работа. Дз. Арии древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью Артхашастра
Скачать 48 Kb.
|
Арии - древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках, входящих в индоевропейскую языковую семью Артхашастра-древнеиндийский трактат о государственном управлении, экономической политике и военной стратегии. Арша — одна из традиционно перечисляемых в индийских текстах форм брака, при которой отец невесты получает от жениха быка и корову Асуры -могущественные существа, живущие в нижних мирах и противостоящие в многочисленных сражениях богам, которые обитают в небесной обители. Ашока- правитель империи Маурьев с 273 по 232 год до н. э. После ряда военных успехов Ашока подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Бали-в индийской мифологии царь (махараджа) асуров Варны- четыре сословно-кастовые группы традиционного индийского общества (брахманы кшатрии, вайшьи, шудры) Веды — самое раннее литературное произведение индоарийской цивилизации и самая священная книга Индии. Дхарма – это в Древней Индии переводится как «закон» или «учение», долг который должен выполнять человек каждой касты. Дхармасутра-сборники, своды правил, которые составляли сначала брахманы для своих учеников, затем и известные ученые. В них содержались многочисленные отсылки к «законам к обычаям», предшествующим их появлению. Дхармаша́стры — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Дхармашастры отличаются от Дхармасутр лишь в двух, казалось бы, чисто формальных, моментах – они были составлены не в виде прозаических сутр, но в виде стихов, включавших значительную долю гномической, дидактической афористики, и не были «привязаны» к какой-либо ведийской школе. Законы Ману- сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Касты – большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Мантрипаришад-собрание царских сановников, совещательный коллегиальный орган при раджи. Неприкаса́емые — общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии, они жили вне деревень и выполняли самые грязные и тяжелые работы. Охармадьякша – верховный царский судья. ПАНЧАЯТ — в Индии совет, стоящий во главе касты, храмовой организации, сельского кооператива и т. п. Пурохита- жрец, обеспечивавший обрядами благополучие и победу племени в войне, позднее — царский жрец, обычно пользовавшийся большим влиянием во дворце. Раджа-княжеский титул в Индии Сенапати -титул в Древней Индии, обозначающий звание военачальника или генерала армии. Это был наследственный дворянский титул, используемый в Маратхской империи. Сабха-широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее политические функции. А) Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники,шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Б) В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины. Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась. В) Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа. Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ. Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с которыми вынуждены были считаться. В государстве сохранились автономные, независимые полисы, сохранявшие старую политическую организацию, но в целом включавшиеся в систему общеимперского управления. Некоторые черты самоуправления сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя центральная Г) Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами. Считается, что законы Ману старше Артхашастры. Первое упоминание - 9 в. до н.э. Речь в них - от первого лица - легендарного прародителя людей – Ману, и часто этот памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия прослеживается связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. АРТХАШАСТРА. Автор - Каутилья, министр царя Чанд-рагупты. Но учение Каутильи морально, т.к. основано на дхарме. Понятие о материальном благе, его толкование в практическом смысле политики занимает центральное место в трактате. Это учение об общем, государственном благе. Материальное благо - одно из составляющих царской власти, царя вообще. В этом дхарма царя, но не кшатрия, хотя сам царь по варне кшатрий. Д) В Индии с древнейших времен различалось право владения и право собственности. Законы Ману закрепляют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни. Приобретать вещь можно было только у собственника. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Е) Законы Ману могут быть названы памятником сакрального права. По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Структура Законов Ману ГЛАВА I- Излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных 4-х сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди ГЛАВА II -Повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед. После изучения вед человек считался приуготовленным для новой духовной жизни – «дваждырожденным». Глава повествует о роли обычаев, обрядов и ритуалов ГЛАВА III-Содержит нормы и требования к семейной жизни, повествует о последствиях неправильных браков и требованиях к соответствующим обрядам ГЛАВЫ IV, V, VI -Содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни ГЛАВА VII-Рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др. ГЛАВА VIII-Посвящена 18 поводам для обращения в суд, а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны ГЛАВА IX-Повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний ГЛАВА X-Содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении ГЛАВА XI-Посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных браков, нарушивших дхарму ГЛАВА XII-Дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом Ж) З) Законы Ману для своего времени достаточно детально регулировали право собственности. Согласно статье 115 Главы X: “Существуют семь законных способов приобретения собственности: наследование, получение (в дар), покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь. И,К) Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Хотя законы Ману как высшую даарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Л) С одной стороны, уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций. Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности, также существовали имущественные преступления. М) Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось. Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне Н) судоустройство В Древней Индии существовали две системы судов -- царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями". Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Судебное дело начиналось с подачи искового заявления и показаний в суде истца, затем ответчика. В зависимости от характера дела каждая из сторон выставляла поручителей, гарантирующих исполнение решения суда (в основном по долговым обязательствам). Ответчик при этом не имел права выдвигать встречного иска (обвинения), за исключением случаев рассмотрения дела о ссорах, кражах, соглашениях торговцев. Рассмотрение прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для ответа: первый раз от 3 до 7 дней, второй (с целью поиска новых доказательств) -- полтора месяца. Истец должен был доказательно оспорить показания ответчика в тот же день, в противном случае он подлежал штрафу (Арт., III, 1 (17,27 и др.)). Бегство и истца, и ответчика от суда было равнозначно признанию вины. Публичная состязательность, как необходимое условие ведения дел, усиливалась правом истца и ответчика биться об заклад, который выплачивался проигравшей стороной определенной суммой царю. П) В Законах Ману смешиваются частные правонарушения и преступления, так, существовало 18 преступлений, являющихся поводом для судебного разбирательства; среди них: клевета, оскорбление словом и действием, кража, приравненные к краже игра в кости и битье об заклад, насилие, прелюбодеяние. К числу преступлений против личности, обозначенным понятием "насилие", относятся убийство и нанесение телесных повреждений. Наказание за такие преступление назначалось в зависимости от тяжести самого преступления и от социального положения преступника и потерпевшего, их Варновой принадлежности. Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана. Но следует отметить, что дхармашастрах освобождает преступника от греха и ответственности, если он, говоря современным языком, не превысил "необходимую оборону" - убил, защищая себя, женщину, брахмана, святыни и жертвенные дары. При этом не принимался во внимание социальный статус потерпевшего, он мог быть как угодно высок. Следующим тяжким преступлением считалось оскорбление, словом или действием. Тяжесть преступления здесь также расценивалась в зависимости от Варновой принадлежности потерпевшего (ст.273-284,286,287 гл.VIII) Законы Ману С 94-95. Если оскорблению подвергался равный по положению или представитель низших Варн, то наказанием, как правило, был штраф. Оскорбление же брахмана влекло за собой телесные наказания, а для шудры - это было наказание "внушающее трепет" - отрезание языка, руки, ноги, и т.д. Рассматривались и преступления против собственности, при этом различались грабеж (присвоение чужой собственности в присутствии собственника с применением насилия) и кража (присвоение чужой собственности в отсутствии собственника). Наказание назначалось в зависимости от того, что именно и в каком количестве было похищено. Кража "плодов с деревьев, кореньев, дров для огня и пр." вообще не каралась наказанием. Сословно-варновая принадлежность преступника также играла свою роль. Но здесь наказание для низших Варн было более мягким, а выше по сословной лестнице суровость наказания удваивалась, учетверялась и т.д. Соучастниками преступлений против собственности считались те, кто укрывал вора, оказывал ему материальную поддержку, а также брахман, получающий взятки от вора за исполнение жертвоприношения. В ряду тяжких и наиболее "грязных" преступлений Законы Ману рассматривают клевету и прелюбодеяние. Специального перечня наказаний за определенные преступления Законы Ману не содержат. Наказания зависят от вида преступления и сословно-варнового положения преступника от штрафа и позорящих наказаний (наложение клейма) до смертной казни (были распространены сожжение, повешение, сажание на кол), членовредительских наказаний, изгнания из общины, касты. (Ст.170 гл.III, ст. 75,82,88-90,94,98-100 гл.VIII) К брахманам не рекомендовалось применение смертной казни, а избежать изгнания из касты можно было, только пройдя специальный обряд очищения (ст.243,244 гл. VIII). Законы Ману. С 116Широко применялось и религиозное наказание епитимия за совершение преступных действий. Епитимию накладывал судья-брахман, и она варьировалась от самой легкой (жертвоприношение) до самой тяжелой, влекущей смерть наказуемого (стать мишенью для тренировки в стрельбе воина). Часто епитимия сопровождалась конфискацией имущества преступника в пользу "знатока Веды", что становилось источником злоупотребления брахманов.Иногда предписываемые наказания носили характер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.). В Законах Ману практически отсутствует рассмотрение государственных преступлений, преступлений против царя и существующего режима. Это связано с тем, что за такие преступления с очевидностью предусматривалось самое суровое наказание - смертная казнь. Имеются лишь предписания немедленно изгнать из страны лиц, ломающих городские стены или ворота, закапывающих рвы. Кроме того, подлежит конфискации все имущество купца, вывозящего из страны товары, являющиеся монополией царя. Институт собственности
Обязательства
Брак и семья
Виды преступлений и наказаний
Судебный процесс
Дайте характеристику древнеиндийским государственным органам? Как осуществлялось местное управление? Каково было территориальное устройство древнеиндийского государства? Какие источники древнеиндийского права вы знаете? В чем проявлялись особенности права Древней Индии? Охарактеризуйте форму и структуру «Законов Ману? Как можно охарактеризовать социальную структуру Древней Индии и как она была отражена в «Законах Ману»? Проанализируйте особенности права собственности в Древней Индии Какие способы приобретения собственности предусматривались в Законах Ману»? Назовите обстоятельства, при которых заключенные сделки считались недействительными? Проанализируйте особенности регулирования брачно-семейных отношений в Древней Индии? В чем своеобразие древнеиндийского семейного права? Укажите особенности уголовного права Древней Индии? Какие факторы определяли степень виновности и тяжесть наказания лица совершившего противоправное деяние? Дайте характеристику судоустройства в Древней Индии? Как осуществлялось судопроизводство в Древней Индии? Какие виды преступлений и наказаний нашли отражение в «Законах Ману»? 8.1. Защищая незнакомую женщину от нападения насильника, шудра нанес ему смертельный удар. Родственники убитого кшатрия потребовали смертной казни для убийцы и предварительно отрезать руку, которой был нанесен удар.Что ожидает убийцу по Законам Ману? Убийца не подлежит ответственности.Согласно ст. 394 Законов Ману, «Убивающий … при защите женщин … по закону не совершает греха». |