Главная страница

Греция. Античная философия


Скачать 220.62 Kb.
НазваниеАнтичная философия
Дата18.03.2022
Размер220.62 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаГреция.pptx
ТипДокументы
#403108

Античная философия

  • Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима
  • называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи.
  • Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:
  • • демократический – VII-V вв. до н.э.;

    • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

    • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

    • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

  • 1. К досократическому периоду (демократический) (VII — V вв. до н. э.) – относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков": • милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена); • Гераклита Эфесского (материалист); • пифагорейцы • элейской школы (предвестники идеализма); • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов.
  • Характерными чертами досократических философских школ являлись:
  • • ярко выраженный космоцентризм;

    • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

    • поиск первоначала (силы природы, число и атомы), породившего все сущее и гилозоизм (одушевление неживой природы);

    • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

  • 2. Классический (сократический) период (середина V - конец IV вв. до н. э.) — время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся:
  • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа, Платона, Аристотеля; • зарождение "сократических" школ.

  • Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":
  • • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

    • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);

    положили начало спору между материализмом и идеализмом;

    проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

    • от догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

    • внесли вклад в развитие логики;

    • вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

  • 3. Для эллинистического периода (конец IV - IIвв. до н. э.)(периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.; • философия Эпикура и пр.
  • Отличительные черты эллинистической философии:

    кризис античных моральных и философских ценностей;

    снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

    • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

    поиск физической и духовной опоры в самом себе;

    стремление к отрешению от действительности;

    • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

  • 4. Наиболее известными философами римского периода (Iв. до н. э. - V в. н. э.) являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане.
  • Для философии римского периода было характерно:

    фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну — античную философию;

    влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

    близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

    • небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

    повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

    расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

    расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности;

    • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

    повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

    рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

Философия софистов и Сократа.

  • Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).
  • Среди софистов выделяются группы так называемых:
  • • старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гип­пий, Продик, Антифонт, Критий;

    • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

    Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уло­вок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозак­лючение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
  • Для софистов характерно:
  • критическое отношение к окружающей действительности;

    стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

    • неприятие основ старой, традиционной цивилизации и отрицание старых традиций;

    стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

    • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

    субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

    К главным заслугам софистов относят то, что они: • критически взглянули на окружающую действительность; • распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследст­вии именовались древнегреческими просветителями).

Сократ не оставил значительных философских произведе­ний, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того време­ни, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбиваю­щий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
  • Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
  • • способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

    искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

    открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

    ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

    воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых "сократических школ".

    "Сократические школы" — философские учения, сложившие­ся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарская школа; • элидо-эритрийская школа.

Философия Платона.

  • Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии ("Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы").
  • Платон является основателем идеализма:
  • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

    • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

    реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

    • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

    • любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

    весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

  • Также Платон выдвигает философское учение о триаде, со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций: • "единого"; • "ума"; • "души".
  • "Единое ": • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

    "Ум": • происходит от "единого" и противоположен ему; • является сущностью всех вещей;

    "Душа ": • связывает ме­жду собой все вещи и все явления; • душа человека (вещи) есть часть мировой души; • душа бессмертна (после смерти тела приобретает новую телесную оболочку)
  • Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
  • • поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

    • "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания, а можно лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

    • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать "чистые идеи".
  • Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
  • Платон выделяет семь типов государства: одно идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
  • Среди шести существующих типов Платоном указываются:

    • 3 справедливых: монархия — справедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; демократиясправедливая власть большинства;

    3 несправедливых: тирания — несправедливая власть одного человека; олигархия — несправедливая власть меньшинства; тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
  • Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
  • Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства (идеальное государство будущего)согласно данному плану:
  • все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

    • работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

    • воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

    • философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

    философы и воины не должны иметь частной собственности;

    жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

    • не существует брака, все жены и дети общие;

    • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

• впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

положено начало идеализму как крупному философскому направлению;

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества;

• были заложены основы понятийного мышления;

была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.). Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.

Философия Аристотеля.

  • Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского, основатель собственной философской школы Ликей.
  • В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
  • • 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

    • 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

    • 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ли­кей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

    К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

    Философию Аристотель делил на три вида:

    • теоретическую, изучающую проблемы бытия(получила название "первичная философия");

    • практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

    • поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

  • Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.
  • Вывод Аристотеля: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира.
  • Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания). Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики.
  • Данными категориями являются:• сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.
  • Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
  • Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.
  • Носителем сознания, поАристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
  • Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и 

    Животная душаоднако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только 

    Разумная (человеческая) душаохватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

    Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

  • • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;
  • • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства: • монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
  • Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).
  • Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
  • Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
  • • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

    • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

    • выделил 10 философских категорий и дал определение бытия через них;

    • определил сущность материи (материя — это потенция, ограниченная фор­мой)

    • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

    • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему).

Эллинистически-римская философия.

  • Философия кинизма. Антисфен – физическое удовольствие становится однозначным злом; пришел к выводу о необходимости разрыва человека с общественным образом жизни. Диоген Синопский – «Свободен лишь тот, кто свободен от большего числа потребностей»; самодостаточность, апатия и безразличие являются идеалами кинического образа жизни. Кратета -  человек должен быть аполитичным; для киника нет истинной родины.
  • Философия эпикуреизма. Эпикурсчастье человека состоит в избавлении от страдания и беспокойства; для достижения счастья человеку нет необходимости ни в чем, кроме себя самого; человек автаркичен (самодостаточен), ему излишни государство, богатство и Боги; равенство всех людей; истинное удовольствие, состоит в отсутствии телесного страдания, в невозмутимости души. 
  • Философия стоицизма. Зенон Китионский - ощущения являются основой человеческого познания; бытие есть лишь то, что способно к активности и страданию, т.е. бытие=тело (материализм); цель жизни - достижение счастья, которое состоит в следовании природе.
  • Философия скептицизма. Пиррон – основной принцип мышления – сомнение в надежности философской истины.
  • Философия неоплатонизма. Плотин – показать суетность земного мира, научить своих учеников подниматься, созерцать божественное (последователь Платона).

В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

• материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов;

• древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

• стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм;

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

• допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;

• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

были заложены два направления в философии — идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский — материалистическое, в римский — идеалистическое.


написать администратору сайта