Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет

  • Арабская астрономия .

  • Рис2. Арабский перевод «Начал» Евклида

  • Рис.3 Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина

  • Рис.4 Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед

  • Список использованное литературы

  • Норалиев У.Ш. МГТУ Э-61б Реферат Арабская средневековая наука. Арабская средневековая наука


    Скачать 461.84 Kb.
    НазваниеАрабская средневековая наука
    АнкорНоралиев У.Ш. МГТУ Э-61б Реферат Арабская средневековая наука
    Дата14.11.2020
    Размер461.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНоралиев У.Ш. МГТУ Э-61б Реферат Арабская средневековая наука.docx
    ТипРеферат
    #150511






    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Московский государственный технический университет

    имени Н.Э. Баумана

    (национальный исследовательский университет)»

    (МГТУ им. Н.Э. Баумана)




    ФАКУЛЬТЕТ

    ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЕ

    КАФЕДРА

    ТЕПЛОФИЗИКА

    Философия

    Реферат

    Тема: Арабская средневековая наука





    Студент

    Норалиев Улугбек Шухрат угли




    фамилия, имя, отчество

    Группа

    Э6-61Б


    Вариант







    12













    Преподаватель







    Гвоздева Н.Ю.










    Фамилия, И.О.










    2020 г.

    Оглавление


    Введение 3

    1.Средневековая арабская наука 4

    1.1. Арабская алхимия 5

    1.3. Механика 10

    1.4. Математика 12

    1.5.Медицина 15

    2. Исламская философия 18

    3.Ибн-Сина, Ибн-Рушд 19

    Заключение 22

    Список использованное литературы 24




    Введение


    В реферате приведено научное мировоззрение мыслителей Ближнего и Среднего Востока IX–XIII веков. Показано влияние достижений арабо-мусульманской научной мысли на развитие мировой естественной науки.

    Цель работы - охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.

    Основная задачи работы

    1) раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.

    2)Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.

    Научное мировоззрение мыслителей Ближнего и Среднего Востока, включающее элементы восточной мудрости и тысячелетнего опыта, сложилось под влиянием натурфилософского учения греков. Формирование основных положений научной картины мира средневекового арабо-мусульманского Востока произошло в IX–XV веках. Можно в целом выделить три специфических аспектата в развитии арабо-мусульманской науки, отличающих её от современной ей западноевропейской средневековой науки, способствовавших развитию её рационального, научного содержания, а вместе с ним вольнодумства и свободомыслия:

    1) отсутствие жесткой системы подчинения науки теологии;

    2) взаимосвязь комплекса естественнонаучных знаний;

    3) прогрессивное усвоение достижений античной науки.

    Древние античные научные источники послужили отправной точкой для ряда научных идей, предложенных восточными учеными и философами, работавшими в таких культурных центрах, как Багдад, Самарканд, Хорезм, Бухара, а также в Кордовском Халифате на Пиренейском полуострове [1, с. 75].В период наивысшего расцвета науки (Х–ХI вв.) арабские философы и ученые в своих исследованиях исходили, как и греки; из принципа единства природы и целостности характера науки. Поэтому традиции энциклопедизма были характерны и для представителей науки у арабов, отдельные крупные ученые создали трактаты по различным направлениям науки: «Изложения астрономии» аль-Фергани, сочинения по медицине ар-Рази, «Канон врачебной науки» Ибн Сины, «Коллигет» Ибн Рушда и другие, которыми в Европе пользовались вплоть до XVII века

    1.Средневековая арабская наука


    Наука достигла высокой степени развития во время Золотого века ислама (750—1258). Переводческое движение, сосредоточенное в багдадском Доме мудрости, перевело на арабский язык индийские, ассирийские, иранские и греческие научные труды. Эти переводы дали толчок развитию средневековой науке.

    Среди исламских учёных было много персов1,2, арабов3, мавров, ассирийцев и египтян. В конфессиональном плане, большинство учёных были мусульманами4,5, но встречались также христиане6, иудеи7, сабии и др.

    Наука стран арабского Востока (VII по XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется в период правления Мухаммеда, объединившего территории Аравийского полуострова, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев, и создавшего первое мусульманское теократическое государство. Багдадские халифы покровительствовали наукам. На арабский язык были переведены сочинения Аристотеля, Птолемея, Архимеда. Активно развивались земледелие и торговля, геодезия и географии, математика и военное дело астрономия и философия. Известным арабским астрономом и математиком был Ал-Батани (около 850-929 гг.), который в своей «Книге по астрономии» (910 г.) развивает учение Птолемея и вводит понятие «синус». Другой астрономом Улугбек (1394-1449) составил «Новые астрономические таблицы», где заложил теоретические основы астрономии (указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличающиеся большой точностью) и построил в 1429 г. астрономическую обсерваторию, которую оборудовал уникальными приборами. В XII веке арабы создали особую цифровую систему (отсюда «цифра» по-арабскиоз. начало «нуль»). Видным математиком был Ал-Хорезми (787 850), который создал трактат «Краткая книга об исчислении ал-джебры и ал-мукабалы» (от термина «ал-джебр» возникло название «алгебры», а от имени Ал-Хорезми «algorithmus» появился термин «алгоритм»). Крупным математиком, известным поэтом был Омар Хайям (1040-1123)., который в своих математических сочинениях изложил решения алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа. Хайям возглавлял астрономическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличающегося от григорианского. Крупнейшим естество испытателем был ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 ок. 1050), написавший около 150 трудов по истории, геодезии, лингвистике, математике, утверждал возможность движения планет вокруг Солнца, указывал на причину лунных фаз и сконструировал множество экспериментальных приборов, призывая прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем. Его ученик – Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя v Авиценна) (ок.980 1037) – ученый, поэт, философ, врач создал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях), где был систематизирован опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Труды арабских алхимиков, которые пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и молодости, описывали свойства ряда химических соединений, необходимых для медицины (производили спирт как антисептик). Наибольшую известность получили алхимики Джабир Ибн-Хаян (ок.721-ок.815) (латинизированное имя Гебер) и Ар-Рази (865-925), которыми изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудование: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. Арабами разработаны географические представления об Азии и Северной Африке, которые обобщены в многотомном «Словаре стран», (1224 г.).
      1. Арабская алхимия


    В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии – ислама – что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке – в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово khemeia преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская khemeia.

    Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и его идея о взаимо превращаемости элементов. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась не лишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835) давал следующее весьма громоздкое и туманное объяснение свойств металлов, основанное на аристотелевом учении: "Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото жёлтое, а серебро белое, т.к. первое содержит больше тепла, а второе – больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и её цвет более красен, т.к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, … и оно с трудом поддаётся действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним". Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ.

    Абу Муса Джабир ибн Хайан (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Джабир ибн Хайан создал теорию, призванную более конкретно объяснять свойства металлов (в частности, такие, как блеск, ковкость, горючесть) и обосновывать возможность трансмутации. Следует особо отметить, что ртутно-серная теория представляла собой попытку теоретического обобщения опытных данных в достаточно частном вопросе, не претендуя на всеобщность объяснения. Это в корне отличает её от классических натурфилософских учений. Суть ртутно-серной теории состоит в следующем.

    В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайана, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).

    Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо. Золото – совершенный металл – образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; "созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название "философский камень" (Lapis Philosophorum).

    Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли.

    По мнению алхимиков, процесс превращения "несовершенных металлов" в "совершенный металл" – золото – может быть отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир, согласно представлениям последователей Гебера, должен был обладать ещё многими магическими свойствами – исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие. Именно эти "побочные функции" эликсира и закрепились в современном значении этого слова в русском языке. Вообще следует отметить, что арабская алхимия всегда самым тесным образом была связана с медициной, которая в арабском мире была развита весьма высоко (в частности, в Багдаде ещё в VIII веке появилась первая государственная аптека), и практически все арабские алхимики были известны ещё и как врачи.

    Среди арабских учёных выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037), явившийся первым критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной, и считавший основной задачей алхимии приготовление лекарственных средств.

    Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази (864-925), в европейской литературе известный как Разес, внёс в ртутно-серную теорию некоторые изменения. Поскольку свойства таких веществ, как соли металлов, довольно сложно объяснить с использованием двух принципов, Ар-Рази добавил к ним третий принцип, принцип растворимости (хрупкости) – философскую Соль. Ртуть и Сера, по его мнению, образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В таком виде теория трёх принципов приобрела логическую завершённость и просуществовала в неизменном виде несколько веков.

    Ар-Рази предпринял также попытку объединить учение Аристотеля – главную теоретическую основу алхимии – с атомистической идеей. Четыре стихии Аристотеля, по мнению Ар-Рази, это четыре вида атомов, движущихся в пустоте и различающихся формой и размером. Среди многочисленных заслуг Ар-Рази следует также отметить предложенную им классификацию веществ на три царства – минеральные, растительные и животные. Ар-Рази в своих сочинениях подробнейшим образом описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы. Вообще для арабских алхимиков было характерно тщательное отношение к описанию эксперимента; весы и лабораторная техника уже к XI веку достигли высокой степени совершенства. В частности, Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни и Абд ар-Рахман Ал Хазини приводили в своих трудах величины плотностей металлов, отличающиеся от современных значений менее чем на один процент.

    В целом именно во время арабского этапа были созданы основные теории алхимии, разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов – ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины.

    После XII века по ряду причин (как внутренних, так и внешних) арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая половина XIV в.), написавший ряд сочинений, очень полно суммирующих труды его предшественников. Центр научной мысли переместился в Европу.

      1. Арабская астрономия.



    Рис.1 Астрономические наблюдения с помощью армиллярной сферы. Миниатюра из турецкой рукописи XVI века.

    Астрономия исламского Средневековья — астрономические познания и взгляды, распространённые в Средние века в Арабском халифате и впоследствии государствах, возникших после распада халифата: Кордовском халифате, империях Саманидов, Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Хулагуидов. Сочинения исламских астрономов были, как правило, написаны на арабском языке, который может считаться международным языком средневековой науки8; по этой причине астрономия исламского Средневековья называется ещё арабской астрономией, хотя в её развитие внесли вклад не только арабы, но представители практически всех народов, проживавших на этой территории. Главным источником арабской астрономии была астрономия Древней Греции, а на ранних стадиях развития — также Индии и государства Сасанидов, расположенного на территориях современных Ирака и Ирана. Период наивысшего развития приходится на VIII—XV века.

    В течение многих столетий прекрасное звездное ночное небо и вселенная вдохновляли поэтов, музыкантов, философов и ученых различных народов, мусульмане – не исключение. Но все же мусульманские ученые занимают особое место в развитии астрономии, вернее, в развитии наук в целом, что связано у них с особым отношением к науке вообще и пониманием Бога. Средневековый мусульманский ученый, мудрец, мобед – это не ученый европейского средневековья, это ученый широкого понимания, занимающийся наукой в целом, без деления по областям. Не одно важное решение не могло быть принято правителем без совета мудреца – ученого – астронома. Астрономия того времени – наиважнейшая из наук, необходимейшая. Ведь астрономические знания нужны были каждый день не только ученым, правителям, но всем мусульманам, что связано с культом и практическими потребностями. В результате мировая астрономия получила глобальное развитие. Открывались обсерватории, многие наблюдения, записи и таблицы которых до сих пор используются современными учеными. Совершенствовались многие астрономические инструменты, появлялись новые. Чего только стоит астролябия, или как ее иногда сегодня называют – «средневековый компьютер»! Греческие звездные календари уточнялись, изменялись; звезды получали новые арабские имена, основанные на интереснейших древних легендах. Вот обо всем этом с великим восхищением и удовольствием мы с Вами и будем говорить на нашей лекции.
      1. Механика


    Арабские мудрецы превратили разрозненные успехи древних греков и египтян в серьёзную научную практику, однако волей судеб сложилось так, что монголы, захватившие Багдад разорили научный центр «Дом Мудрости» утопив в водах Тигра богатейшую библиотеку…

    Шесть месяцев воды реки были окрашены в цвета книжных чернил…

    Хочу познакомить Вас с выдающимся изобретателем, механиком, математиком и астрономом известным как да Винчи Исламского Возрождения, хоть жил и творил он задолго до рождения самого Леонардо.

    Кстати не все изобретения гениального инженера эпохи возрождения таковыми являются, например изобретение парашюта и вертолёта приписываемые Леонардо да Винчи, тоже придумал арабский мудрец Аббас ибн Фирнас, причем парашют им же был относительно благополучно испытан в 852 году с минарета в Кордове, а в возрасте 65 лет (в 875 году) он спустился с небольшого холма на сконструированном им же «дельтаплане» планировав около 10 минут… приземление было жестким и Аббас повредил себе спину. Первый контролируемый полет с благополучным приземлением осуществил опять же арабский изобретатель Ахмет Челеби Хезафрен в 1638 году ПЕРЕЛЕТЕВ через Босфор.

    Многие арабские мудрецы прославившиеся на поприще иных наук справедливо заслуживают не кратковременного упоминания а отдельной публикации, но сегодня речь лишь об одном из них:

    Аль-Джазари жил и творил в золотой век ислама в Диярбекире (Турции). Круг его интересов в механике достаточно широк — это проектирование механизмов, подающих воду (именно он применил клапанный двухтактный насос для подачи воды), изготовлением часов, программируемых музыкальных устройств, он отразил принцип работы кодового замка и описал работу иных хитроумных механических устройств. Результаты своей деятельности он описал в 1206 году в «Книге знаний об остроумных механических устройствах». (Сдаётся мне, что Леонардо да Винчи почитывал эту книжку:))

    Эта книга в XIII веке в Европе не имела аналогов и считалась очень важным техническим трудом о теоретической и практической механике. И хотя оригинальная рукопись книги до сих пор не найдена, из известных 15 ее копий 10 хранятся в различных музеях Европы, 5 – в библиотеках Топкапы и Сулеймании в Турции. Объясняя в рисунках разнообразные устройства, Аль-Джазари оставил весьма ценное для истории машиностроения произведение. В книге описано проектирование, изготовление и сборка более 50 машин. Аль-Джазари удачно применил столь важную механическую деталь как коленчатый вал и ему приписывают введение новых технологий, таких как притирка движущихся частей с помощью корунда, ламинирование древесины и масштабное моделирование.
      1. Математика




    Рис2. Арабский перевод «Начал» Евклида

    Математика исламского средневековья, в отличие от древнегреческой математики, всегда носила более практичный характер. Соответственно наибольшее значение имели вычислительные и измерительные аспекты. Основными областями применения математики были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика, наследование. Начиная с эллинистической эпохи, в странах Востока огромным уважением пользовалась персональная астрология, благодаря которой поддерживалась также репутация астрономии и математики.

    Преследование греческих учёных-нехристиан в Римской империи V—VI веков вызвало их массовое бегство на восток, в Персию и Индию. При дворе Хосрова I они переводили античных классиков на сирийский язык, а два века спустя появились арабские переводы этих трудов. Так было положено начало ближневосточной математической школе9. Большое влияние на неё оказала и индийская математика, также испытавшая сильное древнегреческое влияние (часть индийских трудов этого периода были написаны греками-эмигрантами; например, известный александрийский астроном Паулос написал «Пулиса-сиддханта»). В начале IX века научным центром халифата становится Багдад, где халифы создают «Дом мудрости», в который приглашаются виднейшие учёные всего исламского мира — сабии (потомки вавилонских жрецов-звездопоклонников, традиционно сведущие в астрономии), тюрки и др.10 На западе халифата, в испанской Кóрдове, сформировался другой научный центр, благодаря которому античные знания стали понемногу возвращаться в Европу.

    Доступная нам история математики в странах Ближнего и Среднего Востока начинается в эпоху, следующую за эпохой мусульманского завоевания (VII—VIII века). Первая стадия этой истории состояла в переводе на арабский язык, изучении и комментировании трудов греческих и индийских авторов. Размах этой деятельности впечатляет — список арабских переводчиков и комментаторов одного только Евклида содержит более сотни имён. Арабский язык долгое время оставался общим языком науки для всего исламского мира. С XIII века появляются научные труды и переводы на персидском языке.

    Ряд интересных математических задач, стимулировавших развитие сферической геометрии и астрономии, поставила перед математикой и сама религия ислама. Это задача о расчёте лунного календаря, об определении точного времени для совершения намаза, а также об определении киблы — точного направления на Мекку.

    В целом, эпоха исламской цивилизации в математических науках может быть охарактеризована не только как эпоха поиска новых знаний, но и как эпоха передачи и улучшения знаний, полученных от греческих математиков. Большое количество сочинений авторов этой эпохи, дошедшие до нас в большом количестве — это комментарии к трудам предшественников и учебные курсы по арифметике, алгебре, сферической тригонометрии и астрономии. Некоторые математики стран ислама виртуозно владели классическими методами Архимеда и Аполлония, но новых результатов получено немного. Среди них:

    Введение и первое применение десятичных дробей.

    Разработка численных методов: извлечение корней, суммирование рядов, решение уравнений.

    Открытие общего вида бинома Ньютона для натурального показателя степени.

    Открытие связи пятого постулата Евклида с многими геометрическими теоремами.

    Систематизация и расширение тригонометрии — как плоской, так и сферической, составление точных таблиц.

    Главная историческая заслуга математиков исламских стран — сохранение античных знаний (в синтезе с более поздними индийскими открытиями) и содействие тем самым восстановлению европейской науки.

    Развитие арабской математики началось в VII в. нашей эры, как раз в эпоху возникновения религии ислама. Она выросла из многочисленных задач, поставленных торговлей, архитектурой, астрономией, географией, оптикой, и глубоко сочетала в себе стремление решить эти практические задачи и напряженную теоретическую работу.

    Арабские математики добились решающих достижений и сделали ряд неоспоримых открытий в области разработки алгебраического исчисления, как абстрактного, так и практического, становления теории уравнений, алгоритмических методов на стыке алгебры и арифметики.

    В развитии арабской математики можно различить два периода: прежде всего усвоение в VII и VIII вв. греческого и восточного наследия. Багдад был первым крупным научным центром в правления ал-Мансура (754-775) и Гарун ал-Рашида (786-809). Там было большое количество библиотек, и изготовлялось много копий научных трудов. Переводились труды античной Греции (Евклид, Архимед, Аполлоний, Герон, Птолемей, Диофант), изучались также труды из Индии, Персии и Месопотамии.

    Но к IX в. сформировалась настоящая собственная математическая культура, и новые работы вышли за рамки, определенные эллинским математическим наследием.

    Первым знаменитым ученым багдадской школы был Мухаммед ал-Хорезми, деятельность которого протекала в первой половине IX в. Он входил в группу математиков и астрономов, которые работали в Доме мудрости, своего рода академии, основанной в Багдаде в правление ал-Маммуна (813-833). Сохранились пять работ ал-Хорезми, частично переработанные, из которых два трактата об арифметике и алгебре оказали решающее воздействие на дальнейшее развитие математики.

    Его трактат об арифметике известен только в латинском варианте XIII в., который, без сомнения, не является точным переводом. Его можно было бы озаглавить «Книга о сложении и вычитании на основе индийского исчисления». Это, во всяком случае, первая книга, в которой изложены десятичная система счисления и операции, выполняемые в этой системе, включая умножение и деление. В частности, там использовался маленький кружочек, выполнявший функции нуля. Ал-Хорезми объяснял, как произносить числа, используя понятия единицы, десятка, сотни, тысячи, тысячи тысяч…, которые он определил. Но форма использованных ал-Хорезми цифр неизвестна, возможно, это были арабские буквы или арабские цифры Востока.

    О происхождении арабских цифр стоит сказать отдельно. Арабские цифры — традиционное название десяти математических знаков: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, с помощью которых по десятичной системе счисления записываются любые числа. Эти цифры возникли в Индии (не позднее V в.), в Европе стали известны в Х-ХIII вв. по арабским сочинениям (отсюда название).

    Интересные факты: Ряд интересных математических задач, стимулировавших развитие сферической геометрии и астрономии, поставила перед математикой и сама религия ислама. Это задача о расчёте лунного календаря, об определении точного времени для совершения намаза, а также об определении киблы — точного направления на Мекку.
      1. Медицина


    В самом начале Средних Веков старые классические греко-римские медицинские традиции были почти полностью утрачены в странах Западной Европы. Лишь в Византии еще были остатки классической греческой медицины, поддерживаемые кое-как весьма посредственными компиляторами.

    Средневековая Европа познакомилась с блестящими творениями классической культуры Древней Эллады, в том числе и с ее медицинским наследием, лишь благодаря арабам, когда те, вступив на путь мировых завоеваний, стали основательно изучать культуру покоренных ими народов и буквально впитывать все наиболее ценное.

    В начале Средневековья греческая медицина, блеснув на закате своей былой славы появлением нескольких больших талантов: Аэций, Александр Траллийский и Павел Эгинский, пошла к своей полной гибели. На смену греческой медицине выдвинулась рожденная под ее же влиянием и во многих отношениях составлявшая ее естественное продолжение медицина арабов.

    Экспансия арабов привела их на востоке в Индию, а на западе - к берегам Атлантического океана. При этом в течение сравнительно короткого времени в состав необозримой империи они включили Персию, Сирию, Армению, всю Северную Африку (от Египта до Марокко) и Испанию.

    В отличие от других крупных завоевателей народов арабы в своей империи не только не стремились уничтожить культурные ценности завоеванных государств, но даже бросились изучать эту культуру с какой-то лихорадочной энергией. Поэтому греки, персы, сирийцы-несториане первоначально были учителями арабов в области различных усваиваемых ими наук, в том числе и медицины.

    Расцвету арабской культуры покровительствовали просвещенные арабские халифы, приглашавшие к себе на службу врачей-иностранцев, поощрявшие их всевозможными почестями и наградами, поручавшие им обучать врачебному искусству арабов и переводить на арабский язык многочисленные греческие медицинские, философские и естественнонаучные произведения.

    Заслуги арабов в медицине были весьма значительны. В то время, как в Европе наблюдался полнейший застой в области искусств и наук, арабы буквально покрыли завоеванные ими страны огромным количеством академий и университетов. Арабами была, помимо греческой, вавилонской и древнеегипетской, усвоена также персидская и даже индийская медицина. Крупнейшая по тем временам медицинская школа в Гондешапуре в 7-8 вв. н.э. служила своего рода передатчиком знаний Индии и Китая арабам. Именно в этой школе много позже с учениями индусов и китайцев в области медицины познакомился знаменитый арабский врачеватель Авиценна.

    К концу 9 в. н.э., переведя практически все труды греческих медиков, арабы в медицине вступили на путь самостоятельного творчества. Первоначально явно подражательный характер арабской медицины не помешал им построить на фундаменте эллинизма своеобразное, вполне оригинальное направление медицинской мысли. В течение девятого и последующих веков в медицине арабов появился ряд выдающихся талантов, каковыми в истории мировой медицины единодушно признаны Аль-Рази, Абульказис, Аверроэс и, разумеется, Абу Али ибн Сина, известный больше под именем Авиценна.

    Арабские медики в своих посылках, теоретических построениях и основаниях клинического и медико-теоретического мышления и лечебной практики исходили из стройного и вполне законченного, на их взгляд, учения Галена - прямого последователя Гиппократа, практически полностью перенявшего идеи и взгляды своего учителя.

    Наряду с этим арабы широко восприняли учения центрально-азиатских медицинских традиционных систем, причем лечебная практика многих веков существования арабской медицины не заставила их отказаться от "вненаучных", как мы сейчас считаем, теоретических положений о природе болезней и механизмах жизнедеятельности, перенятых ими от предшественников-коллег. Более того, арабы сумели углубить и значительно обосновать учения древних. Они приблизили учение о Первоэлементах - Первоначалах жизнедеятельности ("стихиях", "соках", "корнях") - к нуждам практического лечения. В частности, Авиценна на протяжении всей своей жизни разрабатывал учение Гиппократа о "соках" и уточнил многие вопросы этой концепции, углубив понимание процессов, происходящих со Стихиями как в здоровом, так и в больном организме.

    По словам историков медицины Мейер-Штейнего и Зудгофа, никто не мог оспорить способность арабских ученых "...систематически отливать весь обширный накопленный материал в ясно изложенные, наглядные и хорошо продуманные учебники и руководства, в которых все отделы логически связаны, в которых одно строго вытекает из другого, и все проникнуто высшей степенью наглядности". Заметим, что о "здании" теории современной медицины такие оценки можно привести лишь с очень большой натяжкой. Современная медицинская наука полна прямо противоречащих друг другу концепций. При этом многообразие противоречивых взглядов часто выдается за свидетельство бурного развития науки. Скорее всего, хаос в теориях означает элементарную методологическую неразбериху, потерю теоретиками медицины корней, основ, фундаментальных критериев оценки состояния организма.

    Итак, на основании тщательного изучения наследия Эллады и Египта, с одной стороны, и Индии и Китая, с другой, арабские врачи сумели найти, точнее, восстановить, синтез этих теоретических систем, вполне при этом согласовывая сами теории с живой лечебной практикой на протяжении многих веков. Затем наследие древних было передано арабами Европе позднего Средневековья, где по прошествии веков учения эти стали искажаться и ложно истолковываться. В настоящее время они и вовсе признаны "вненаучными" и практически забыты.

    В результате мусульманских завоеваний в VII–VIII вв. было создано огромное государство – Арабский халифат, превосходящий по территории Римскую империю и включавший в свой состав народы Ближнего Востока, Северной Африки и Западной Европы (Испанию). С создания Арабского халифата начинается расцвет исламской науки, культуры и философии. В отличие от деятелей средневекового христианства, мусульманские правители не подвергали преследованиям философов.

    Создателями средневековой арабской культуры, наряду с арабами, были все народы, входившие в состав Арабского халифата. Поэтому средневековую философию восточных народов принято называть арабоязычной, поскольку основным языком культуры был арабский, который играл роль, аналогичную роли латыни в средневековой Европе. Вся арабоязычная философия Средних веков, как религиозная, так и светская, так или иначе была связана с исламом. Для наименования восточной средневековой философии используются также понятия "арабо-исламская", "арабо-мусульманская", что позволяет подчеркнуть тот факт, что фундаментальной идейной базой, на которой возникла арабоязычная философия, был ислам.
    1. Исламская философия


    Исламская философия имеет длинную и сложную историю. В ней с самого зарождения возник целый спектр течений и направлений, начиная от теологических и заканчивая открытым обоснованием атеистических взглядов.

    В средневековой исламской мысли периода ее расцвета можно различить два основных течения.

    Первое – калам (арабский – слово, речь) – дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам[1], в основном рассматривающая исламские теологические вопросы.

    Второе течение – фалсафа (арабизированное греческое "философия"), представляло собой светский вариант арабоисламской философии, и было основано на толкованиях аристотелизма и неоплатонизма. Само слово "фалсафа" говорит о том, что это направление в арабо-мусульманской культуре возникло под влиянием античной философии, которая дала мощнейший импульс развитию мусульманской мысли.

    Философы, как правило, были придворными учеными, занимая посты советников, медиков и т.д. при султанах, эмирах, халифах. Учения представителей "фалсафы" были ориентированы на духовные потребности светских институтов государства, на социальную жизнь во всем ее объеме. Особое положение "философов" в обществе выделило их в отдельную категорию мыслителей, стоящих вне религии. И этим арабская "фалсафа" отличается от средневековой европейской философии, которая существовала в лоне религии.

    Итоговая оценка позиции "философов" в отношении ислама формулируется следующим образом.

    Хотя средневековая исламская философия возникла на идейной базе теологических и юридических проблем ислама, однако она формировалась как светский вариант решения общемировоззренческих проблем, соответствуя научным устремлениям разрабатывавших ее мыслителей. Наука, которой занимались они, была совершенно иного содержания, ориентировалась на другие объекты, нежели богословие. Занятие "земными" вещами порождало новый образ мысли, новое отношение к жизни, новое мироощущение. По своим тенденциям арабоязычная философия была достаточно далека от религии, во многом противоположна и чужда ей, насколько возможна такая чуждость внутри религиозной культуры.
    1. Ибн-Сина, Ибн-Рушд


    Расцвет исламской философии приходится на IX–XII вв. Это время творчества таких великих умов, как ибн Сина, ибн Рушд.



    Рис.3 Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина

    Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (латинизированное имя – Авиценна, 980–1037), прославился своей медицинской практикой и теоретическим "Каноном врачебной науки", который был переведен на латинский язык в XII в. и был основным руководством для европейских медиков вплоть до XVII в.

    Он внес свой неповторимый вклад и в развитие мировой философии. Стараниями Авиценны философия античного мира стала повсеместно известна в мусульманских странах, а через них она проникла и в Европу. Свои философские взгляды он изложил в таких всемирно известных работах, как "Книга знания", "Указания и наставления" и "Книга о душе".

    В философских сочинениях ибн Сины ощущается влияние не только Аристотеля, но и стоиков и неоплатоников. В понимании предмета философии он следовал Аристотелю. Основная часть его философии отводится учению о бытии, в котором он исходил из абсолютной необходимости существования Бога с одной стороны, и остального мира – с другой. Бог в онтологии Ибн Сины лишен личностных, антропоморфных черт, и в этом смысле понятие Бога напоминает Единое Плотина. Творение мира Богом ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая, таким образом, логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Причем эманацию по отношению к материальному миру он рассматривал в эволюционном смысле. Вначале возник мир минералов, затем растения, животные и человек, в котором индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека.



    Рис.4 Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед

    Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное имя – Аверроэс, 1126–1198) был последним из видных представителей восточного аристотелизма. За многочисленные комментарии к трудам Аристотеля получил прозвище "Комментатор". Он развил идеи своих предшественников аль-Фараби и ибн Сины, отстаивал права разума в познании, утверждая, что истина постигается лишь философами, ибо они оперируют доказательными рассуждениями, а не теологами, исходящими в своих софистических построениях из вероятностных постулатов. Однако считал, что истина не должна разглашаться перед простым народом, что религия необходима для нормального функционирования человеческого общества. Предложенное им разграничение знания для образованных людей, с одной стороны, и "широкой публики", с другой, явилось одним из источников теории "двойственной истины" в западноевропейской схоластике. Благодаря Ибн Рушду европейские мыслители смогли критически взглянуть на "христианизированного" Аристотеля и познакомиться с Аристотелем подлинным. В средневековой европейской философии под влиянием этого арабского философа сложилось целое направление – аверроизм.

    Широкий интерес к мусульманской науке и философии начался в Европе после крестовых походов в XII–XIII вв., когда многие научные и философские сочинения были переведены с арабского на латынь. Благодаря этим переводам арабская наука и философия оказала большое влияние на интеллектуальное развитие Западной Европы.

    Заключение


    Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.

    Что касается значения средневековой философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение философской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание. Эта философия затрагивала такие важные явления человеческого духовного мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики, математики и медицины. В средневековой арабской философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие.

    Красной нитью через всю философию арабских мыслителей тянется их тесная связь с древнегреческой философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь позволила восточным философам не только формулировать какие-то новые идеи и принципы мировоззрения сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что способствовало обогащению философии в целом.

    Арабская философия достаточно разнородна и создавалась не только на арабском, но и на персидском языке. Формирование средневековой арабской философии было связано, по меньшей мере, с двумя предпосылками. Во-первых, сам ислам способствовал формированию философии и науки. Дело в том, что Магомет, неся людям свое учение, полагался не только на силу, но и на разум; он противопоставлял свое учение как «знание» невежеству. А потому познание мира в арабском мире вполне могло стать важным занятием, соответствующим тому, как мусульманин осмысляет свое место в мире. Во-вторых, арабская философия возникла в результате контактов с Европой. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с ее преобладающим интересом и вопросам естествознания и логики. «Неоплатоновский» аристотелизм и лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабской философии - восточного перипатетизма. Никакого противоречия здесь не было. Ислам по многим характеристикам напоминает христианство: это религия, предписывающая веру в единого бога и отрицающая существование других божеств. По этой причине контакт между европейской философией и философией арабской был вполне возможен. Отличительной чертой арабской философии является то, что она в меньшей степени, чем философия европейская, интересовалась абстрактными вопросами. Мышление арабов всегда было более конкретно, тогда как европейцы склонны к абстрактным рассуждениям. Но также, нельзя сказать, что арабский мир или Восток вообще никогда не стремился к познанию мира посредством построения теорий.

    Список использованное литературы




    1. https://revolution.allbest.ru/philosophy/00238361_0.html

    2. https://studfile.net/preview/2618613/

    3. http://islam.dgu.ru/Stat/i2011-1-03.pdf

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC_%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5

    5. История математики / Под редакцией А. П. Юшкевича, в трёх томах. — М.: Наука, 1970. — Т. I.

    6. http://islam-info.ru/otnoshenia/1640-latinizirovannye-imena-musulmanskix-uchyonyx-i.html

    7. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010)



    1 William Bayne Fisher, et al, The Cambridge History of Iran 4, Cambridge University Press, 1975, p. 396

    2 Shaikh M. Ghazanfar, Medieval Islamic economic thought: filling the «great gap» in European economics, Psychology Press, 2003 (p. 114—115)

    3 Ibn Khaldun, Franz Rosenthal, N. J. Dawood (1967), The Muqaddimah: An Introduction to History, p. 430, Princeton University Press, ISBN 0-691-01754-9.

    4 Howard R. Turner (1997), Science in Medieval Islam, p. 270 (book cover, last page), University of Texas Press, ISBN 0-292-78149-0

    5  Hogendijk, Jan P. (January 1999), Bibliography of Mathematics in Medieval Islamic Civilization

    6 Bernard Lewis, The Jews of Islam, 1987, p.6

    7 Salah Zaimeche (2003), Introduction to Muslim Science.

    8 Это отражает то, что арабское происхождение имеет ряд астрономических терминов (например, зенит, азимут), названия многих ярких звезд (Бетельгейзе, Мицар, Альтаир и др.). Подробнее см., например, Карпенко 1981, с. 57; Розенфельд 1970.

    9 Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — С. 90—94. — 352 с. — (Из наследия мировой философской мысли: философия науки). — ISBN 978-5-397-01479-3.

    10  История математики, 1970, с. 205—206.



    написать администратору сайта