10.2021
Размер15.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАнатомисты Левкипп и Демокрит.docx
ТипДокументы
#243690

Анатомисты Левкипп и Демокрит

Атомизм — это философская теория, возникшая в Греции в V— IV вв. до н.э., согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота.

Основателем атомизма считают Левкиппа. О его происхождении известно мало: он был родом то ли из Абдеры, то ли из Милета. Годы жизни точно не установлены — известно лишь, что это V в. до н.э. У кого учился Левкипп, доподлинно неизвестно, но некоторые предполагают, что он мог быть учеником Зенона. Однако очевидно, что на формирование атомизма Левкиппа влияние оказала философия Парменида.

В основании космологической теории Левкиппа лежат два основания — пустота и полнота. Вероятно, именно Левкипп впервые назвал полноту атомом — atomos, "неделимым", точнее — «неделимой природой»

За Левкиппом признается авторство двух сочинений — "Великое мироустройство" и "Об уме". От обоих текстов сохранились лишь несколько фраз. В частности, из сочинения "Великое мироустройство" до нас дошел ряд ключевых терминов: atomoi — атомы, nasta — полнота, mega kenon — великая пустота, dims — вихрь и др. Этот же набор терминов мы встретим в текстах Демокрита. В сочинении "Об уме" Левкипп считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Учеником Левкиппа был Демокрит.

Началами всего сущего Демокрит полагал атомы — atomoi/ atoma и пустоту — to kenon. Лишь атомы и пустота существуют в действительности, все остальное существует в силу того, что есть атомы и пустота. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным - с единой субстанцией.

Именно так, по мнению Демокрита, устроен космос. Атомы, находясь в движении и постоянно перемещаясь, соединяются произвольно, но — и в этом парадокс — их соединение подчинено необходимости выражать порядок космоса. При этом все те формы вещей, с которыми человек сталкивается в своем опыте, нуждаются в интерпретации, и смысл, извлекаемый из опыта освоения мира, не может быть гарантированно окончательным. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Поясняя это, Демокрит приводит пример с медом: одним он кажется сладким, другим — горьким. Из этого философ делает вывод, что мед не сладкий и не горький сам по себе. Сладким или горьким он оказывается в представлении людей. Какие из представлений истинны, а какие — нет, неясно. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. Он с пафосом воскликнул: "Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!"
Поэтому, если следовать трактовке Аристотеля, Демокрит утверждает, что ничто не может быть признанно истинным, т.е. истинное нам неведомо.

Итак, атомы движутся. Возможность движения атомов обеспечивается наличием пустоты. Пустота не есть ничто — скорее, она нечто, но нечто формально не определенное. Ее роль заключается в том, чтобы обеспечивать возможность движения. Для обозначения пустоты Демокрит вводит неологизм (сам придумывает слово), который образует от слова ouden (ничто), отбросив отрицание он. В результате получается den, не ничто, а нечто.

Последователями Демокрита были скептики и эпикурейцы, кроме того, мысль Демокрита при внимательном рассмотрении оказывается близкой софистической мысли.


написать администратору сайта