Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • авицена. Реферат Авиценна. Авицена


    Скачать 74.5 Kb.
    НазваниеАвицена
    Анкоравицена
    Дата16.02.2022
    Размер74.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат Авиценна.doc
    ТипБиография
    #364409

    БПОУ ВО "Острогожский медицинский колледж "

     

     

    СООБЩЕНИЕ

    по дисциплине: Анатомия физиология человека

    на тему: «Авицена» 
    Выполнил:

    студент

    группы Ф-11

    Сергеева А.А.

    Проверил:

    преподаватель

    Александрова Н.В.

    О строгожск 2018г.

    Оглавление

     

    Введение

    1.Биография

    2. Наследие

    3. Память

    Заключение

    Список использованной литературы



    Введение.

    Тысячу лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-аль-Хасан ибн-Али ибн-Сина. Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие.

    Биография.

    Авиценна (980-1037 гг. н.э.) - выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах ибн-аль-Хасан ибн-Али ибн-Сина. Он родился в сентябре 980 года в небольшом селении Афшана близ Бухары. Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы, архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.

    Маленький Хусейн был очень любопытным мальчиком. Слово «Почему?» он повторял много раз в день, удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось пять лет, семья переехала в Бухару, мальчика поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб, где он проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Ибн-Сина принадлежал к населению Средней Азии, говорившему на языке фарси - дари. На этом языке он писал короткие стихи - четверостишья «для отдохновения души...» Хусейн сразу подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: «Учи Коран. Там на все есть ответы». Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю, который обучал его грамматике, стилистике и арабскому языку.

    Однажды Хусейн сказал: «Я выучил весь Коран. Теперь я могу задать свои вопросы?» Учитель обиделся: «Коран учат долгие годы и редким мусульманам, знающим его наизусть, дают почетное звание – хафиз».

    «Значит, я хафиз!» - сказал мальчик. На экзамене Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн не ходил в маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к 990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный цикл своего образования. Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина становится шейхом. Из его собственной биографии: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались».

    Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец Ибн-Сины, человек состоятельный и образованный, был близок к исмаилитам, которые и сделали его своим последователем. (Исмаилиты - противники ортодоксального ислама).

    Медициной Ибн-Сина заинтересовался очень рано, не имея еще 14 лет от роду, прочитал все медицинские трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем самых трудных. Предполагают, что увлек его занятиями медициной известный в то время врач Абу-Сахл Масихи, автор книги «Эмия, или Книга ста глав», которая для многих врачей была тогда учебником медицины. Масихи - последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние на формирование взглядов Авиценны. «Затем я пристрастился к науке врачевания, - говорится в автобиографии, - и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет».

    В 20 лет Авиценна - уже автор нескольких книг: обширной энциклопедии, рассказывающей о естественных науках, книги разъяснений законов, состоящей из 20 томов, книги по этике, многотомного медицинского словаря.

    Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела...

    Авиценна с торговым караваном отправился в далекий Хорезм. Местный правитель - хорезмшах покровительствовал ученым, в его дворце они часто собирались для диспутов. Вслед за Авиценной в Хорезм прибыли Бируни и Масихи. На несколько лет ученые получили покой и возможность заниматься наукой. Они ставили физические и химические опыты, наблюдали за падением метеоритов. Вместе с Масихи Авиценна тайно продолжал изучать строение тела человека. Это можно было делать только на трупах, а вскрытие трупов здесь, как и во многих странах, каралось тогда смертью.

    Ибн-Сина, работая над книгами, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов - "Канон врачебной науки".

    «Канон врачебной науки» - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По существу - это целая медицинская энциклопедия, в которой предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний.

    Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский - в 1543 году.

    Точная дата завершения работы над «Каноном» не установлена. Предположительно это 1020 год.

    «Канон врачебной науки» состоит из пяти книг. Все медицинские знания, которые накопили к тому времени люди, вмещают эти книги.

    Книга 1-я - теория медицинской науки; анатомия, диагностика, физиология, хирургия. В этой книге описываются острые и хронические болезни и способы их лечения. Во втором томе рассказано о простых лекарствах, их природе и испытании. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Корни и кора многих деревьев могут помочь человеку бороться с болезнью.

    Книга 3-я, самая обширная, посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.

    Книга 4-я посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.

    Книга 5-я содержит описание «сложных» лекарств, а также ядов и противоядий. В состав некоторых лекарств входит до 37 частей. Многие лекарства даны со ссылкой на древнейших врачей, европейских и азиатских. Другие - впервые приготовлены и опробованы Авиценной.

    Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, встречались в «'Каноне» на каждой странице.

    Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в «Канонах врачебной науки» лекарственные средства разнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию.

    Лишь более чем через 800 лет французский ученый Пастер подтвердил гипотезу Авиценны о вирусах как невидимых возбудителях «лихорадочных» (инфекционных) болезней. Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двуударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой», - говорится в «Каноне».

    Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, и многих других. Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.

    В «Каноне» Авиценна пишет о необходимости всестороннего воспитания ребенка с тем, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.

    Очень скоро «Канон» становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка «Канон» печатают сразу вслед за Библией. В Европе и в странах Азии многие века учили по нему врачей. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают имя ученого «Ависен», дают его рецепты.

    Последний том «Канона» был написан уже в другом городе - Исфагане. Между первым и последним томом - около десяти лет напряженной работы. И они не были для Авиценны годами покоя. Во время его визирства восстали военачальники, и Авиценна едва не был убит, его прятали друзья. После смерти правителя Авиценна был брошен в тюрьму. В тюрьме он продолжал много работать. За четыре месяца он написал три книги, одна из которых - философская повесть «Живой, сын Бодрствующего» - оказала влияние на многих средневековых писателей.

    Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности.

    Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат неразобранными, и, возможно, человечество их откроет.

    Умер Абу Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю. Его похоронили в Хамаране возле городской стены, но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в Исфахал и погребен в мавзолее Ала-ал-Даула.

    Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя.

    О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.

    В Бухаре еще и сейчас можно услышать о нем поучительные легенды.

    В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн-Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн-Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определенной последовательности. Вскоре Ибн-Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось все более юным и свежим. Когда же осталось применить содержимое последнего сосуда с лекарством, тело Ибн-Сины напоминало прекрасного, сияющего юношу - казалось, готового проснуться и заговорить. Это глубоко потрясло ученика. И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Сосуд выскользнул из его рук и разбился...

    В этой поэтической легенде выражена вера в могущество знаний Ибн-Сины, обрисованы черты, свойственные ему как ученому; о них свидетельствуют и его автобиография, и многочисленные труды. Это - пытливость и упорство в преодолении стоящих перед ним препятствий, стремление разгадать тайны природы, овладеть знанием ее законов, чтобы победить недуги, сделать все для облегчения участи людей. Эти присущие Ибн-Сипе черты хорошо выражены в одном из его четверостиший (рубаи), которое перекликается с приведенной легендой:

    «От праха черного и до небесных тел

    Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

    Коварства я избег, распутал все узлы,

    Лишь узел смерти я распутать не сумел».

    Наследие

    Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

    «Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») - сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины

    «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») - произведение, в котором подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

    «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

    «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») - самый короткий трактат Ибн Сины.

    «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

    «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

    «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

    «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») - описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

    «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») - описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

    «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

    «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

    «Рисола-йи жудия» - описывается лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.
    Память

    Об Ибн-Сине создано немало рассказов, где его жизнь представлена в фантастическом плане. О нем упоминает в «Божественной комедии» Данте; в комедии «Валенсианские безумцы» - Лопе-де-Вега, знаменитый испанский драматург.

    Его именем во всем мире названы музеи, улицы, учебные заведения, памятники и даже кратер на луне.

    Заключение

    Ибн Сина оставил потомкам огромное научное и творческое наследие: многотомный «Канон врачебной науки», книги по логике, физике, математике и другим наукам. По данным современных исследователей Ибн Сина написал более 450 трудов. Из них до нас дошло всего около 240. Творчество Авиценны имело большое значение для развития литературы не только в Средней Азии, но и на всём Востоке.

    Список использованной литературы

    1. А.А. Семенов: "Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)".

    2. Р.А. Абузяров, З.И.Туаева "Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура" (Уфа, 1996)

    3. Б.Д. Петров: "Ибн-Сина (Авиценна).

    4. В.М. Воскобойников: "Великий врачеватель".

    5. Ю.Н. Завадовский: "Абу Али Ибн-Сина".

    6. В.А. Смирнова-Ракитина: "Повесть об Авиценне".



    написать администратору сайта