Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила

  • История до апартеида Англичане и буры

  • Путь к апартеиду

  • Апартеид: режим дискриминации

  • Падение режима апартеида

  • Дополнение.

  • Современное состояние

  • Апартеид в ЮАР. Апартеид в юар история


    Скачать 25.82 Kb.
    НазваниеАпартеид в юар история
    Дата27.04.2023
    Размер25.82 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАпартеид в ЮАР.docx
    ТипДокументы
    #1093433

    Апартеид в ЮАР

    История

    Апартеид оформился и получил свое название на территории современной Южно-Африканской Республики — тогда Южно-Африканского Союза. Эта политика действовала на территории страны с 1948 года по 1994, и включала в себя правила, которые ограничивали гражданские и человеческие права чернокожего населения на территории государства.

    Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.

    После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.

    Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).

    Более 3 миллионов человек переселили в эти резервации, согнав их с мест постоянного проживания. На территорию «белых» жители резерваций допускались только для выполнения самых тяжелых и грязных работ при наличии специального разрешения.

    Совместное обучение «белых» и темнокожих детей не допускалось. Африканцам с самого раннего возраста внушалась мысль о неравенстве и о норме этого неравенства.

    Медицина для темнокожих также была отдельной. Ее уровень не шел ни в какое сравнение с медициной для «белых». Кроме того, в ряде гетто больниц не было вовсе. Политика апартеида проводилась везде: на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, театрах, парках, церквях. Так, например, в автобусах сидячие места были предназначены только для «белых».

    Основные законы политики апартеида устанавливали следующие правила:

    • африканцы должны были проживать в специальных резервациях (бантустанах). Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению;

      • африканцам запрещалось открывать предприятия или работать в областях, обозначенных как «белая Южная Африка» (по сути, все важные города и экономические зоны), без специального разрешения. Предполагалось, что им следует переезжать в бантустаны и работать там;

      • африканцы были лишены почти всех гражданских прав;

      • больницы и служба скорой помощи были сегрегированы: больницы для белых обычно финансировались хорошо и предоставляли услуги высокого качества, в то время как в больницах для африканцев хронически не хватало средств и работников. Во многих бантустанах больниц не было вовсе;

      • были запрещены сексуальные контакты и браки между людьми разных рас;

      • африканцам запрещалось покупать крепкий алкоголь, хотя позже это требование было смягчено;

      • африканцам не дозволялось присутствовать в «белых» церквях;

      • детям африканцев, согласно политике апартеида, нужно было преподавать лишь основные навыки, нужные в работе на белых;

      • была предусмотрена сегрегация и в высшее образование: все авторитетные университеты принимали только белых студентов. Для представителей других расовых групп создавались свои высшие учебные заведения, однако количество мест для чернокожих студентов было очень малым.

    История до апартеида

    Англичане и буры

    В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.

    Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.

    Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.

    В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.

    Путь к апартеиду

    «Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации».

    Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.

    Апартеид: режим дискриминации

    В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).

    Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.

    Несмотря на то, что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.

    В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».

    Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.

    ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.

    В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.

    26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.

    «На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.

    26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.

    Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.

    С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:

    • сегрегации;

    • расизма;

    • дискриминации.

    «Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», — отметила эксперт.

    «ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», — заявил Андрей Урнов.

    По словам эксперта, африканцы долгое время пытались бороться за свои права мирным путём. Они находились под сильным влиянием идей Ганди и, выступая против любой дискриминации, требовали не преимуществ, а официального равенства. Но в конце концов, не выдержав массовых избиений и расстрелов мирных демонстраций, темнокожее население взялось за оружие и развернуло партизанскую борьбу.

    Протесты

    Поначалу сопротивление властям оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные налеты на белые поселения. Потом все больше и больше коренных жителей стало выходить на мирные демонстрации, массово покидая границы своих резерваций. Силовики не церемонились с такими демонстрантами – часто власти применяли оружие. После нескольких таких расстрелов лидеры движения против апартеида создали боевую организацию "Копье нации".

    В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.

    В 70-х годах стали проходить многочисленные стачки и забастовки коренного населения, работавшего на заводах и алмазных приисках. Полиция стреляла в мирных демонстрантов, что провоцировало все новые возмущения. Власти даже не гнушались стрелять в подростков – в "черном" гетто в пригороде Йоханнесбурга на забастовку вышли учащиеся школ, которые протестовали против насильного изучения в школах бурского языка. Тогда погибло около 20 подростков. В стране вспыхнули массовые беспорядки и счет погибшим пошел уже на сотни.

    Противостояние обострялось. Боевики из "Копья нации" нападали на малонаселенные "белые" фермерские хозяйства, громили там все, а хозяев демонстративно казнили: надевали на шею покрышку, заливали бензином и поджигали. Это называлось "ожерелье».

    Конец

    Градус напряжения с каждым годом нарастал. Властям уже с трудом получалось удерживать в резервациях коренное население страны. Экономическое положение ЮАР стало ухудшаться – заводы, фабрики и прииски большую часть времени простаивали без рабочей силы, белое население вне крупных городов подвергалось нападениям, сельское хозяйство постепенно деградировало. В этих условиях всё могло закончиться революцией, свержением власти и кровавой войной в стране. Но был и путь мирного разрешения конфликта. 

    Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.

    Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году.  В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.

    Падение режима апартеида

    Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.

    25 июля 1993 года в Кейптауне произошел теракт. Четверо темнокожих ворвались в церковь Святого Иакова, убив 12 и ранив 47 человек. Фредерик Виллем де Клерк, находясь под сильным международным давлением, дал согласие на проведение всеобщих демократических выборов. Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года. Победу одержал Африканский национальный конгресс. Президентом ЮАР стал Нельсон Мандела.

    На открытии сессии парламента в феврале 1990 года президент ЮАР Фредерик де Клерк объявил о снятии запрета на деятельность старейшей политической организации африканского населения ЮАР Африканского национального конгресса (АНК), Панафриканского конгресса и о полном освобождении просидевшего в тюрьме 27 лет противника апартеида Нельсона Манделы.

    Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился. После его отмены коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям и к занятию бизнесом.

    Дополнение. Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказании за него» квалифицирует апартеид как преступление против человечества.

    Период апартеида в ЮАР завершился.

    В 1989 году он начал настоящую "перестройку" в стране – отменил расселение по расовым зонам, упразднил позорные учётные книжки–аусвайсы и предоставил черному населению избирательные права. А главное, выпустил из тюрьмы лидера африканцев Нельсона Манделу, проведшего до этого в застенках четверть века. Разумеется, стало предсказуемым, что следующие выборы в стране одержал Мандела.

    Современное состояние

    Режим апартеида рухнул. Но счастье в ЮАР после этого не пришло. Да, черное большинство получило равные с белыми политические и гражданские права, но стал ощутимей контраст между гражданами одной страны. И хоть ЮАР в сегодняшнее время живет лучше многих африканских государств, все же 50% ее населения находится за чертой бедности, а отношение к "белым" здесь совсем нельзя назвать толерантным. В отдельные районы крупных городов рискованно заходить даже с охраной, а численность белых сокращается год от года в геометрической прогрессии.

    Желание отомстить еще долго будет преобладать среди коренного населения. Пройдут годы, прежде чем ЮАР сможет залечить раны апартеида и люди разных рас и национальностей станут жить в мире. Все-таки 50 лет угнетений и притеснений просто так не сотрешь из памяти. Согласие и процветание в этой стране настанет еще не скоро.

    В 1994 году власть в стране сменилась на демократическую и президентом ЮАР стал борец с апартеидом Нельсон Мандела, последствия событий XX века до сих пор значительно влияют на государство.

    Дополнение

    По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные — в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах».


    написать администратору сайта