Главная страница

Основные этапы становления и развития античной философии.. Ответ к заданию 2. Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с vi в до н э. по vi в н. э


Скачать 23.02 Kb.
НазваниеАнтичная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с vi в до н э. по vi в н. э
АнкорОсновные этапы становления и развития античной философии
Дата02.10.2022
Размер23.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтвет к заданию 2.docx
ТипДокументы
#709807

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и в Древнем Риме с VI в. до н.э. по VI в. н.э. Это тысячелетнее развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека.

Первый период греческой философии (VI в. до н. э.) - это натурфилософский период, когда на первый план выходят проблемы философии природы. К нему могут быть отнесены две философские школы - ионийская философия и италийская философия. Ионийская философия объединяет философов, которые жили и учили в городах, находящихся на побережье Ионийского моря - Милете и Эфессе. В Милете была создана милетская школа философии, основателем которой являлся Фалес (625-547 гг. до н. э.), а его последователями и учениками были Анаксимандр (610- 546 гг. до н. э.) и Анаксимен (588 - 525 гг. до н. э.). В Эфесе жил и учил знаменитый философ Гераклит (родился ок. 544 г. до н. э. - год смерти неизвестен). Непосредственный философский интерес направлен на человеческое окружение, которое космизируется, достигает космической симфонии, космического описания. Другая школа - италийская, в нее входят Ксенофан (приблизительно 570 - 478 гг. до н.э.), Пифагор (2-я пол. VI - нач. V вв. до н. э.), Парменид (начало VI в. до н. э.) и Зенон (около 490 до н. э.- около 430 до н. э.), которых в свою очередь подразделяют на две школы - пифагорейцев во главе с Пифагором и элеатов, где центральной фигурой признается Парменид. Здесь превалирует содержательное единство, которым выступает для италийцев обращение к внутреннему миру человека. Интроспективный анализ позволяет пифагорейцам утвердить число в качестве первооснования, а обращение к разуму венчает у Парменида длительный путь самоуглубления, который позволяет открыть истинную картину мира. Однако недоверие к внешнему миру, к наглядному и образному его восприятию подрывает состоятельность физической, физиологической аргументации, которую использовали раннегреческие мыслители, рассматривавшие природу как живой, саморазвивающийся организм. Поэтому после Парменида приходится обосновывать и источник движения, и неизменность первооснований мироздания, в связи с чем Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит ставят вопрос о множественности начал и источнике космического движения.

Ранние натурфилософы — монисты. Они обращаются к поиску одного начала, с которым и связывают происхождение и существование мира. Поздние натурфилософы — плюралисты, они вводят множество начал и обосновывают тот или иной принцип космообразования.
Второй период — период классической философии (V—IV в. до н. э.). Это период классики, расцвета Афин, зарождения и гибели афинской демократии. Это необычайный взлет общественной жизни древних греков. Необычайное возвеличивание человека, человека разума. Вот когда возвысился человек. Этот период обычно начинают философией софистов и Сократа. Кто такие софисты (от слова «софос» - мудрец)? Это люди, которые берутся готовить граждан к участию в работе в суде, в народном собрании Софисты говорили: «Мы готовим хороших граждан, умеющих излагать мысль, аргументировать и выступать». Сократ (470-399 гг. до н. э.) выступил оппонентом софистов, и суть его возражений состояла в следующем. Он говорил: «Ведь может быть такая ситуация, что оратор и сам не знает, что такое справедливое и доброе, и вводит в заблуждение». Софисты развивают субъективизм и конвенциализм (истина по соглашению). Сократ же стремится найти объективную истину и справедливость. Путь его поиска - это правильное рассуждение, так называемая диалектика Сократа. Учеником Сократа был Платон, который почти полностью слил идеи Сократа со своими. Мера, знание, знаменитое сократовское «познай себя», которое столь необходимо человеку, Платон обосновывает учением о космическом разуме. Он выдвигает на первый план демиургическую сотворённость мира. Порядок и меру вносит в мир разум - демиург, пропорционально соотнося стихии, придавая космосу совершенные очертания и т. д. Разум творит, как творит ремесленник («демиург»), из доступного материала и обращаясь к эталону, образцу (то есть созерцая «идеи»). Идеи - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама-по-себе. Идеи - это результат диалога души с самой-собой. Это результат длительного восхождения души от чувственных предметов к занебесным сущностям. В результате душа припоминает общее как таковое, но надо помнить, что есть не только человеческая душа, но и Душа Космическая. И человеческая душа стремится уподобиться Душе Космической. Значит, идеи потому доступны человеческой душе, что они присутствуют в Душе Космической, а именно Разум-Демиург творит мир, созерцая идеи. Мир сотворен разумно, в соответствия с благом. Благо мира - это и есть реализация идеи. Социально-практические выводы: человек должен поступать в соответствии с чувством прекрасного и справедливого, в соответствии со всеобщим благом, которое заложено и в мире, и в нем самом. Следовательно, человек должен развивать высшие свойства души и способствовать их пробуждению. Аристотель (384—322 в. до н. э.), в отличие от Платона, - прежде всего систематизатор всего античного знания. Аристотель - отец современного европейского знания, науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Он, скорее, ученый, а не философ. Аристотель создал категориальный аппарат философии и превратил ее в научное (в античном понимании этого слова как доказательное) знание.
Третий период - эллинистически-римская философия (III в. до н. э. - VI в. н. э.), развивавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме. В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до уровня понимания природы - понимания цивилизованности. На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) - это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Третий период представлен такими течениями:

- Эпикурейство. Эпикур предлагал избавить человека от предрассудков и страха. Главная задача философии по Эпикуру - обоснование и достижение счастья человека. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья: счастье - это удовольствие. Удовольствие - это способность довольствоваться тем, что имеешь. Эпикур впервые вводит понятие случая, категории случайности — это он делает для обоснования свободы человека. Без случайности нет свободы человека, по мнению Эпикура. Он считал, что никакая вера, никакая религия не даст человеку свободы. Не вера, а размышление - вот что освободит человека от предрассудков.

- Скептицизм в большей степени тяготел к философии софистов. Скептицизм предлагает следующий выход - воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта, от объекта, от соотношения субъекта и объекта. Единственное, что вытекает для человека - это запрет на суждения и достижение атараксии (невозмутимости).

- Стоицизм. Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы. Позиции этой философии противоположны Эпикуру: доверься судьбе, покорного судьба ведет, а непокорного тащит. Стоики развивали онтологические идеи космического логоса, но преобразовывали это гераклитовское учение как учение о всеобщем законе, провидении и Боге. В стоицизме находит свое обоснование натурфилософия эпохи эллинизма

-Неоплатонизм свидетельствовал о переходе к новой мировозренческой эпохе. Он также опирался на предыдущую философскую систему - Платона. Главный принцип неоплатонистической философии - принцип эманации (истечения), перехода от единого ко многому. Ступени этой эманации - единоеум-душа. Единое истекает во множество, пронизывая его подобно тому, как луч света пронизывает темноту. Человеческая душа - частица космической души, и человек постигает Единое (или Бога) в экстатическом обращении к божественному.

Итог эллинистических философских учений один - крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым и рационально осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы.


написать администратору сайта