Главная страница
Навигация по странице:

  • Античный поэт впервые пытается описать свою любовь не извне, а изнутри, как подлинное душевное

  • Катулл с восторгом описывает эти обряды в эпиталамии № 61. Кроме того, брачный союз служил продолжению рода, а это для античного человека всегда было важно (ср. № 68, 119—124).

  • Но он не наслаждался этим буйством страсти — он боялся

  • «вежеству» средневековья, «светскости» нового времени и «культурности» наших дней. Он вошел в плоть и кровь европейской цивилизации.

  • работа. 1 Катулл. Античный поэт впервые пытается описать свою любовь не извне, а изнутри, как подлинное душевное


    Скачать 15.21 Kb.
    НазваниеАнтичный поэт впервые пытается описать свою любовь не извне, а изнутри, как подлинное душевное
    Анкорработа
    Дата07.12.2021
    Размер15.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 Катулл.docx
    ТипДокументы
    #295593

    Роман с Лесбией-Клодией очень много значил для Катулла и его поэзии. Но, перечитывая стихи Катулла, посвященные Лесбии, нельзя не обратить внимания на две их особенности.

    Во-первых, это хронологические рамки, соотносящиеся с биографическими сведениями о Лесбии. Во-вторых, это социальные краски. Реальная Клодия была знатной женщиной, по социальному положению стоявшей гораздо выше безродного молодого веронца. Но в стихах Катулла нигде, ни единожды не мелькает взгляд на Лесбию снизу вверх. (Разве что в № 51, «Тот мне

    видится богу подобен...» — но мы знаем, что это перевод из Сапфо, а у Сапфо это стихотворение обращено к младшей подруге и ученице — т. е. и здесь нет взгляда снизу вверх). Гетера, коей мы видим Лесбию в стихах Катулла, была для античного общества наставницей в «науке любви» — и не только любви телесной, но и, как это ни неожиданно, любви духовной. И античная поэзия не хотела

    забывать об этой школе. И для гетер, которые были способны на привязанность, верность, уступчивость, — общественное уважение было открыто.

    Выражением его была поэзия греческой комедии (с персонажей которой брали пример сверстники Катулла). Молодая гетера (или почти гетера), в которую безумно влюблен юноша и которая потом по

    счастливому узнанию вдруг оказывается свободной, благородной и годной ему в законные жены, была в комедии постоянным персонажем.

    Античный поэт впервые пытается описать свою любовь не извне, а изнутри, как подлинное душевное

    «дело»; и для этого он идет на выучку к женщине, для которой любовь была «делом» всегда.
    Значение Катулла в римской поэзии — не в том, что он страстно любил свою Лесбию и с непосредственной искренностью изливал свой пыл в стихах. Оно в том, что Катулл первый задумался о своей любви и стал искать для ее выражения новых точных слов: стал писать не о женщине, которую он любит, а о любви как таковой.

    Семейное чувство у Катулла прорывается, конечно, в стихах об умершем брате (№ 65, 68, 101), но главным образом — в стихах о браке и супружестве (на смерть жены Кальва, № 96; два эпиталамия,

    (№ 61—62).

    Катулл с восторгом описывает эти обряды в эпиталамии № 61. Кроме того, брачный союз служил продолжению рода, а это для античного человека всегда было важно (ср. № 68, 119—124).

    Новые понятия требовали новых форм выражения. Представить то, о чем хотел сказать Катулл, непривычному читателю можно было или в рассуждении, или в образе. Ни для того, ни для другого обычные Катулловы средства не годились. Мы видели, как Катулл пытался вместить рассуждение в лирическую «безделку» — в сапфические строфы №51 — и как это разламывало стихотворение; удачнее это у него получилось в «разговоре с собой» (№ 8: «терпи, Катулл, скрепись душою,

    будь твердым!»), но удача эта осталась единичной. Для рассуждения лучше подходили уравновешенные двустишия эпиграмм, но эпиграммы были коротки. Поэтому образное выражение Катуллова концепция любви находит в больших «ученых стихотворениях», а рассудочное — в

    элегиях.

    Еще важнее была другая форма, разработанная Катуллом в любовной поэзии, — элегия. У Катулла в сборнике только две элегии, но обе образцовые — № 68 (к Аллию) и № 76 (к богам). Они очень непохожи друг на друга. Первая, как мы видели, осмысляет любовь поэта с помощью

    мифологической параллели с судьбою Лаодамии; вторая — с помощью прямых и связных рассуждений: «если любовь, как и все человеческие отношения, состоит в том, чтобы воздавать добром за добро, — то боги свидетели, что я ни в чем не нарушил долга благожелательности и благодеяний, а сам в ответ видел лишь неблагодарность, измену и бесстыдство; избавьте же меня, боги, от недуга этой любви!» Это самая зрелая формулировка той гуманистической концепции любви, которая так мучительно складывалась у Катулла. Первый тип элегии смотрел в прошлое,

    второй — в будущее. О собственной любви александрийские поэты предпочитали сочинять

    маленькие и легкие эпиграммы. Эпиграммы всегда хранили способность развернуться в элегию. Но из любовных эпиграмм любовные элегии выросли только в Риме, и первым известным нам их создателем был Катулл. Катулл хорошо знал иррациональную силу приступов любви и ненависти.

    Но он не наслаждался этим буйством страсти — он боялся

    его. Катуллу принадлежит создание новой (для мужской поэзии) любви: не потребительской, а деятельной, не любви-болезни и любви-развлечения, а любви-внимания и любви-служения. Катулл начал, элегики завершили, и этот культ любви-служения перешел от римской «столичности» к

    «вежеству» средневековья, «светскости» нового времени и «культурности» наших дней. Он вошел в плоть и кровь европейской цивилизации.


    написать администратору сайта