Античная диалектика. Античная диалектика.. Античная диалектика Гераклит и Элейская школа
Скачать 39.61 Kb.
|
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» Зачетная (экзаменационная) работа (1 семестра) Дисциплина: Философия Реферат Тема: Античная диалектика: Гераклит и Элейская школа Выполнила: Перевозчикова Ангелина Евгеньевна (Ф.И.О. студента) ___ЮС-1221(2)___ (направление, группа) Проверил(а): _____________________________ (Ф.И.О. преподавателя) Омск 2022 г. ОглавлениеВведение. 2 Античная диалектика: Гераклит и Элейская школа 4 Заключение. 12 Список используемой литературы. 14 Введение.Диалектика – это мировоззрение, рассматривающее реальность как взаимосвязанную, подвижную и изменчивую. Диалектика особенно ярко выражена у Гераклита Эфесского. Все сущее постоянно переходит из одного состояния в другое: «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»; в мире нет ничего неподвижного: холодное согревает, теплое холодеет, влажное сушит, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и смерть - бытие и небытие - связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменный характер. Античная диалектика не ограничивалась утверждением, что все течет и меняется, но указывала и на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но для ее доказательства Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий). Сократ же использовал метод диалектики при введении спора (через устранение противоречий) К особенностям античной диалектики можно отнести то, что: 1. Диалектика древних философов не есть научно доказанная теория, она основана на созерцании, на непосредственном опыте. 2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или "золотой век" позади, или цикл) Главной целью данной работы является рассмотрение античной диалектики посредством изучения Гераклита и Элейской школы. В связи с этим можно выделить две основных задачи исследования: Рассмотреть диалектику Гераклита; Рассмотреть диалектику Элейской школы. Античная диалектика: Гераклит и Элейская школаНачало диалектики восходит к временам 69-й Олимпиады, когда Гераклит по прозвищу Темный произнес свои двусмысленные и недружелюбные высказывания в Эфесе. Открытая ненависть окружающих (простых тружеников Эфеса) к основоположнику диалектики в советской (гуманистической) философии не афишировалась. Более того, само имя Гераклита особо не упоминалось в фундаментальных основах марксизма. Так, С. Н. Муравьев в "Философском энциклопедическом словаре" 1983 года, в статье, посвященной Гераклиту, отмечает: "Гераклит (οηράλλειτος) из Эфеса (ок. 520 - ок. 460 до н.э.), древнегреческий философ, один из ионийских философов. Из сочинений Гераклита, позже названных “О природе” или “Музы”, ок. 150 фрагментов, а также несколько сотен свидетельств учения, подражаний и т. д. Из-за огромных трудностей филологического восстановления буквы и смысла дошедших до нас текстов до сих пор нет общепринятого понимания учения Гераклита." Удивительно, но принимать идеи философа за фундаментальную основу своего учения о развитии (материалистической диалектики), а затем говорить, что "до сих пор нет общепринятого понимания" этих идей, выглядит, по меньшей мере, странно. Впервые в истории философии Гераклит попытался построить относительно законченную теорию познания. Он не отрицал роли чувственных восприятий, которую также признавали милетцы; но в то же время он предпочитал теоретическое или концептуальное мышление. Те, кто не выходит за рамки чувств, обычно часто совершают ошибки, как, согласно Гераклиту, случается с большинством людей, далеких от науки. Истина в конечном счете достигается мышлением. "Плохие свидетели - чувства тех, - сказал философ, - у кого варварская душа".1 В том же словаре, но в статье о диалектике, А. Ф. Лосев и А. Г. Спиркин отмечает: "Наиболее яркое проявление древней диалектики было у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении, движении, в единстве противоположностей". Однако далее, вероятно, также принимая во внимание отсутствие "какого-либо общепринятого понимания учения Гераклита", авторы вынуждены отделять зерна от плевел и не допускать смешения идей "одного из ионийских философов" с незапятнанным и единственно верным учением Маркса-Ленина. Решая эту партийную задачу, А. Ф. Лосев и А. Г. Спиркин конкретизируют: "На основе философии Гераклита и элеатов возникла негативная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натурфилософов, привели человеческую мысль в бурное движение с ее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофируя относительность человеческого знания, они достигли релятивизма, доведя диалектику до крайнего скептицизма".2 Интересный поворот истории: Гераклит оказывается уже не предтечей диалектики Гегеля и, соответственно, материалистической диалектики; на основе философии Гераклита возникает негативная диалектика софистов, релятивизма и скептицизма - чуждых марксизму течений философской мысли, с которыми советским философам приходилось вести непрекращающуюся идеологическую борьбу. Более того, непосредственно А.Ф. Лосев в крупном труде по истории античной эстетики выражает, исходя из своего представления о сущности философии, сомнение в том, что Гераклит вообще является философом: "Если понимать философию как оперирование абстрактными терминами и понятиями, то Гераклит вообще не философ". Как и ряд других греческих городов-полисов, Эфес прошел процесс демократизации своего общественно-политического строя. И Гераклиту приходилось наблюдать типичную для греческого мира того времени картину: переход власти в его городе от аристократии к демократии, что, скорее всего, не вызывало у него особого энтузиазма. Как выходец из царского рода (по Страбону, его родословная восходит к знаменитому афинскому царю Кодру), он мог, по сохранившейся античной традиции, получать особые привилегии, в частности царское достоинство, хотя и номинальное. Но Гераклит отказался от этих привилегий в пользу своего брата. Как отмечал Диоген Лаэртский, Гераклит отрицательно отнесся к предложению своих сограждан дать им законы: «он проигнорировал их просьбу, ссылаясь на то, что город уже находится во власти дурного государственного строя».3 Диалектические идеи пронизывают все философские воззрения Гераклита: его концепцию первооснов бытия, учение о Логосе, различные смысловые образы, используемые философом. Даже своеобразие языка мыслителя и изложения его понятий во многом объясняется диалектикой его учения. По Гераклиту, «космос» (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина «мир») не был создан ни одним из богов, ни кем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнём (сакральная метафора — «чистая сущность», «неуловимый субстрат»), мерами воспламеняющимся и мерами угасающими. Божественный изначальный дух - чистый разум ("огонь" Гераклита имеет жизнь, сознание, провиденциальную волю, правит вселенной, носитель космической справедливости и Судия, карающий грешников в конце времен) - это "логос". (Г. философизировал это греческое слово в значении «слово», «речь» — в трех отрывках, в значении «понятие» — в пяти отрывках). «Логос» через борьбу и расколы порождает множественность вещей («путь вниз»). Логос Гераклита также является божеством, правящим миром; высший разум; всеобщий закон взаимного превращения вещей, а также количественные отношения этого процесса; по учению самого Гераклита, Гармония и покой через «оцепенение» циклически возвращаются в состояние первого корня («путь вверх»). Все происходит от Единого и все есть Единое (либо "одно" и "многое", либо "все" - как принципиальная противоположность гераклитовского мировоззрения). В онтологии, космологии, теологии Гераклит утверждал примат «одного» над «многими». Все постоянно меняется и обновляется. Все течет в соответствии с Логосом, понятным лишь немногим, который господствует над всем и управляет всем через все. Знать его, подчиняться ему и есть истинная мудрость. Последнее дает человеку душевную ясность («я искал себя») и высшее счастье. (Хотя основу познания, по Гераклиту, составляют ощущения, только мышление ведет к мудрости). Те, кто слушают логос и живут «по природе», достигают огненного просветления ума и становятся богами при жизни. «Мир как речь» у Гераклита нельзя читать, не зная языка, на котором он написан. («Генезис любит скрывать»). Философия, по Гераклиту, есть искусство правильного истолкования и деления чувственного текста на «слова-вещи». Каждое слово-понятие призвано объединить («мудрость в том, чтобы знать все как одно») в себе соответствующую пару противоположностей. Люди неправильно расшифровывают этот мир: «большинство людей воспринимает вещи не так, как они их встречают (в опыте)… а воображают». Люди погружены в себя, «присутствуют, отсутствуют» и видят только сны. Борьба Гераклита есть «отец», «царь» всего сущего, открывающий в людях рабов, свободных и богов. Гераклит призывал к замене политеизма монотеизмом: «Признать одно Мудрое Существо: Дух, который может управлять всей Вселенной». В истории философии Гераклит наиболее известен и примечателен своими достижениями в области диалектики. Именно Гераклиту, как никому другому, впервые удалось ясно артикулировать ростки всех прежних диалектических идей. Таким образом, Гераклит придал известным мыслям об изменениях абстрактную, универсальную, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма («в одну и ту же реку дважды не войдешь»). Идея изменения оказалась объединенной у Гераклита с идеей единства и борьбы противоположностей (идеей Единства, приведения к Единому, единства). С ней в учении Гераклита сосуществовала идея раздвоения этого Единого и отделения от него противоположностей, которые, по Гераклиту, всеобщи. Это означает, по Гераклиту, что они имеют место везде и всегда, являясь, как это ни парадоксально, конструктивной основой самого бытия как такового. Во многом благодаря Гераклиту диалектические идеи становятся существенным компонентом историко-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также относительный и ограниченный характер знаний человека о действительности и о себе. Принято считать, что диалектика Гераклита оказала значительное влияние на Платона и многих других античных философов. Своеобразный ренессанс идей Гераклита наблюдался в 19 веке - Гегель, Ницше, а также в 20 веке - Шпенглер, Хайдеггер и др. Довольно интересна для исследования элейская школа, так как это одна из древнейших школ, в произведениях которой математика и философия взаимодействуют достаточно тесно и всесторонне. Основными представителями элейской школы считаются Парменид (конец VI - V вв. до н.э.) и Зенон (первая половина V вв. до н.э.). Описывая диалектику Гераклита, необходимо начать с описания особенностей его языка и стиля. Гераклит известен тем, как он выражает свои идеи. Одной из особенностей его стиля является отсутствие четких определений, строгих понятий и недвусмысленных утверждений; Гераклит оперирует образами-понятиями (смысловыми образами), художественными сравнениями, метафорами и символами; часто его мысли выражаются в виде парадоксов, афоризмов и загадочных изречений. Сократ, искавший ясных и точных определений, был озадачен замысловатыми высказываниями эфесского мудреца, и в период поздней античности Гераклита прозвали Темным. По сути, Гераклит первым среди философов сформулировал некоторые из важнейших принципов диалектики: постоянная изменчивость, всеобщность развития и движения, превращение вещей в свои собственные противоположности, а также единство и борьба противоположностей. Кроме того, положения Гераклита об относительности всех свойств объективного мира, трактовка противоречия как движущей силы всякого развития сближают его с современными трактовками диалектики. Не случайно эта сторона творчества Гераклита была высоко оценена виднейшими философами прошлого и современности. Аристотель также обратил внимание на стиль Гераклита. По словам Стагприта, двусмысленность стиля Гераклита была результатом небрежности. Гегель объяснял «тьму», тайну Гераклита особой глубиной его мысли. Современные исследователи (М. Маркович) считают, что наблюдаемое в некоторых текстах Эфеса использование поэтических форм и парадоксов было следствием парадоксальности открытого им всеобщего закона единства противоположностей, проявляющегося в каждой вещи. Можно сказать, что содержание его учения отразилось в стиле Гераклита. Кроме того, Гераклит стремился не столько к правильному, сколько к истинному мышлению; его заботило не столько логически правильное построение суждений, сколько осмысленное знание о мире и окружающих явлениях. Сам того не зная, Гераклит столкнулся с известным несоответствием между логическим мышлением, требующим последовательности, и противоречивым бытием. Гераклит пытался изобразить всеобщее не в виде отвлеченных понятий и категорий, а через чувственно воспринимаемые предметы и явления, через наглядные процессы и обстоятельства. Реальность он изображал через образы-понятия, художественные сравнения, афоризмы. Он не доказывал, а показывал, демонстрировал свои идеи и положения на живых примерах, в виде кратких изречений, народных пословиц и поговорок. Образные сравнения Гераклита поражают своей живостью и непосредственностью, они говорят сами за себя и не нуждаются в дополнениях и пояснениях. Обращает на себя внимание и торжественный, пророчески вдохновенный и бесспорный тон высказываний мыслителя. Гераклит приказывает и даже угрожает больше, чем объясняет и наставляет. Он не учит и не наставляет, а вдохновляет и призывает к пониманию «Логоса» жизни и раскрытия ему. Философ убеждён, что его устами говорит вселенская мудрость, мировой Логос, что ему открывается вечная истина — единство борющихся противоположностей, единый порядок всех вещей. «Необходимый шаг вперед, сделанный Гераклитом, — отмечал Гегель, — состоял в том, что он перешел от бытия, как первая непосредственная мысль, к становлению, как вторая мысль... Здесь перед нами открывается новая земля; там нет ни одного положения Гераклита, которое я не принял бы в свою «Логику». Для демонстрации противоречивости, парадоксальности вещей и самой жизни Гераклит использует наглядные образы. Неся смысловую нагрузку, гераклитические образы (реки, луковицы, дороги, войны и др.) становятся абстрактно-конкретными понятиями, точнее, образами-понятиями или смысловыми образами. Они конкретизируют или «индивидуализируют» всеобщее и в то же время возводят единичное в степень всеобщего, чтобы представить единичное и всеобщее, единое и многое и вообще все противоположности в неразрывном единстве. Гераклит различает, но не разделяет и не противопоставляет всеобщее и единичное, сущность и явление, разумное и чувственное, абстрактное понятие и наглядный образ. Элейская школа (V1-V вв. до н.э.), названная так по имени города Элеи в Южной Италии, где она процветала больше всего и где родились и творили ее наиболее известные представители – Парменид и Зенон, прославившие это учение своим крайним противопоставлением мышления и мыслимого бытия, с одной стороны, чувственного восприятия и чувственно воспринимаемого бытия с другой. Хотя предшественником этой школы считается Ксенофан Колофонтский (3 в. до н. э.), основные ее положения были сформулированы Парменидом (ок. 540—ок. 470 до н. э.) и Зеноном Элейским (490—430 до н. э.). Последней ее приверженкой была Мелисса Самосская, родившаяся между концом VI века и первыми годами V века до нашей эры, которая систематизировала дедуктивное учение элеатов и частично скорректировала его. Торжественный, пророчески вдохновленный и бесспорный тон Творчество элеатов оказало мощное влияние на античную философию, а затем и на мысль последующих исторических эпох. Причем в этом эффекте можно найти как положительные, так и отрицательные черты. В известной степени под влиянием аргументации Парменида древнегреческие мыслители предали диалектику Гераклита почти полному забвению, стали видеть в материи косную, неподвижную силу. В своих основных чертах элейское учение о неизменности бытия было воспроизведено Платоном в его теории идей. Вместе с тем диалектический метод построения выводов, разработанный элеатами, впоследствии вошел в творческий багаж мыслителей разных эпох: им умело пользовались софисты, Сократ, Платон, многие философы эллинистической эпохи. Вплоть до нашего времени аргументы Зенона будоражили творческую мысль, обсуждались такими философами, как Бейль, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Гамильтон, Милль, Бергсон и Рассел. Заключение.Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами: исторические события, происходившие в греческом мире на рубеже VI-VII вв.; критическое осмысление мифопоэтических и философских взглядов предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, милетян, Ксенофана и др.); Личность философа, его талант и поэтический склад ума, его темперамент и необычайно чуткая реакция на события. Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектического представления о противоречивости и парадоксальности вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике существования всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения так ясно и выразительно, как это сделал Гераклит в образе вечно текущей реки, тем не менее он не был просто философом становления, как это часто предполагается на основании платоновско-аристотелевской традиции. В истории современной философии Гераклит закономерно привлек внимание тех философов и историков философии, которые высоко ценили диалектику. Ленин, указывая на замечательные диалектические догадки Гераклита, писал: «Раздвоение единого и познание его противоречивых частей есть сущность, одна из «сущностей», одна из главных, если не главная, черт или черт диалектики». Гераклитические идеи, о которых говорит Ленин, суть гераклитовы догадки о борьбе и гармонии противоположностей. Гераклит привлек внимание и Гегеля, который заявил, что в философии Гераклита нет ни одного положения, которое он, Гегель, не мог бы включить в свою собственную философию. Но Гегель был неточен, так как Гераклит — материалист в основных положениях своей философии, все выводит из огня, а Гегель — идеалист и все выводит из абсолютной идеи. Но как ни преувеличено утверждение Гегеля, оно говорит о том, что Гегель высоко ценил диалектику Гераклита. Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Гераклит понимал мировое движение как замкнутый круговорот природы; историчность, идея бесконечного поступательного развития были ему совершенно чужды. При всей своей примитивности наивный материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли свою роль - они были началом науки древних греков. За более чем тысячелетнее развитие древнегреческой философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сформировавшиеся на почве Древней Греции, не остались неизменными, а претерпели длительную и сложную эволюцию, отражающую, в конечном счете, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества. Список используемой литературы.Асмус В.Ф. Античная философия. М. - 1985 г. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М. - 1982 г. Муравьёв С. Н. Гераклит // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Лосев А. Ф., Спиркин А. Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Спиркин А.С. Философия. М., 2001 Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 1998. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981. 1 Асмус В.Ф. Античная философия. М. - 1985 г. 2 Лосев А. Ф., Спиркин А. Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 3 Муравьёв С. Н. Гераклит // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. |