Главная страница
Навигация по странице:

  • Юрий Михайлович Чичков

  • Ибряев Константин Иванович

  • Музыкально-теоретический анализ

  • солдатские звёзды. Аннотация по дирижированию Солдатские звёзды. Аннотация по дирижированию Солдатские звёзды


    Скачать 20.98 Kb.
    НазваниеАннотация по дирижированию Солдатские звёзды
    Анкорсолдатские звёзды
    Дата03.05.2022
    Размер20.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация по дирижированию Солдатские звёзды.docx
    ТипДокументы
    #510323

    Аннотация по дирижированию Солдатские звёзды

    Музыка Ю.Чичкова

    Слова К.Ибряева

    Выполнила студентка II курса

    Шистерова Варвара

    Юрий Михайлович Чичков родился и провёл детство в Москве. Интерес к музыке проявил в раннем возрасте, много пел. Первым преподавателем по вокалу для него стала мать, которой впоследствии композитор посвятит много ярких песен. Она же привела Юру в музыкальную школу, где его способности сразу были с достоинством оценены.

    Ещё ребенком застала Юру Великая отечественная война. К счастью, даже переоборудование музыкальной школы в военный госпиталь не помешало Юре продолжить занятия музыкой. Его преподавательница настояла на продолжении учёбы, несмотря на невзгоды военного времени. Продолжая успешные занятия, Юра со временем всё чаще задумывался и о собственном вкладе в музыкальную культуру. Именно в юношеские годы он создал свои первые, пусть и не всегда умелые, произведения.

    В 1949 году, сразу по окончании Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Юрий Чичков призывается в армию. Однако его образование не прервалось — за годы службы он окончил сразу два музыкальных вуза: Институт военных дирижеров и Московскую консерваторию по классу сочинения. Окончание военной службы позволило Юрию Михайловичу всецело углубиться в композиторскую деятельность, которой он посвятил 4 десятилетия своей жизни. Скончался Юрий Михайлович 6 августа 1990 года в Москве.

    Юрий Чичков является автором целого ряда инструментально-вокальных произведений. В его творческом списке — оперы, кантаты, симфония, сюита для хора и симфонического оркестра, концерты для инструментов с оркестром, сонаты, вариации, этюды, песни-баллады. Был автором музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Однако львиная доля творчества и самой души композитора была отдана детям.

    Для детей Юрий Михайлович Чичковнаписал огромное количество песен, поистине ставших классикой детского музыкального жанра («Волшебный цветок» «Девчонки и мальчишки» «Песня про жирафа»)

    Вместе с Константином Ибряевом Юрий Чичков создал такие песни, как, «Балладу о неизвестном матросе» «Наташка первоклашка» «Наша школьная страна» и много других.

    Поэт-песенник Ибряев Константин Иванович хорошо известен девчонкам и мальчишкам советской эпохи. Детские песни, написанные на стихи Константина Ивановича, в те времена часто звучали по радио и на концертах. Песенные строки Ибряева были популярны среди детворы и с удовольствием распевались ребятами и в школах, и в пионерских лагерях.

    Популярность песен со стихами этого поэта, журналиста и редактора радиопередач была закономерна — Константин Иванович отлично знал детскую аудиторию, её предпочтения и интересы. Он работал и корреспондентом «Пионерской правды», и был сотрудником журналов «Вожатый» и «Пионер», и осуществлял творческую деятельность в качестве редактора передач для детей на Гостелерадио. А многочисленные поездки по стране и постоянное общение с детьми и подростками стали не только помощниками поэта в работе над стихами, но и ещё значимой прибавкой к популярности самого Константина Ибряева и его песенных текстов.

    Соавторами детских песен поэта Ибряева были многие, известные в те времена, композиторы, такие как Павел Кузмич Аедоницкий и Сигизмунд Абрамович Кац, Олег Николаевич Хромушин и Тамара Александровна Потапенко, Владимир Яковлевич Шаинский и другие.

    Как человек Константин Ибряев был непритязателен и удивительно скромен. Но это никоим образом не отразилось в его творчестве.на его творчестве. Поэтому у песен на стихи Константина Ивановича долгая жизнь. К сожалению, жизнь самого поэта оказалась короткой.

    Музыкально-теоретический анализ

    Гомофонно-гармонический склад письма в совокупности с умеренным, сдержанным (Sostenuto) движением тоже передают сосредоточенность и задумчивость. В фортепианном вступлении отдельная тема, которая находит отклик в голосе после припева.

    Тональность произведения си минор (h-moll)

    Встречаются отклонения в тональности гармонической доминанты, (Fis-dur), доминанты (fis-moll), субдоминанты (d-moll). Отклонения усиливают смысловую выразительность. Гармоническое изложение усложненное, присутствует много хроматизмов.

    Размер сложный двухчастный (четыре четверти) Способствует ведению длинной легатной фразы.

    Темп сдержанный, сосредоточенный (Sostenuto) движение равномерное, четверти в сопровождении играются строго, сурово, ими передаётся солдатский характер. Основная ритмическая фигура – пунктир, встречается как крупный, так и мелкий пунктирный ритм, подчеркивает смысловую фразу. В произведении также есть триоли, которые придают мягкий характер припеву и взволнованность кульминации. Между ровными длительностями с пунктиром и триолями создается контрапункт. Если пунктир передает сдержанное горе внутри человека, то триоли передают его эмоции, даженекоторую экспрессивность. Темп равномерный на протяжении всего произведения.

    Форма произведения куплетная с репризой и вступлением в начале, всего три куплета и каждый из восьми стихов, после каждого куплета припев. Вступление имеет свою отдельную тему, которая повторяется в голосе после припева, тема является тональной и темповой настройкой для хора. Роль сопровождения дублирующая.

    Тип хора женский или детский, вид хора трёхголосный.

    Диапазоны партий: 1-сопрано-от cis до a 2-сопрано-от cis до fis альт от h до d Все скачки поются на легато, мягко.

    Тесситура: средняя самая низкая нота – си малой октавы, самая высокая – ля второй октавы.

    Характер звуковедения в куплетах сухой и сдержанный, в припеве – мягкий и плавный, очень взволнованный. Дыхание на паузах, там, где нет пауз – цепное. Атака звука активная, звук собранный. У первых сопрано скачки встречаются на чистую квинту, на чистую октаву, на чистую кварту, на увеличенную кварту, на большую сексту. У вторых сопрано скачки на чистую кварту, на увеличенную кварту, на чистую квинту. У альтов скачки на чистую кварту, на увеличенную кварту, на уменьшенную квинту, на чистую квинту.

    Встречаются такие хроматизмы как четвертая повышенная ступень (es), шестая повышенная ступень (gis), для того, чтобы хор пел чисто надо прогнать интонационно сложные места в разных темпах, с разной динамикой, аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера. Также выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контрольисполнителей становится более пристальным.

    Темповый и ритмический ансамбль предполагает единство ощущения и соблюдения хором долевой пульсации в быстрых темпах, а также внутридолевой пульсации в умеренных и медленных темпах пунктирного ритма.

    При наличии времени можно проработать произведение с дроблением на более мелкие длительности. Обязательно и очень важно показать отличие основного деления длительностей (когда доля делится на 2 и степени числа 2) от особого (т.е. триолей). Динамическое развитие произведения: Фортепианное вступление начинается с пианиссимо ( pp ) заключает в себе две интонационные фразы, во второй фразе выходит на форте, ( f ) но к концу фразы опять уходит на пиано ( p ). Начиная с хорового вступления развитие идет и по мелким фразам, но в то же время по общей динамической линии к кульминации куплета на форте. Припев начинается с пианиссимо, очень взволновано к третьей фразе развитие достигает меццо-форте ( mf ) на шестой фразе начинается крещендо, которое заканчивается на форте в конце куплета. Дальше идет вокализ, который приводит нас к кульминации всего произведения на фортиссимо ( ff ). В коде динамика уходит с меццо-форте на пианиссимо.

    В фортепианном вступлении дирижерский жест должен быть кистевой, очень точный. Пунктирный ритм надо показывать точно, но не дергаясь. Триоли надо показывать мягко, как бы круговыми движениями про себя разбивая долю на три. В тактах и с триолями и с ровными долями нужно показать разницу между ними, причем чтобы все поняли. Фрагменты произведения с триолями нужно показывать единой легатной линией. Следует добиться четких снятий на первую ( после первой фразы), вторую ( после первого куплета перед вокализом), и четвёртую дробленую ( в припеве), доли такта.


    написать администратору сайта