Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная идея Представители

  • история. Антропосоциогенез и сущность сознания


    Скачать 22.41 Kb.
    НазваниеАнтропосоциогенез и сущность сознания
    Анкористория
    Дата16.04.2022
    Размер22.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаAS-107_Zanyatie_07_04_22.docx
    ТипЛекции
    #478600

    Тема занятия: Антропосоциогенез и сущность сознания

    1. Основные концепции происхождения человека и сознания

    2. Структура, свойства, функции сознания

    Задания:

    1) Выписать существенные моменты и определения основных понятий темы (по каждому пункту плана лекции).
    1. Философские подходы к пониманию природы сознания

    Итак, монистические концепции сознания. Здесь мы можем выделить три подхода.

    Несколько выпадает из общей классификации, но тем не менее периодически появляется на философской сцене идея существования нейтральной субстанции («нейтральный» монизм), лежащей в основе как материи, так и сознания, обеспечивающей их существование, развитие и взаимодействие. Данная идея реализуется, например, в философии Спинозы (материя и мышление выступают как модусы единой субстанции) или, позднее, в эмпириокритицизме (махизме), где речь идет о нейтральных элементах,обеспечивающих непрерывный переход от физического к психическому и вызывающих у нас ощущения, комплексы которых мы интерпретируем как тела.

    Идеализм постулирует вторичность материи, которая порождается активностью каких- либо идеальных субстанций, существующих вне и независимо от человеческого сознания (Богом, Абсолютной идеей, Мировой волей и др.) – если это объективный идеализм, либо индивидуальным человеческим сознанием – если это субъективный идеализм. В последнем случае речь идет о том, что можно утверждать лишь существование репрезентаций, образов внешних объектов в наших сознаниях, но не существование самих объектов.

    Материализм исходит из первичности материи и производности от нее сознания. Существует несколько вариантов материалистических учений о сознании, которые можно объединить в две группы: первая приравнивает сознание к мозгу, вторая, признавая, существует только материальная субстанция – мозг, определяет сознание как его функцию, системное свойство, несводимое к материи и не описываемое в терминах физической теории. Материалистический подход к пониманию сознания оказался более плодотворным, чем идеалистический и нейтральный.

    2.Сознание как форма отражения

    Сознание – высший уровень духовной активности человека как социального существа. Важной функцией сознания является мысленное построение действий и предвидение их последствий, самоконтроль.

    Сознание обладает собственным бытием: производным, как полагают материалисты, или же самостоятельным (субстанциальным), в чем убеждены идеалисты. И те, и другие сходятся в том, что сознание принадлежит к сфере идеального (т.е. нематериального).

    Рассмотрим сознание с материалистических позиций как форму отражения. Отражение – одно из свойств материи, которое состоит в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. При этом решающее значение имеет не физическое тождество компонентов взаимодействующих систем, а их структурное соответствие и сходство. Отражение наблюдается на всех уровнях организации материи:

    - в неживой природе отражение является атрибутивным свойством и состоит в способности любой вещи (материальной системы) продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии с воздействующей на нее вещью (материальной системой);

    - при переходе к живой природе свойство отражения становится функциональным, живые организмы активно используют его как средство самосохранения, ориентации в окружающей среде и регулирования своего поведения.

    В живой природе различают 2 формы отражения:

    - раздражимость – свойство организмов (растений и простейших) отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния; это допсихическая форма отражения, не связанная с формированием идеального образа;

    - чувствительность – способность отражать свойства предметов в виде ощущений, связанная с формированием нервных тканей; является начальной формой психики;

    3.Структурные элементы сознания

    С психологической точки зрения, в сознании выделяют три сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и мотивационно-волевую.

    Когнитивная сфера включает такие компоненты, как чувственное восприятие мира (ощущения, восприятия, представления), абстрактное мышление (формами которого являются понятия, суждения и умозаключения), внимание, память, воображение, интуиция (корни которой скрыты в бессознательном).

    Эмоциональная сфера охватывает внутренние чувства человека, которые следует отличать от внешних, сенситивных чувств: ее составляют чувства радости, горя, любви, сострадания, ненависти и др. Можно выделить три уровня эмоций: 1) аффекты – сильные эмоции (гнев, ужас, ярость и др.); 2) эмоциональные состояния – настроения (подавленность, радость, грусть и т.п.); 3) элементарные эмоции (жажда, голод и т.д.). Эмоциональная сфера сближает человека с животными, но его эмоции во многом являются социально обусловленными, такими, которых в природе не существует, например, любовь или ненависть.

    Мотивационно-волевую сферу составляют потребности, интересы и мотивы нашей деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели, а также усилия, необходимые для ее достижения.

    Единство и взаимосвязь трех указанных сфер сознания можно проследить в сознательных поступках, из цепи которых состоит жизнь человека. Так, например, волевые импульсы, побуждающие нас к действию или сдерживающие нашу активность, являются опосредующим звеном между мышлением, которое формирует и обосновывает наши цели, а также средства их достижения, и эмоциями, сопряженными с формированием образа желаемого и оценкой происходящего.

    4. Мышление и язык

    Мышление – важнейшая функция сознания, состоящая в формировании понятий и оперировании ими. Оно является опосредованной формой отражения объективного мира, в которой свойства предметов превращаются в абстрактные мысленные образы.

    Материальным субстратом мышления служит кора головного мозга, вернее, нейрофизиологические процессы, протекающие в ней. При этом сама мысль является идеальной, не обладающей физическими, химическими и другими материальными свойствами.

    Язык, будучи средством объективации, т.е. средством «вынесения» содержания нашего сознания вовне, содержит в себе и материальную (звук/речь или символ), и идеальную (смысл, значение) составляющие.

    5.Самосознание

    Важной особенностью сознания является его единство, целостность всех компонентов внешнего и внутреннего опыта как в данный момент времени, так и в прошлом, и в будущем. Это единство опыта обеспечивается самосознанием – способностью человека выделять себя из окружающего мира, соотносить себя с ним и противостоять ему.

    Самосознание – сознание второго уровня;
    – сознание сознанием самого себя.

    Самосознание является исторически развивающимся образованием, проявляющимся на разных уровнях. Первый уровень – это элементарное осознание своего тела. Второй уровень связан с осознанием себя членом того или иного общества, культуры, социальной группы и, соответственно, принятием определенных ценностей. Самый высокий уровень самосознания – возникновение образа Я, выстраивание «Я-концепции» и самооценка.

    Следует различать нечетко выраженные формы самосознания и рефлексию. Первые сопровождают течение всех психических/ментальных событий и являются условием их контроля. Рефлексия же представляет собой высшую форму самосознания, которая осуществляет специальный, направленный анализ способов деятельности и явлений своего сознания, формирует представление о собственном Я человека.

    6.Общественное и индивидуальное сознание

    Общественное сознание является относительно автономным образованием. Это достигается благодаря тому, что оно имеет свои способы объективации, воплощаясь в различных явлениях и предметах культуры: произведениях искусства, достижениях науки и техники, религиозных, правовых, политических, философских и других концепциях. Тем самым общественное сознание приобретает некоторую самостоятельность по отношению как к автору оригинальных идей, так и к другим его носителям.

    Структура общественного сознания включает:
    - уровни: обыденное и теоретическое;
    - виды: идеология и общественная психология
    - формы: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное.

    2) Выписать из лекций, глав учебников, хрестоматий определения и высказывания разных философов о сущности человека, сознания. Представить в виде таблицы. Определить критерии различия разных позиций.

    Основная идея

    Представители

    Человек есть микрокосмос

    Древняя индийская, китайская, греческая философия

    Человек есть вечный, абсолютный дух

    Гегель, Балаватская

    Человек есть политическое животное

    Аристотель

    Человек есть образ и подобие бога

    Христианская философия

    Человек есть мыслящее существо

    Декарт

    Человек есть одушевленная машина

    Ламентри

    Человек есть существо принадлежащее двум мирам:миру природной необходимости и миру нравственной свободе

    Кант

    Человек есть сгусток противоречий, война разума и страстей

    Паскаль

    Человек есть животное производящее орудие

    Франклин

    Человек есть существо делающий выбор

    Кьеркегор



    Основная идея

    Представители

    Сознание как космический разум, закон

    Древний восток

    Сознание как знание о внешнем мире

    Аристотель

    Нет сознания без самопознания, самопознание=его предметное содержание

    Новое время

    Сознание имеет активную творческую позицию, оно не столь отражает, сколько творит мир

    Гегель

    Открытие бессознательного

    Фрейд

    Сознание вторично по отношению к материи, оно имеет общественную природу

    Марксизм

    3) Кратко охарактеризовать основные тенденции существенного изменения человека в ближайшем будущем в концепции киберантропологии. Выявить, какая из существенных человеческих ценностей в этой концепции выходит на первый план.

    Киберантропология — новое поле исследования и предметной области этнологии (этнографии), или социальной антропологии, она изучает транснациональные онлайн-сообщества в ракурсе кибернетической перспективы, а также использование человеком компьютерных технологий. При этом виртуальное киберпространство («пространство данных») понимается как социокультурное пространство человеческих взаимодействий.

    Моделируемая цифровой техникой реальность стала силой, которая способна изменить человеческую расу. Цифровые существа, такие как виртуальные и воплощенные агенты, или аватары, хотя и не являются частью естественной среды обитания человека, однако становятся необходимыми элементами его окружения и условий жизни. Как теоретическое построение киберантропология затрагивает проблему слияния естественного и искусственного миров, опосредованного человеческим воображением, а также совместимости между людьми и формами цифровой жизни, которую они создали.


    написать администратору сайта