Главная страница

Античная философия. Античная философия является последовательно развитой философской мыслью и охватывает период более тысячи летс конца 7 века до н э. до 6 века н э


Скачать 116 Kb.
НазваниеАнтичная философия является последовательно развитой философской мыслью и охватывает период более тысячи летс конца 7 века до н э. до 6 века н э
Дата24.11.2022
Размер116 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАнтичная философия.doc
ТипРеферат
#809730

Содержание




Введение


Античная философия является последовательно развитой философской мыслью и охватывает период более тысячи лет-с конца 7 века до н. э. до 6 века н. э. Несмотря на все разнообразие взглядов мыслителей этого периода, античная философия является одновременно чем-то единым, уникально оригинальным и чрезвычайно поучительным.

Она развивалась не изолированно – она опиралась на мудрость Древнего Востока, культуру, восходящую к глубокой древности, где еще до греков происходило формирование цивилизации: формировалась письменность, развивались зачатки науки о природе и собственно философские взгляды. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Было также влияние более отдаленных стран Востока-Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей никоим образом не умаляют удивительной оригинальности и величия древних мыслителей.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истории философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и её современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости.

И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и её история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя.

Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах - государствах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась всё более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конструировалась в самостоятельное культурное образование, существующее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Целью работы является теоретическое исследование античной философии.

Задачи работы:

- изучить особенности античной философии;

- изучить общие сведения античной философии;

- изучить этапы и деление учений в античной философии.

Объект исследования – античная философия. Предмет исследования развитие античной философии.

1 Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность.



Античная философия возникла и жила в "силовом поле", полюсами которого были, с одной стороны, мифология, а с другой - наука, сформировавшаяся в Древней Греции.

Скачок в развитии производительных сил в связи с переходом от бронзы к железу, возникновение товарно-денежных отношений, ослабление племенных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице жреческого класса, критика нормативных моральных установок и идей, укрепление критического духа и рост научных знаний - вот некоторые из факторов, сформировавших духовную атмосферу, благоприятствовавшую рождению философии [2, с.67].

В Древней Греции философия формируется в то время, когда смысл

человеческой жизни, ее привычная структура и порядок оказываются под угрозой, когда старые традиционные мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворить новым мировоззренческим требованиям.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX-VII вв. до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост населения и его приток в города. В результате развития торговли, мореплавания, колонизации новых земель географический горизонт греков расширился, Средиземное море стало известно вплоть до Гибралтара, куда доходили ионийские торговые суда, и таким образом гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою несостоятельность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие обычаев, обычаев и верований, ранее неизвестных грекам, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических институтов. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, привели к кризису традиционного образа жизни и утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до нашей эры происходил постепенный распад традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой многовековой уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и способности из поколения в поколение. Мифология служила формой знания, которая была общей для всех классов; и хотя в каждой местности были свои собственные боги, эти боги принципиально не отличались друг от друга по своему характеру и способу обращения с человеком [5, с.14].

Социально-экономические изменения, произошедшие в VII - VI вв. до н. э., привели к разрушению существующих форм общения между людьми и потребовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через его собственный разум. Философ сказал своему ученику: не принимай все как должное - думай сам. Вместо обычаев образование заняло место отца в образовании, учитель занял место отца, и таким образом власть отца в семье была поставлена под сомнение.

К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии в первую очередь относятся стихи Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н. э. (от "гном"-поговорка, по - гречески-поэтический афоризм), создавших поэтические афоризмы.

Протофилософский смысл гомеровского эпоса может быть выражен в следующих положениях: гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые позже в контексте философии станут онтологическими принципами; гомеровский стих раскрывает истинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, но находит им объяснение, находит их причины и мотивы. Такой способ изложения фактов подготовил греческий менталитет к восприятию философии, которая также будет искать истоки, основы вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Неявно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека во вселенной? Вопрос, который станет "классическим" вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий [1, с.54].

Социокультурные предпосылки античной философской мысли могут, конечно, включать социальную религию и орфические мистерии. Есть две формы греческой религии: публичная религия и мистическая религия. В определенной части собственного содержания они совпадают, но иногда они антиномичны, например, в трактовке понятий смысла жизни, судьбы, предназначения и человека. В то же время для интерпретации генезиса философии более важно рассмотреть религию мистерий. По словам Б. Рассел, именно благодаря религиозно-мистическим общинам"возникла концепция философии как образа жизни (wayoflife)". Общественная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии-персонифицированные явления природы. Таким образом, общественная религия натуралистична. Она также передает свой характер философии. Ссылка на природу - константа греческой мысли.

Возникнув в конце VII - начале VI века до н. э., древнегреческая философия оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни древнего общества до конца своего развития, которое было остановлено в VI веке нашей эры. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI веков до нашей эры. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в самой Греции - в Афинах (V век до н. э.). Пережив период блестящего процветания в VI-V веках до нашей эры. философия Древней Греции продолжала развиваться в период становления монархии Александра Македонского (IV век до н. э.) и при его преемниках, а затем под властью Римской империи и во время ее разделения-в Восточной империи-до начала VI века нашей эры.

Греческие философы в большинстве своем принадлежали к различным слоям "свободных", то есть главным образом к классу рабовладельцев. Их социально-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее, в разработке даже этих вопросов, и особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, которые высоко поднялись над узким историческим горизонтом рабовладельческого общества.

Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 до н. э.), а его преемниками были Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) и Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.).

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научного знания - математическими и естественнонаучными, в связи с зачатками политического знания, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с третьего века до нашей эры, некоторые науки, в первую очередь математика и медицина, выделяются в специальные области исследований. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, включающее в себя ответы не только на вопросы самой философии,но и на вопросы наук: математических, естественных и социальных.

Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II-I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией - во времена Римской империи примерно до времени ее падения (конец V - начало VI в. н. э.) [8, с.46].

Характерная черта древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV веках до нашей эры шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития было усвоение греками научных и философских концепций, разработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте и Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки-математики, астрономии, географии и системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками у своих предшественников и соседей на востоке.

Постепенно в античной философии возникли два основных типа философского мировоззрения - материализм и идеализм.

Идеализм-одно из основных направлений в философии; он исходит из примата духовного, ментального и ментального и вторичности материального, природного и физического. Идеализм-это теоретически развитая форма философского мышления, которая обусловлена достаточно глубокими основаниями. Основным когнитивным источником идеализма является одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и т. д.), восприятие явлений по аналогии с человеческой деятельностью, обусловленной сознанием и волей. В дальнейшем, по мере возрастания степени абстрактности мышления, эпистемологическими корнями идеализма становится отделение общего от индивидуального, сущности от явления, предпосылки которого коренятся в самой природе психической деятельности на теоретическом уровне.

Материализм в философии противоположен идеализму; при решении вопроса об отношении мышления и бытия материализм исходит из того, что материя первична по отношению к сознанию, существует вне и независимо от сознания [11, с.43].

Материализм и идеализм-противоположные философские взгляды. В то же время материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм - Сознание. Все, что утверждает материализм, отрицается идеализмом, и наоборот.

Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующие времена. В то же время существует противоположность двух основных методов мышления - диалектики и метафизики.

Пятый век до нашей эры был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые все еще оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, проходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникли также политические теории и публицистика.

В целом античная философия имеет следующие особенности::

- античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не обремененную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое управление обществом;

- основной идеей древнегреческой философии был космоцентризм (ужас и поклонение Космосу, проявление увлеченности проблемами происхождения материального мира, объяснение явлений окружающего мира);

- на более поздних стадиях - смесь космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого лежали человеческие трудности);

- существование богов было разрешено;

- древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

- человек не выделялся из окружающего мира, он был частью природы;

- в философии были заложены два направления-идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), и эти направления попеременно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - оказывали одинаковое влияние, в эллинистический-материалистическое, в римский-идеалистическое.

В древней философии, в соответствии с пониманием Космоса, также понимается природа человека. Человек-это микрокосм, в соответствии с этим понимаются отношения между человеком и окружающим миром (гармония человека, мира, ума человека, его мышления).

Как фундаментальный вид человеческой деятельности была признана умственная, познавательная деятельность, переплетенная с постижением как Космоса, так и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. Это связано с такой характерной чертой философии и античной культуры, как когнитивный и этический рационализм: Добро-результат знания, Зло-результат невежества. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который видит окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

2 Общие сведения об античной философии


Античная философия существовала несколько столетий (с конца VII века до н. э. по VI век н. э.) в самых развитых государствах того времени. В нее входили греческие и римские направления мысли, на которые оказали влияние воззрения мудрецов Египта и других стран. Впоследствии резвившиеся направления и найденные идеи стали основой для философских и исторических учений эпохи Средневековья, они оказали влияние на общественное сознание и понимание человеком самого себя.

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ. Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке [7, с.67].

Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.

Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.

Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.

Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей).

Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками. Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

3 История этапов


Несмотря на наличие в дофилософские времена в Элладе различных специальных знаний, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако древняя традиция единодушна в том, что первые древние философы получили предварительную подготовку в Египте и частично в Вавилонии, где они изучили достижения ближневосточной протонауки. Согласно известному мифу, сама Европа-финикийская женщина, похищенная Зевсом. Брат Европы Кадм, оказавшись в Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес финикийский алфавит грекам.

Уже первые древние философы начали превращать афроазиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, ищущего содержательную основу мироздания. Философия в Элладе рождается как стихийный материализм, как натурфилософия или физико-философия на основе собственного мировоззрения и ближневосточной научной предфилософии в контексте антиаристократической социальной революции.

Древняя западная, древняя, сначала только греческая, а затем римская, философия существовала более тысячелетия (с 6 века до нашей эры по VI век нашей эры). За это время она прошла, как и вся древняя культура, замкнутый цикл от рождения до процветания, а через него до упадка и смерти. В соответствии с этим история античной философии делится на четыре периода:

1) происхождение и формирование (6 век до н. э.);

2) зрелость и расцвет (5-4 вв. до н. э.);

3) упадок - это греческая философия эллинистической эпохи и латинская философия периода Римской республики (3-1 вв. до н. э.).);

4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (1-5 вв. н. э.).

Несмотря на разнообразие философских школ и традиций, для этого периода можно выделить некоторые объединяющие черты. Античная философия синкретична, а это значит, что для нее характерно большее единство, незавершенность проблем, чем для последующей философии. В современной философии проводится детальное разделение мира, например, на мир природы и мир человека. Каждый из этих миров характеризуется своим собственным расчленением. Современный философ вряд ли назовет природу хорошей, для него хорошим может быть только человек. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, включая человеческий мир. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии. Античная философия многого достигла на концептуальном уровне - концепции идей Платона, концепции формы Аристотеля, концепции смысла стоиков. Однако она почти не знает законов науки [6, с. 87].

Этическое учение античности-это прежде всего этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. Древняя философия действительно функциональна, а это значит, что она призвана помогать людям в их жизни.

Древняя дофилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. Этот период характеризуется мифологическим подходом к мироустройству и пониманию мира, в орфике доминирует мистический подход к пониманию мира.

Следующим этапом в развитии античной философии является ионийская философия. Если мы признаем, что античная философия является плодом древнегреческого мифологического мировоззрения и ближневосточной научной дофилософии, то факт происхождения философии в Ионии неудивителен. Иония - ведущая часть Эгейского мира. Он располагался на западном побережье полуострова Малая Азия и состоял из двенадцати независимых полисов (Милет, Эфес и др.) Иония - родина эпической поэзии и лирики. Ионийцы были первыми логографами, т. е. "написание слов" (имеется в виду проза) и первые историки. Среди них Кадм Милетский, автор книги "Основание Милета", географ Гекатей Милетский с его "Описанием земли", историк Геродот.

Ионийская философия была представлена в основном милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Ионийская философия в целом стихийно материалистична и наивно диалектична, что не исключает наличия в ней элементов идеализма. Ионийская философия-это протофилософия. Она также характеризуется отсутствием поляризации на материализм и идеализм, что объясняет спонтанность ее материализма и ее сосуществование с зачатками идеализма, наличием многих образов мифологии, значимых элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствием надлежащей философской терминологии и связанной с ней аллегории, представлением физических процессов в контексте моральных вопросов, что указывает на то, что античная философия в определенной степени рождается как этика.

Представителями милетской школы были естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которые также интересовались глубоко философскими вопросами. Они были озадачены поиском единого основания и начала существования: "Из чего все?". Фалес видел его в воде, Анаксимандр в апейроне, Анаксимен в воздухе.

Поэтому милетские мудрецы, все еще обремененные мифологическими взглядами, попытались выйти за пределы непосредственной видимости и дать естественное объяснение мира. Эту линию греческой философии продолжает Гераклит Эфесский (540-480 до н. э.). Он также пытается выделить основу существования за многими явлениями, которые постоянно меняются и исчезают, и рассматривает огонь как таковой - материальный и наиболее изменчивый из природных элементов.

Гераклита интересует и другая проблема - состояние мира: как он существует? "Все, что существует, - отвечает философ, - течет (движется), и ничто не остается на месте." Для описания вечной изменчивости и динамизма мира Гераклит использует образы "огня", дающего представление о ритмическом характере мирового процесса, и реки - неукротимого потока, в который"нельзя войти дважды". Идя дальше в своих рассуждениях, он поднимает вопрос о причине изменения и называет это борьбой противоположных сил: холодной и горячей, влажной и сухой и т. д.

В конце 6-го века до нашей эры центр зарождающейся европейской философии переместился с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад из Македонии в "Великую Грецию" (как римляне называли эту часть греческого мира), или "Великую Элладу" (как называли ее сами эллины). Итальянская философия (Аристотель) была дальнейшим шагом в развитии античной философии после ионийской философии. Итальянская философия включала пифагорейский союз, элеатскую школу и Эмпедокла.

Пифагор (570-497 до н. э.) создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию реальности, в объяснении которого исходит не из природы, а из числа-математического принципа. Он рассматривает космос как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. "Число владеет вещами", "число - основа существования", "лучшее числовое отношение-это гармония и порядок" - таковы основные суждения Пифагора и его учеников, которые изложили учение о числовой структуре вселенной. Со времен пифагорейцев философия силой разума превращает миф в теоретические конструкции, а образы-в понятия. Существует тенденция к освобождению философии от мифологии и формированию рационально-концептуального понимания мира [10, с. 87].

Еще более успешной в процессе перехода от образно-мифологического мировоззрения к философско-теоретическому была элеанская школа, представителями которой были Ксенофан (570-548 до н. э.), Парменид (520-440 до н. э.), Зенон (490-430 до н. э.). Как и их предшественники, предметом обсуждения была проблема сущности мира и способов его существования. Сила разума, по Пармениду, состояла в том, что с его помощью можно было перейти от бесконечного числа фактов к какой-то внутренней основе, от изменчивости к стабильности, подчиняясь определенным правилам, например, закону, запрещающему противоречия. Только таким образом мы можем определить основу мира, отвлекаясь от его разнообразия, выделить общие вещи, которые присущи ему и всем вещам, и увидеть неизменное за изменяющимся миром. Парменид считает, что таково бытие. Следуя закону противоречия, он заключает: "Бытие есть, небытия нет вообще." Бытие наделено такими качествами, как: неделимость, неподвижность, совершенство, безвременье, вечность.

Заслуги Парменида и элеанской школы огромны. Понятие бытия было выделено в качестве фундаментальной философской категории и тем самым положило начало важнейшей отрасли философии - онтологии. Также была выявлена проблема постоянного и меняющегося в мире, и предпочтение было отдано стабильным отношениям.

Вершиной философской мысли досократического периода была идея античного атомизма, получившая развитие в философии Демокрита (460-370 до н. э.). В своих рассуждениях он пытается разрешить противоречие, к которому пришла элеанская школа, - противоречие между чувственно воспринимаемой картиной мира и ее умозрительным пониманием.

В отличие от Парменида, Демокрит допускает небытие, которое " существует не меньше, чем бытие." Под этим он подразумевает пустоту. В то же время бытие мыслится как совокупность крошечных частиц, которые взаимодействуют друг с другом, вступают в различные отношения и движутся в пустоте. Таким образом, учение о двух состояниях мира: атоме и пустоте, бытии и небытии, противостоит Единому неподвижному бытию элеатов, и бытие делимо. Атомы-это мельчайшие, неделимые, неизменные и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу первого тела, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и положением, сталкиваясь и переплетаясь, образуют тела.

Классический период-это период расцвета древнегреческого общества и его культуры с полисной демократией, которая открыла большие возможности для совершенствования личности, предоставив свободному греку право участвовать в управлении государственными делами, а следовательно, принимать самостоятельные решения, и в то же время требуя ответственности и мудрости. Человек осознавал себя суверенной личностью. Остро встала проблема человека, его познавательных и деятельностных возможностей и места в обществе [2, с. 67].

Философия признает необходимость понимания этих проблем. И первые-это софисты-древние просветители и учителя мудрости. В лице софистов философское мировоззрение Древней Греции поставило человека в центр мировоззренческих исследований. Софисты также распространили свой релятивизм на религиозные догмы. В общем, у релятивизма есть одна положительная черта: он антидогматичен. В этом смысле софисты играли особенно важную роль в Элладе. Там, где они появились, догматизм традиции был поколеблен. Что касается исторической последовательности, то мы можем говорить о "старших" и "младших" софистах. Среди старых софистов выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифон и Ксениад. Из молодых софистов, которые уже были активны в конце 5-го и начале 4-го веков до нашей эры, наиболее интересными являются Алкид, Трасимах, Критий и Калликл.

Дальнейшее развитие античной философии связано с именами Сократа, Платона и Аристотеля-титанов античной философии.

В целом этот период античной философии характеризовался космоцентрическим направлением философской мысли, стихийным материалистическим подходом в онтологических учениях. Большое значение имеет моральный и эпистемологический релятивизм софистов, имевший общую антидогматическую направленность.

4 Деление учений



Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека.

Проблемы этики и эстетики не поднимались. К натурфилософским школам относятся: Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя). Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.

Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии. Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей [4, с.89].

Классический, или афинский Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем. Главными древнегреческими мыслителями и школами являются: Софисты: в переводе «мудрецы». Их называют «философами-профессионалами», поскольку они обучали людей логике, ораторству и другим наукам за плату, причем считали особенно важным умение убеждать слушателей даже если высказываемая мысль ложная. К главным особенностям школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободным и независимым, ориентированность на проблемы общества, человека и повседневности.

Софисты не оставили единого учения, но побудили интерес к человеку и критическому мышлению. Сократ: считается основателем классической философии. Изучал внутренний мир человека, считал, что главное — это знания и разум, однако учение софистов находил слишком поверхностным. К принципам Сократа относятся познание самого себя и признание невежества, как стимула учиться, существование высшего, Вселенского, Разума, малая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы с учениками и оппонентами.

Платон: ученик Сократа, проповедовал его идеи и основал в афинском пригороде школу — Академию. Основу его учения составляли понятия «единое» (основа действительности и бытия), ум и душа, а также поиск соотношения материального и идеального, бытия и мышления. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичных образов, которые постигаются разумом). Каждый предмет несет собственную идею, материальные предметы могли возникнуть лишь как подобия идеальных и обладают их чертами.

Аристотель: ученик Платона, ставший впоследствии воспитателем Александра Македонского и основавший собственную школу. Развил идеи учителя, хоть и критиковал многие его мысли: например, считал, что созерцать нужно не абстрактные образы, а реальные, наблюдать за миром. Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский. Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки. Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного. В это время развиваются старые школы и появляются новые [11, с.45].

Основными направлениями являются: Кинизм. Известные киники — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первый считал, что философия должна стать ближе к природе, а жизнь необходимо упростить, убрать богатство и роскошь. Также не признавал философ правительства и государства, а разум считал единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя. Скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды, на которого оказали влияние Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время похода Александра Македонского в Азию. Главная идея течения — в текучести всего сущего: все меняется, ничего не стоит на месте. Будучи несовершенным, человек не может постичь истину, а потому ему стоит просто жить, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.

Эпикуреизм. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первый считал, что смерть не страшна (когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть — нет человека), а знания представляют собой результат осмысления чувственного опыта. Таким образом, центральной мыслью является гедонизм — стремление к наслаждению. Высшим благом же является избавление от страданий и постоянное ощущение наслаждения, достичь этого можно, живя разумно и нравственно, уважая богов.

Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный, свободный от страстей ученый, с сильной волей. Главной целью человека признавалось счастье, благом — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в согласии с совестью и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить их положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди от рождения равны и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов было улучшено.

Неоплатонизм. Появился в III столетии, наиболее влиятельным философом является основатель Плотин, само направление основывается на идеях Платона. Главной идеей учения является наличие некоего запредельного первоначала (Единого), «падение» нашего мира (космоса) из Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души».

Цель направления — конечное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к истоку. К течению принадлежал последний античный философ Боэций. После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства. Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Заключение



Античная философия многопланова, она исследует различные проблемы: натурфилософские; онтологические; эпистемологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые. В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое, чувственное; рациональное; логическое. Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.

Античная философия оказала большое влияние на философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.

В этой статье мы кратко рассмотрели общие характеристики античной философии. В заключение следует сказать, что античная философия, содержавшая зачатки основных типов философского мировоззрения, развивавшихся во все последующие века, является не "музеем античности", а живой картиной становления теоретической мысли, полной смелых оригинальных идей. Это великий триумф разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

Античная философия была реальной социальной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры, и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток молодой, впервые самоидентифицировавшейся философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, интересующегося философскими вопросами.

Многие проблемы, над которыми размышляли древние философы, не утратили своей актуальности и по сей день. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и усердием вникает в их творения.

Список литературы




1. 12 великих античных философов / Коллектив авторов. - М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2017. - 830 c.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М.: Высшая школа, 2019. - 400 c.

3. Богомолов, А. С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М.: Издательство МГУ, 2020. - 368 c.

4. Джулия, Эннес Античная философия: моногр. / Эннес Джулия. - М.: Астрель, АСТ, 2017. - 705 c.

5. Донских, О. А. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии: моногр. / О.А. Донских, А.Н. Кочергин. - М.: Издательство МГУ, 2020. - 240 c.

6. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. - М.: АСТ, 2016. - 957 c.

7. Лазутина, Т. В. Античная философия. Специфика мировоззрения. Учебное пособие / Т.В. Лазутина. - М.: Флинта, Наука, 2015. - 120 c.

8. Лосев, А. Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 2015. - 208 c.

9. Льюис, Дж. Г. Античная философия. От Фалеса до Сократа / Дж.Г. Льюис. - М.: Галаксиас, 2004. - 208 c.

10. Оргиш, В. П. Античная философия и происхождение христианства / В.П. Оргиш. - М.: Наука и техника, 2019. - 184 c.

11. Тимощук, А. Античная философия / А. Тимощук. - М.: Амрита-Русь, 2017. - 824 c.



написать администратору сайта