Главная страница
Навигация по странице:

  • Апостериорное получено через опыт.

  • Разум, в понятии Канта

  • «Критика чистого разума»

  • Иммануил кант. Апостериорное получено через опыт


    Скачать 17.08 Kb.
    НазваниеАпостериорное получено через опыт
    АнкорИммануил кант
    Дата22.03.2022
    Размер17.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаImmanuil_Kant.docx
    ТипДокументы
    #409989

    Иммануил Кант

    Философ, основоположник немецкой классической школы. Выделяют два периода творчества Канта:

    1. Докритический, характеризуется занятиями в области естествознания и астрономии, в частности космологии. В «докритический» период, исследуя проблемы бытия, природы, космологии, естествознания, Кант большое внимание уделяет проблеме развития. Сформулированная им гипотеза о возникновении Солнечной системы известна как гипотеза Канта-Лапласа (Лаплас сформулировал эту же гипотезу независимо от Канта). В ней утверждается, что небесные тела образовались из туманности благодаря движению и действию сил отталкивания и притяжения. Эта гипотеза практически отрицает идею сотворения мира.

    2. Критический. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

    Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

    1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

    2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

     Разум, в понятии Канта – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями. Разум предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

    Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

    Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

    1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

    2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

    3. Сознание систематизирует образы.

    4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

    Понятие «вещь в себе» — важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

    Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие, когда человек пытается познать «вещи в себе».

    Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

    1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

    2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

    3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

    4. Бог есть/ Бога нет.

    Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

    В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

    Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.


    написать администратору сайта