Главная страница
Навигация по странице:

  • Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель

  • Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные

  • Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено

  • Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться

  • 6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия

  • Философия практическая. Аристотель. Метафизика


    Скачать 16.32 Kb.
    НазваниеАристотель. Метафизика
    Дата24.05.2023
    Размер16.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия практическая.docx
    ТипДокументы
    #1157795

    Аристотель. Метафизика

    ...Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость5. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить вы-явлению причин, и, [в-четвертых], что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, кото-рая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а [в-пятых], та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр. Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее. Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это ; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67—69.

    Вопросы:


    1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ античности - Аристотель?

    Ответ:

    1. Мудрый знает все, хоть и не имеет углубленных знаний о каждом предмете.

    2. Мудрость проявляется в способности понять тяжело постижимое для человека.

    3. Мудр в науке тот, кто может лучше научить выявлению причин и более точен.

    4. Изучение науки, которая способствует познанию мудрости, а не извлекаемой из нее пользы.

    5. Изучение науки, которая позволяет наставлять, а не получать наставления.



    1. Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие или частные?

    Ответ:

    Знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий.


    1. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля.

    Ответ:

    Наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа [предпосылок], более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия).



    1. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено?

    Ответ:

    Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее.



    1. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться?

    Ответ:

    Удивление побуждает людей к размышлению. Ибо тема, которая в начале вызывает недоумение, впоследствии размышлений становится яснее, и уже удивляет не поверхностность темы, а более глубокие вопросы.

    6. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?
    Ответ:

    К знанию стремились ради понимания, чтобы избавиться от незнания. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.


    написать администратору сайта