Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 сл. Понятие и признаки человека

  • 3 сл. Исторические принципы понимания человека

  • 4 сл. Философская антропология ХХ в. – целостный подход к сущности человека

  • 5 сл. 6 сл. Теории происхождения человека (антропогенез)

  • Креационизм

  • Космическая теория

  • Чувственно-эмпирический уровень

  • Абстрактно-теоретический уровень

  • 8. Соотношение биологического и социального в человеке

  • 9 сл. Рассмотрим эти концепции подробнее

  • 10 сл. При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального

  • АНТРОПОЛОГИЯ. Антропология (понятие и признаки человека, концепции антропогенеза, сознание, соотношение биологического и социального в человеке, личность, взаимосвязь личности и общества, будущее человека как вида)


    Скачать 25.97 Kb.
    НазваниеАнтропология (понятие и признаки человека, концепции антропогенеза, сознание, соотношение биологического и социального в человеке, личность, взаимосвязь личности и общества, будущее человека как вида)
    Дата06.06.2022
    Размер25.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАНТРОПОЛОГИЯ.docx
    ТипДокументы
    #573486

    Антропология (понятие и признаки человека, концепции антропогенеза, сознание, соотношение биологического и социального в человеке, личность, взаимосвязь личности и общества, будущее человека как вида).

    2 сл. Понятие и признаки человека

    Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

    Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. 

    Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о человеке? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т. п.

    Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема «высвечивалась» неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.

    Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии — это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.

    3 сл. Исторические принципы понимания человека

    Историческая эпоха

    Ведущий принцип

    Основное положение

    Древний мир

    космоцентризм

    Человек растворяется в природе, является ее частью

    Средневековье

    теоцентризм

    Человек – творение бога и полностью зависит от него

    Возрождение

    антропоцентризм

    Человек – свободный творец своей жизни

    Новое время

    рационализм

    Сущность человека определена его разумом

    XIX – XX в.в

    иррационализм

    Сущность человека в его воле, бессознательном, «экзистенции», интуиции

    В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе.

    В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности — Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.

    Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслов и деяний. Естествознание смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

    Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других — к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами (например, Г. Гегелем), но целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

    4 сл. Философская антропология ХХ в. – целостный подход к сущности человека

    Основоположники философской антропологии

    М. Шеллер (1874-1928) – человек, как «надмирность», возможность к самосознанию, целостной оценки себя.

    Г. Плеснер (1892-1985)- человек, как эксцентричность и неопределенность.

    А. Гелен (1904-1976)- человек, как недостаточность и детальность.

    5 сл. 6 сл. Теории происхождения человека (антропогенез)

    Антропогенез (от греч. anthropos – человек, genesis – развитие) – процесс развития современного человека, палеонтология человека; наука, изучающая происхождение человека, процесс его развития.

    В философии существуют 3 теории происхождения человека

    Креационизм – Человек создан Богом «по образу и подобию Божьему»

    Эволюционная теория – человек произошел от обезьяноподобных предков

    Космическая теория – человек инопланетное происхождение

    7 сл. Сознание

    Сознание человека обладает сложной структурой. Выделяют чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни сознания. Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально-психологический и обыденное сознание. Социально-психологический подуровень составляют эмоциональные настроения, чувства, он выражается в различных эмоциях (радости, удовлетворенности, угнетённости, психического негодования и др.). Обыденное сознание включает в себя систему обыденных знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе ежедневной практической деятельности человека. На этом уровне происходит накопление житейской мудрости.

    Абстрактно-теоретический уровень возникает у людей в результате их обучения различным наукам. Этот уровень, в свою очередь, включает в себя также два подуровня: теоретическое сознание и теоретическая идеология, научное теоретическое мышление. Как на уровне чувственно-эмпирическом, так и на уровне абстрактно-теоретическом функционируют различные формы сознания, такие как этическая, эстетическая, религиозная, правовая, политическая, философская, естественнонаучная. Все эти формы присутствуют у различных людей в различной степени. Каждая форма сознания представляет собой особое видение мира. Так, например, этическая форма сознания – это видение мира в категориях добра и зла, хорошего и плохого и др. Эстетическая форма сознания – это видение мира с точки зрения прекрасного и безобразного и т.д.

    В структуре сознания выделяют осмысленное, осознанное, а также бессознательное и подсознательное. Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Г. Лейбниц и И. Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начала, но и бессознательного.

    Термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд.

    Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.

    8. Соотношение биологического и социального в человеке

    Как показывает наука о человеке, он имеет биологическую и социальную природу.

    Можно выделить 4 концепции соотношения биологического и социального в человеке:

    - человек – прежде всего, биологическое существо, подчиненное законам природы;

    - человек – чисто социальное существо;

    - человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;

    - человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.

    9 сл. Рассмотрим эти концепции подробнее.

    1. Понимание человека как биологического природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейрбаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего, духовное мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование.

    Сегодня очевидно, что человек имея биологические потребности, удовлетворяет их в социально-обусловленных формах.

    2. Определение человека как чисто социального существа широкой поддержки не получило.

    3. Представление о человеке как биосоциальном существе получило наибольшее применение в научных направлениях. Так, при оказании туристских или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной).

    По-разному происходит восприятие информации детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей нельзя недооценивать (тем более что многие их этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

    4. Концепция целостной социальной природы человека рассматривает его как социальное существо, в котором содержатся свойства биологической формы материи.

    10 сл. При этом выделяют ряд закономерностей соотношения биологического и социального:

    - социальное возникает из биологического, и становиться новым качественным уровнем развития материи, который имеет собственные законы развития

    - биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов

    - социальная справедливость человека оказывает влияние на биологическую основу организма. Так, прямохождение, развитие скелета и рук является следствием социальной трудовой деятельности. Социальные потрясения влияют на здоровье, продолжительность жизни, расцвет экономики – наоборот.

    В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человека. В эпоху доиндустриальную ценилась физическая сила, в эру компьютеров (постиндустриальную) – интеллектуальные, творческие способности.

    Данная концепция утверждает биологическое как основу социальных процессов. Укрепление биологических основ общества – условия развития социальных качеств в человеке.

    Вместе с тем, улавливаются противоречия между биологическим и социальным (освоение атомной энергии, генная инженерия). Таким образом, взаимосвязь биологического и социального очевидна и находится в диамическом единстве.


    написать администратору сайта