История 09.02.03 2 курс. Автономной некоммерческой образовательной организации профессионального образования
Скачать 1.71 Mb.
|
Вопросы Укажите причины перехода к политике индустриализации Каковы были основные итоги процесса коллективизации? Почему «кулачество» представлялось основным врагом коллективизации? Какими были основные задачи «культурной революции»? Каковы основные особенности советской модели модернизации? Литература Арсланов, Р.А., Керов, В.В., Мосейкина, М.Н., Смирнова, Т.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. - М.: Высш. шк., 2001. Геллер,М.Я., Некрич, А.М. Утопия у власти / М.Я. Геллер, А.М. Некрич. - М.: «МИК», 2000. «Говорить о голоде считалось чуть ли не контрреволюцией» //Отечественные архивы. -2009. - № 2. URL: http://www.rusarchives.ru/publication/golod.shtml (дата обращения 27.07.2013). Кара-Мурза, С. История советского государства и права / С. Кара-Мурза. URL: http://wordweb.ru/hist_gos/index.htm (дата обращения 25.07.2013). Коллективизация // Уроки истории. XX век. URL: http://www.urokiistorii.ru/history/event/2009/05/kollektivizatsiya (дата обращения 25.07.2013). Культурная революция. URL: http://ir.spb.ru/revolutscii/sotscialisticheskie-revolutscii/kul-turnaya-revolutsciya.html (дата обращения 25.07.2013). Политические партии России: история и современность / под ред. А.И. Зевелева, Ю.П. Свириденко, В.В. Шелохаева. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. Шпедт, А.А. История земледелия Сибири / А.А. Шпедт. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2003. Лекция 12. Народы России и национально-государственное строительство в XVI - XX вв. Цель - изучение истории национально-государственного строительства в России XVI-XX вв. в контексте сохранения территориального единства многонационального государства. Задачи: - определить основные подходы используемые руководством страны для сохранения её территориального единства; - показать особенности протекания процессов национально-государственного строительства в различных национальных регионах; - выявить влияние геополитического фактора на сохранение многонационального государства; - рассмотреть причины появления сепаратистских настроений в Российской империи, СССР; - сформировать знания и представления о национальном вопросе и национально-государственного строительстве в истории Российского государства. История национального вопроса применительно к Российской империи, СССР привлекала внимание всегда, развитие ситуации в РФ требует своего осмысления. В России, применительно к XIX в. изучение вопроса началось в годы первой русской революции, когда доминировали отрицательные оценки правительственного национально-политического курса определяемого термином «русификация». С середины 1920-х гг. до конца 1980-х гг. определение российской национальной политики в зависимости от политической конъюнктуры претерпевала изменения от концепции «абсолютного зла» до тезиса о «наименьшем зле» и добровольном вхождении национальных регионов в империю. За рубежом результаты исследований середины 1950-х - конца 1970-х гг. по истории национальной политики в России и СССР оказались схожими с оценками российской дореволюционной и советской историографии. В последние годы значительная часть исследователей приходит к выводу, что в ней доминировал не русификаторский курс, а стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Анализ обозначенной проблемы проведён с привлечением примеров из истории Сибири, Северного Кавказа и Украины. Взаимоотношения сибирских народов с российской администрацией условно подразделяются на четыре периода. Первый период. XVII - начало XVIII в., когда полностью сохранялись старые формы общественного устройства. Правительство довольствовалось сбором пушных выплат. Второй период. 1720- 1820 гг. Время принятия первых актов, направленных на обеспечение взаимодействия коренных сибиряков с русскими администраторами, купцами и т. д. Происходило формирование своеобразного синтеза путей и способов управления. Третий период. 1820-1917 гг., когда целью правительства стало приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами. Данную схему можно было бы принять и для Западной Сибири, но лишь с оговоркой, что в результате завоевания Сибирского ханства основное население его - сибирские татары вынуждены в большей степени приспосабливаться к административным требованиям русских воевод. В своих отношениях с ясачным населением царские власти опирались на местную патриархальную знать. Родовые и племенные предводители были объявлены «князцами», «лучшими людьми» и наделены различными привилегиями и в качестве приманки, и для иллюстрации высокого ранга. Инородцы пользовались и небывалой по тем временам религиозной свободой. В то время как русский–православный должен был регулярно говеть и причащаться. Религиозную же жизнь инородцев, среди которых христиан практически не было, никто не контролировал. Специальным пунктом Устава провозглашалась свобода вероисповедания для сибирских инородцев, а земским властям предписывалось «не допущать стеснения инородцев под предлогом обращения в христианскую веру». При этом русские семьи могли селиться на племенных территориях только по договоренности с «инородческими» предводителями; кочевники освобождались от рекрутской повинности, получали право обучать детей в казенных учебных заведениях; губернское начальство должно было предоставлять кочевникам хлеб, порох и свинец. Судебные прерогативы, формальное невмешательство государственных органов во внутреннюю жизнь волостей и опора воеводской администрации на местную знать позволили превратить последние в звено управления Сибирью. В Закавказье в процессе его присоединения к России сложилось несколько форм управления: комендантская (военно-народная), губернская, областная, совмещавшиеся с более мелкими и локальными административно-территориальными - округами, магалами и пр. Процесс утверждения России на Северном Кавказе продолжался более столетия. Его кульминацией стало учреждение Кавказского наместничества, одной из форм государственно-административного устройства на окраинах. Северный Кавказ представлял собой самостоятельный историко-географический регион с компактно живущим здесь населением, что доставило немало «хлопот» российскому правительству. Процесс утверждения российской администрации в регионе можно разделить на два периода. Первый период начинается с конца XVIII в. и продолжается до середины XIX в. Он отмечен значительной ограниченностью действий правительства в отношении коренных народов. Эти действия не выходили за рамки внешнего контроля и поощрения торгово-хозяйственных связей с переселенцами из внутренних губерний. Контроль осуществлялся военными властями, активно внедрявшимися в географическое пространство Кавказа (строительство крепостей, укрепленных линий, создание новых гарнизонов и мест дислоцирования российской армии). В начале 1820-х гг., когда вспыхнула Кавказская война, роль военного ведомства как гаранта политической стабильности возросла и продолжала усиливаться. Учреждение наместничества нисколько не ущемила исключительного права военных властей осуществлять административные функции в отношении горских народов. Институт наместничества лишь способствовал упорядочению сложившихся форм управления местными народами и координации действий военного ведомства в различных районах края. Поскольку правительство не вмешивалось во внутренний распорядок жизни кавказских народов, они продолжали жить согласно своим традиционным нормам права. Однако административный контроль жизни местных обществ постепенно становился все более организованным и всеохватным. Второй период начинается с окончанием Кавказской войны и покорения горцев в 1864 г. Он характеризуется значительной активизацией правительственной деятельности и выходом за рамки привычных взаимоотношений. В этот период центральная власть начала последовательно строить целостную административную структуру, приспосабливая ее к существующим формам управления кавказскими народами и пытаясь максимально сближать ее с внутрироссийской. Ключевым принципом правительственной политики на Кавказе стал централизм, означавший, в отличие от регионализма, унификацию и стандартизацию форм управления. Внутренняя жизнь коренных народов края подвергалась все большей регламентации и идеологическому воздействию, внушению чувства причастности к империи, созданию психологического стереотипа представления о Кавказе как естественном продолжении территории России. В это время правительство допустило немало промахов, стремясь форсировать объективный процесс вовлечения края в орбиту империи. Так, упразднение наместничества в 1881 г. и переподчинение Кавказа власти центральных учреждений привело к дестабилизации внутриполитической обстановки, расшатыванию сложившейся структуры управления и нарастанию регрессивных тенденций практически во всех областях жизни края. В этих условиях правительство пошло на восстановление института наместничества на Кавказе, вновь наделив наместника неограниченными полномочиями – для скорейшего разрешения накопившихся проблем. Однако власти Петербурга направляли свои усилия в основном на ужесточение режима, что грозило взорвать изнутри один из наиболее конфликтных регионов империи. Практические действия наместника И.И. Воронцова-Дашкова сбалансировали ситуацию. Однако дальнейшие бурные революционные события и вступление страны в первую мировую войну оборвали этот процесс. Условия, на которых Украина была принята в состав Российского государства, излагались в «Статьях Богдана Хмельницкого», подписанных в Москве в марте 1654 г. В них перечислялись права и привилегии, пожалованные Войску Запорожскому, казацкой старшине, украинской шляхте и многим крупным городам. «Статьи» давали несравненно более широкие права, чем те, которыми они пользовались, пребывая под властью Польши. На Украине сохранялись военно-административные органы управления во главе с выборным гетманом, продолжало действовать местное право. Однако российским воеводам предоставлялось право осуществлять контроль над казацкими военачальниками. Новая страница истории гетманства на Украине связана с именем генерального есаула Ивана Мазепы, пошедшего на союз со шведским королем Карлом XII в 1708 г. Мазепа надеялся добиться самостоятельности Украины. Однако украинский народ не поддержал Мазепу. Следующий период политико-административных преобразований, имевших прямое отношение к управлению Украиной, к ее автономии, связан теснейшим образом с государственным строительством Петра I. С 1717 г. в России началось создание коллегий. Малороссийская коллегия, созданная формально для защиты украинского населения от произвола гетманской власти, облегчала российскому правительству проведение политики централизации государственного управления и ликвидации автономии Украины. Екатерина II довела политику централизации до совершенства. Стремление ликвидировать всяческое самоуправление относилось не только к Украине, оно касалось приобретенных Россией в течение XVII-XVIII вв. территорий. После предварительного предложения гетману К. Разумовскому подать в отставку, 10 ноября 1764 г. царское правительство подготовило специальное постановление - манифест «Малороссийскому народу», извещавший об отстранении последнего от гетманства и учреждавший правление Малороссийской коллегии в виде временной меры. В Российской империи, как и в других многонациональных государствах, до новейшей эпохи такие этнические факторы как язык, культура и, как правило, даже религия играли подчиненную роль. Важнейшими элементами легитимации и организации являлись государь и династии, сословный порядок общества и имперская идея. В то же время более сотни этнических групп зафиксированных переписью 1897 г., не обладали равными правами. Они были выстроены по иерархии, игравшей большую роль в царской политике. Можно выделить три вида иерархии. Критерием одной является политическая лояльность, второй - сословно-социальные факторы, третья выстраивалась по культурным критериям, таким как религия, жизненный уклад и язык. Все три иерархии влияли друг на друга. Они не были статичны и изменялись в течение столетий. Менялось как положение отдельных этнических групп в этих иерархиях, так и реальное значение самих иерархических структур. С точки зрения царского правительства положение этносов в неофициальной иерархии зависело от степени их лояльности (действительной или предполагаемой). Так, например, большинство кочевников, а позднее поляков и евреев считались ненадежными подданными, в то время как к прибалтийским немцам, финнам и армянам до середины XIX в. относились как к верным слугам царя. Ключевым принципом, гарантировавшим с XVI в. целостность Российской империи, была кооптация нерусских элит в высшие круги империи. Это соответствовало основной сословной структуре империи и ее важнейшему политическому стержню - союзу правящей династии и русского дворянства, зародившегося в Московском царстве и упрочившегося в XVIII в. Поэтому решающее значение для иерархического деления постоянно растущего числа нерусских этносов имело наличие у них собственной элиты, вопрос о ее лояльности к царю и соответствии сложившейся модели. Если национальная элита владела землей и крестьянами, обладала самобытной высокой культурой, она признавалась равноправной с русским дворянством и занимала вместе с ним различные ступени в иерархии. Уже в XVI в., признавшая власть Русского государства, мусульманская элита волжских татар (не подвергшихся уничтожению и не бежавших) была пожалована дворянством, ей даже были пожалованы крепостные. Следующей за ней в XVII в. стала полонизированная шляхта Смоленска, в XVIII в. - прибалтийские немцы и польская шляхта, в XIX в. финляндско-шведское, румыно-бессарабское и грузинское дворянство, а также, с определенными ограничениями, мусульманская аристократия Крыма, Закавказья и некоторых этносов Северного Кавказа. Русские дворяне не имели преимуществ по сравнению с нерусскими интегрированными дворянами, так же как и русские горожане и крестьяне. Нерусской аристократии было гарантировано сохранение ее привилегий, веры и земельных владений. В ответ её представители состояли на военной или гражданской службе и обеспечивали социально-политическую стабильность в своих регионах. Так на картине П. фон Хесса (1792-1871) «Переправа через Березину», находящейся в «Галерее 1812» Зимнего дворца запечатлены татарские и башкирские конники, добивающие французские войска, отступающие через Березину. Ряд военных из национальных окраин получили высокие военные звания: грузинский князь П.И. Багратион, генерал от инфантерии, был признанным героем Отечественной войны 1812г.; созданное после восстания декабристов III отделение - орган политического сыска и следствия возглавил выходец из прибалтики, дворянин шведского происхождения А.Х. Бенкендорф; разработчиком проекта реформирования политической системы, с преобразованием её в конституционную монархию являлся министр внутренних дел армянин по происхождению М.Т. Лорис-Меликов. Тот факт, что среди кооптированной верхушки были неправославные и даже нехристиане, свидетельствует о том, что большее значение придавалось сословному фактору, нежели православию и народности. Если кооптированная знать проявляла нелояльность к империи то правительство, разумеется, отзывало часть привилегий. Например, поляки после восстаний 1830-1831 и 1863 гг. Такая реакция была логичной, т. к. лояльность по отношению к государю и правящей династии была необходимым условием союза с элитами. Таким образом, иерархия, основанная на сословных, а не на национальных критериях. Ещё одной из причин длительного и устойчивого развития Российской империи явилась способность осуществлять законодательно оформленную (Сводом Законов 1832) политику веротерпимости с её приоритетом общеимперских династических и сословных принципов над этнорелигиозными и языковыми. В тоже время Российская империя в силу преобладания христианских народов оставалась по своему этническому составу преимущественно европейским государством. По данным на 1899 г. в Российской империи русское население составило 72,5%. Кроме титульной национальности в стране проживали: финны 6,6%, поляки 6,3%, литовцы 3,9%, евреи 3,4%, татары 1,9%, башкиры 1,5%, немцы 1,3%, шведы 0,4%, киргизы 0,2%, калмыки 0,1%, греки 0,06%, болгары 0,05%, армяне 0,05%, прочие 1,74%. Население России по конфессиональному разделилось на следующие группы: православных на 1870 г. (в том числе - русские, украинцы и белорусы), 70% - 80 000 000 человек; сектанты 1 300 000 - 1,1%; католики - 10 720 500 - 8,9%; евреи (иудаисты) - 4 000 000 - 3,2%; магометане - 11 700 000 - 8,7%; язычники - 700 000 - 0,7% и прочие - 7,4%. Правительство поддерживало сохранение и развитие национальных культур. Так, по официальным данным конце XIX в процентном выражении разные конфессии в составе учеников мужских и женских гимназиях представляли из себя соотношение данное в таблице № 1. Таблица № 1 Конфессиональный состав учащихся мужских и женских гимназий в конце XIX в.
Составлено автором, по данным приведённым в статье Сапунова Б.В. Национальный вопрос в Российской империи. URL: http: //sir35.narod.ru/Sapunov/Nq_703 htm (дата обращения: 15.02.2013). Данные таблицы показывают, что процентное соотношение населения по национальному признаку и процентные показатели структуры учащихся по конфессиональному составу практически совпали. Приведенный выше материал, бесспорно, доказывает, что дореволюционная Россия не являлась колониальной империей в её признанном понимании. Экономическое развитие отдельных окраин в третьей четверти XIX в. привело к росту буржуазных отношений. Как следствие привычная кооптация нерусских элит в правящий класс империи уже не являлась гарантом административно-территориальной целостности государства: - о своих как экономических, так и политических претензиях заявила национальная буржуазия Польши, Финляндии, Украины, Закавказья. В отличие от русской она видела решения стоящих перед всей страной и её национальными окраинами проблем в федерализации отношений или вовсе в отделении от России. Попытки правительства ограничить в данных условиях права Финляндии, секвестрование имущества армянской церкви ; - составной частью процесса стала национальная интеллигенция, являющаяся проводником этих идей в широкие массы населения. К началу века наблюдается рост национальных периодических изданий, а количество национальных политических партий и организаций превышает в конечном итоге количество русских. Например, на Украине в обозначенный период действовали: Украинская социалистическая партия (1900-1904), Революционная украинская партия (1900-1905), Украинская народная партия (1902-1907), Украинская партия социалистов-революционеров (1903-1918), Украинская демократическая партия (1904), Украинская радикальная партия (1904-1905), Украинский социал-демократический союз («Спилка» 1904-1913), Украинская демократическо-радикальная партия (1905-1908), Украинская социал-демократическая рабочая партия (1905-1918); - огромное влияние на устойчивость национальных отношений стало оказывать геополитическое положение империи. Особенно ситуация обострилась в годы Мировой войны к участию в которой оказалось привлеченным население Финляндии, Белоруссии, Украины, Польши, Закавказья и других регионов. В годы войны правительство столкнулось с фактами провидения на территории страны прогерманской и протурецкой пропаганды с целью создания независимых от России государственных образований; - негативно народами Сибири, Алтая, Казахстана были восприняты меры по передачи земель в пользование царского двора (кабинета) и в переселенческий фонд. Данная политика вызвала многочисленные выступления народных масс поддержанных частью феодальной и родоплеменной верхушки. Таким образом, различные по своему характеру требования национальных диаспор, оформивших своё политическое представительство в виде партий и организаций стали составляющими общественного, а затем революционного движения. В качестве примера развития отношений, с конца XIX в. до принятия I советской Конституции и окончания Гражданской войны, обратимся к материалам Сибири, Северного Кавказа, Украины. Первый этап Бурятского национального движения (1900-1903) связан с протестом против проведения землеустроительных работ и упразднения институтов родового самоуправления в районах компактного проживания бурятского этноса. Его основными формами являлась подача прошений об отмене законов о земельной и волостной реформе, сохранении за коренным населением «породных» земель и традиционной системы местного управления. Второй этап (1905-1907) связан с событиями революции. В это время внутри бурятские элиты формируются два идейных течения - панмонгольское и западническое. Несмотря на разногласия, бурятская элита консолидировано выступила за развитие национального образования и культуры, пыталась противодействовать насаждавшейся из Центра аграрной реформе. Наряду с мирными формами протеста в районах проживания бурят вспыхивали вооруженные выступления. После победы Февральской революции начался третий этап Бурятского национального движения (1917-1919), связанный с возникновением и развитием движения за общенациональную автономию. В апреле 1917 г. состоялся 1-й общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. Его участники приняли «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии», являвшийся проектом бурятской автономии с широкими правами в области внутреннего законодательства, административного управления, судопроизводства, охраны порядка, здравоохранения, образования, духовной культуры. По инициативе делегатов съезда был создан Бурятский национальный комитет (Бурнацком). Под давлением местных большевиков Бурнацком признал советскую власть. В конце 1917 - начале 1918 г. процесс формирования бурятской национальной автономии протекал в условиях мирной политической борьбы Бурнацкома с органами новой революционной власти-советами. В марте-апреле 1918 г. состоялся III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и инородцев Забайкальской области, который признал право бурятского народа на самоопределение. При этом в бурятских аймаках сохранялись органы национального самоуправления. Летом-осенью 1918 г. в условиях Гражданской войны национальная элита была вынуждена пойти на сотрудничество с атаманом Г.М. Семеновым, а затем и А.В. Колчаком. В ноябре 1918 г., после объединения Бурнацкома с бурятским отделом Правительства Забайкальской обл., образована Бурятская национальная дума. К началу 1919 г. цели Бурятского национального движения были достигнуты, так как органы национального управления официально признаны лидерами белого движения. Четвёртый этап Бурятского национального движения (1919-1922) связан с попытками бурятской элиты реализовать право на самоопределение этноса. Одной форм национального движения являлся панмонголизм, который стал стержнем неосуществившегося проекта - создания «Велико-Монгольского государства». Более успешная попытка оформления национальной государственности была осуществлена в рамках Дальневосточной республики (ДВР). В марте 1920 г. группа автономистов образовала Временный общебурятский национальный комитет. Вехой в процессе национально-государственного строительства в бурятских аймаках стало принятие конституции ДВР (апрель 1921). По ней территория, занятая бурятами (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизводства, административно-хозяйственной и культурно-национальной жизни. Анализируя взгляды представителей горской интеллигенции в предреволюционный период, необходимо подчеркнуть, что они видели решение существующих проблем в рамках российской государственности. Тезис об «автономном самоуправлении» признавался возможным лишь при исключительных обстоятельствах. Февральская революция стала таким «исключительным обстоятельством». 5 марта 1917 г. было объявлено о создании Союза объединенных горцев и созыве съезда народов Северного Кавказа. Члены Союза объединенных горцев приняли непосредственное участие в конституировании местных органов Временного правительства и, тем самым, укрепляли новые государственно-политические реалии в регионе. Проблема автономии звучала, но она не стояла в плоскости немедленной реализации, а связывалась с решениями Учредительного собрания. Однако представители исламских кругов Чечни и Дагестана были намерены восстановить на Северном Кавказе имамат - шариатское государство, видя в нем единственное средство преодоления анархии и распада. Фактически это привело к расколу горское национальное движение. Национальный вопрос, актуализировавшийся после Февральской революции как проблема взаимоотношений горских народов с казаками, во многом предопределил характер национально-государственных процессов на Северном Кавказе в послеоктябрьский период. Именно для решения этого вопроса, трансформировавшегося в конце 1917 г. в конфликт и кровопролитие, был созван I съезд народов Терека, положивший начало большевизации региона и формировании советских форм национально-государственного устройства. С точки зрения анализа национально-государственных процессов важное значение имел II съезд народов Терека (февраль - март 1918), который признал власть советов, установившейся в центре и принял к руководству в области земельного вопроса положений Закона о социализации земли. Съезд избрал высшие органы власти и управления - Терский Народный Совет, в составе которого было предусмотрено специальное представительство от народов, населяющих республику и Совет Народных Комиссаров. С самого начала происходит столкновение СНК Терской республики и Терско-Дагестанского правительства. В феврале 1918 г. Терский Совнарком своим декретом постановил, что «все декреты и распоряжения, издаваемые т.н. Терско-Дагестанским правительством, исполнению не подлежат». Весной 1918 г. «Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана» предпринимает шаги для укрепления своих позиций. Но они были направлены не на создание внутренней опоры в массах горских народов, а на дипломатическое признание своего государственного статуса. В апреле Союз выступил с обращением к ряду государств Европы с просьбой о признании правительства Горской республики. 11 мая 1918 г. на конференции было объявлено о создании Горской республики и её признании Оттоманской Турцией и Германией. В этот же день была принята «Декларация об объявлении независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской республики)». 13 мая 1918 г. правительство Горской республики направило правительству РСФСР ноту о создании Горской республики и отделении ее от России. В своем протесте от 15 мая Советское правительство отказало в признании независимости Горской республики, мотивируя свой отказ тем, что народы, проживающие на этой территории, на своих национальных съездах высказались за неразрывную связь с Российской Федерацией. В мае 1918 г. представители большевиков на Северном Кавказе предпринимают активные шаги для консолидации народов региона под своими лозунгами. III съезд Советов по докладу Чрезвычайного комиссара Юга России Г.К. Орджоникидзе провозгласил образование Кубано-Черноморской Советской Республики, которая рассматривалась съездом в качестве составной части РСФСР. На этом съезде был поставлен вопрос об объединении всего Северного Кавказа в одну Советскую республику, а в июле 1918 г. на I Северо-Кавказском краевом съезде советов было принято решение об объединении Кубано-Черноморской и Ставропольской советских республик в Северо-Кавказскую республику. Но Терская советская республика оставалась самостоятельной. К лету 1918 г. определяющим фактором положения всей страны уже была гражданская война. Непосредственное влияние на ситуацию на Северном Кавказе имели события на Волге, Дону и Кубани, интервенция Антанты в Закавказье. С этого времени обстановка в регионе, смена власти, характер режимов стали определяться общим ходом гражданской войны на Юге России. Оккупация территории Северного Кавказа Добровольческой армией в феврале 1919 г. фактически положила конец и Терской и Горской республикам. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно идея независимой государственности фактически была обречена на неудачу в связи с отсутствием прочной социальной базы для реализации такого государственно-политического проекта. Характеризуя ситуацию складывающеюся после октябрьской революции необходимо отметить, что в начале ноября 1917 г. СНК принял Декларацию прав народов России, провозгласившую следующие принципы национальной политики: - равенство и суверенность всех народов России, свободное развитие национальных меньшинств; - право народов на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. На основе положений Декларации в декабре 1917 г. получила полную самостоятельность Финляндия. Польша, Финляндия, Прибалтика, при поддержке западных государств стали играть роль «санитарного кордона», отделяя Западные государства от советской России. В ноябре 1917 г. национальную автономию получают многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири. Однако в документе не были сформулированы идеи устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Дело в том, что «Федерация» мыслилась как переходный этап на пути к преодолению национальных различий и к мировой революции. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. С лета 1918 г. в РСФСР провозглашается создание национально-автономных образований (республик и областей). При этом большинство народов населяющих территории бывшей Российской империи, в годы гражданской войны воспользовались «Декларацией прав народов России», было заявлено о создании более 80 национально-государственных образований (иногда провозглашались только правительства). Советское руководство, по мере упрочения нового строя проводило твёрдую линию в вопросах национально-государственного строительства, используя две взаимодополняющих схемы государственного устройства: -в 1918-1922 гг. народы, компактно проживающие возле великорусских регионов, получили автономию в составе РСФСР (на 1920 г. 20 автономных образований среди них: Башкирская, Татарская, Дагестанская, Киргизская, Туркестанская и др. республики; Чувашская, Марийская, Удмурдская и др. области.); - параллельно с РСФСР в годы Гражданской войны возникают государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии и др. Формально они вне контроля СНК, но политически их лидеры сориентированы на ЦК коммунистической партии. Так, Советская власть впервые появилась на востоке и юге Украины в декабре 1917 - феврале 1918 гг. Тогда был провозглашен ряд советских республик: Украинская Народная Республика Советов (восточная Украина), Донецко-Криворожская Советская Республика, Одесская Советская Республика, Советская Социалистическая Республика Тавриды (позже Крымская Советская Социалистическая Республика). 17-19 марта 1918 г. все они объединились в Украинскую Советскую Республику со столицей в Харькове и революционным правительством - Народный Секретариат. Украинская Советская Республика входила в состав Российской Советской Республики. Однако к апрелю 1918 г. под давлением и немецких оккупационных войск она перестала существовать. После поражения Германии, в результате советско-польской войны советская власть вернулась на Украину весной 1919 г. Украинская Социалистическая Советская Республика была провозглашена как самостоятельное государство 10 марта 1919 г. на III Всеукраинском съезде советов прошедшем в Харькове; тогда же была принята первая Конституция УССР. На момент провозглашения, в состав республики входили территории шести губерний. На протяжении 1919-1920 гг. республика продолжала оставаться ареной столкновений большевистских, украинских, белогвардейских, польских и прочих военных формирований. К концу 1920 г. советская власть установилась на большей части её территории. Советскими принято считать провозглашенные самостоятельными автономиями Бессарабскую Советскую Социалистическую Республику (май-сентябрь 1919) и Галицийскую Советскую Социалистическую Республику (июль-сентябрь 1920) Однако по Рижскому договору 1921 г. эти территории оказались вне УССР. После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, а так же Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР. В 1920–1921 гг. между республиками устанавливается военный и хозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли, финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почт и телеграфов). В 1922 г. был заключен и дипломатический союз - подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений. В большинстве республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б), что облегчало процесс их объединения. К объединению стимулировало экономическое положение: исторически сложившееся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов. Но, главной стала идея принадлежности к единому великому государству, которая превалировала в настроениях народов, живших в бывшей Российской империи. Сыграли свою роль и общность исторических судеб: миграции, перемешивание населения, смешанные браки, а также - мирная, преимущественно народная колонизация в России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении. В руководстве РКП(б) существовали различные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства. Созданная комиссия Политбюро ЦК РКП(б) утвердила проект «автономизации», предложенный И.В. Сталиным. Он предусматривал включение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономий. В.И. Ленин, ознакомившись с проектом, подверг его резкой критике. Он полагал, что все республики должны на принципах федерации создать Союз - на строго добровольных началах, полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из государственного союза. ЦК РКП(б) утвердил ленинские принципы национально-государственного устройства. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами - с правом свободного выхода из Союза (однако механизм выхода так и не был прописан), внесения в свои конституции изменений в соответствии с Конституцией СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, делегаты которого избирались местными Советами (1 делегат от 25 тыс. городских жителей и 1 делегат на 125 тыс. сельских жителей); в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов - он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК. Исполнительным органом ЦИК СССР стал Совет Народных Комиссаров (правительство во главе с В.И. Лениным). В то же время в устройстве РСФСР и СССР продолжали происходить изменения. В 1922 г. на основе объединения бурятских аймаков Иркутской губернии создана Бурят-Монгольская АО в составе РСФСР. После упразднения ДВР начался процесс формирования общебурятской автономии. 30 мая 1923 г. постановлением ЦИК СССР автономной области бурят-монголов объединены в Бурят-Монгольскую АССР, в рамках которой буряты получили право на реализацию национально-культурной автономии в составе РСФСР. В 1924 г. вместо упразднённой Горской АССР появились Ингушская и Северо-Осетинская автономные области (1924), Карачаевская (1926) и Черкесская (1928) АО. Существовавшая с 1922 г. в Краснодарском крае Адыгейская (Черкесская) АО в 1928 г. была преобразована в Адыгейскую АО. При размежевании на Северном Кавказе земли с преобладанием славянского населения получили собственную казачью автономию в рамках Кабардино-Балкарии, Осетии, Чечни. (В начале I пятилетки вопреки интересам русского населения введены в состав Чечни и Северной Осетии.). Так к 1930 г. в РСФСР помимо автономных республик и областей было создано 33 национальных района, 110 национальных волостей, 2930 национальных сельсовета. В Сибири и на Дальнем Востоке создавались родовые советы и туземные исполкомы. Подобного рода размежевание имело место в союзных республиках СССР. С точки зрения ВКП (б) этот подход обеспечивал наиболее полное выявление возможностей экономического, политического и культурного развития наций и народностей. В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. было провозглашено создание Таджикской ССР (ранее Таджикистан входил в состав Узбекской ССР). Схожие изменения происходили и в других республиках. Так, в 1924 г. в составе УССР появилось новое автономное объединение - Молдавская АССР. Таким образом, большевики собрали в единое государство большую, без Польши, Финляндии, Прибалтики и Бессарабии часть территории Российской империи. При этом вновь созданной национальной элите были делегированы права на управления национальными регионами, взамен на политическую и идеологическую лояльность. Но если национальную политику 20-х гг. можно характеризовать как уступки требованиям национальных движений, то с началом 30-х гг. начинается меняться отношение к русским национальным чувствам и интересам. В январе 1930 г. Политбюро ЦК дало указание прекратить разработку вопроса о латинизации русского алфавита, что ранее рассматривалось как условие приобщения к передовой европейской культуре. Преподавание русского языка стало обязательным в школах народов Севера. Окончательный поворот в национальной политике СССР произошел когда, под лозунгами национального возрождения к власти в Германии пришли национал-социалисты. В условиях предстоящего геополитического передела мира идеологическая доктрина СССР эволюционировала от курса на мировую революцию и создание всемирной федерации советских республик к национал-большевизму, с совершенно конкретными очертаниями государственных границ. На этом фоне правительством вносятся коррективы в учебные программы, в которые после десятилетия замалчивания исторического прошлого возвращается изучение Отечественной истории. После гонений восстанавливаются в правах историки-государственники: Ю.В. Готье, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов. Критике подверглись произведения литературы, в которых в неуважительной форме изображался русский народ и его прошлое. Соответственно видоизменяется и природа общности, с которой должен идентифицировать себя советский гражданин. Если раньше такой общностью были рабочий класс или партия, то теперь ими становятся «нация, Родина, Отечество», которые были объявлены священными. С принятием в 1936 г. «сталинской Конституции» по сути, менялась природа федерации. Если раньше советская федерация, была договорной, то теперь она становилась конституционной. В прежней конституции СССР 1924 г. текст основного закона начинался с декларации о создании СССР и союзного Договора. В тексте 1936 г. ссылок на эти документы уже не содержалось. Тем самым они утрачивали свою силу. СССР становился единым государством. Соответственно изменялась и структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной Закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами. По-новому распределялись и полномочия между союзным центром и республиками. Новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР. Но порочная практика, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт - РСФСР, преодолена не была. Геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа. В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же был решён вопрос с Киргизией. РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала. Но, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Расширяя права входивших в состав СССР народов, союзное правительство выбивало почву из-под ног сепаратистов и националистов. По сути, «сталинская Конституция» стала воплощением того синтеза большевизма и национальной русской идеи, о которой в философском плане писал Н.А. Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» В 1940 г. в условиях II Мировой войны и геополитического передела мира в СССР вошли Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская и (созданная из Бессарабии и Молдавской АР в составе УССР) Молдавская союзные республики. Национально-государственное устройство СССР за послевоенные гг. принципиально не изменилось. В начале 60-х гг. в стране насчитывалось 15 союзных (РСФСР, Латвийская, Литовская, Эстонская, Украинская, Белорусская, Молдавская, Армянская, Азербайджанская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Туркменская, Таджикская, Узбекская ССР) и 19 автономных республик (15 в РСФСР, 2 в Грузии, по одной в Азербайджане и Узбекистане) Число последних, по сравнению с довоенными годами, менялось с преобразованием в 1956 г. Карело-Финской союзной республики в Карельскую автономную республику (далее АР) в РСФСР и преобразованием в 1961 г. Тувинской АО РСФСР в АР. Вплоть до начала перестройки политическое руководство СССР попеременно чередовало «уступки националам» с «закручиванием гаек». В ряде случаев росту национализма противопоставлялось очередное административное размежевание, не меняющее сущность системы национально-государственного устройства (как то передача в Крымской области, население которой на 71% являлось русским, из состава РСФСР в состав УССР в феврале 1954 г.). К концу 70-х гг. в стране, по мнению советских идеологов, возникла не имевшая аналогов в других многонациональных государствах общность - «Советский народ». Данную общность характеризовали следующие признаки: наличие единой территории, языка межнационального общения (русского), экономики, социалистической по содержанию культуры и союзного общенародного государства. Считалось, что на основе экономической и социально-политической общности социалистических наций и народностей растет их духовная общность. А как следствие происходит дальнейшее сближение национальных культур, рождение нового духовного и психологического облика человека, человека который, сохраняя свои национальные особенности, в главном имеют интернационалистские черты. Эти, на первый взгляд идеологические выкладки имели своё реальное подтверждение. Например, количество межнациональных браков по различным данным к началу перестройки приближалось к 20%. Однако с 60-х гг. имели место и факты антисоветских, антирусских выступлений в различных регионах страны и даже взрывы организованные армянскими националистами в январе 1977 г. в Москве. В числе причин нарастающего противостояния можно указать: - явные различая в возможностях реализации своего суверенитета нациями, народностями, этническими и национальными группами, разделёнными на национальные большинства и меньшинства; - территориальный принцип национально-государственного устройства обнаруживал всё большее противоречие с растущей интернационализацией состава населения «национальных образований» порождённой внутренними миграциями и демографическими различиями. Особую тревогу это вызывало в Прибалтике, Казахстане, Киргизии. А в Азербайджане всем гражданам неазербайджанской национальности предписывалось в течение полутора лет выучить и сдать письменный и устный экзамен по азербайджанскому языку; - сказывались требования восстановления ликвидированных автономий крымских татар и немцев Поволжья, а также желание евреев, немцев, греков эмигрировать на «историческую родину»; - монолитность Советского народа, как новой исторической общности сталкивалась с экономическим неравенством республик и различием их вклада в развитие СССР. Так РСФСР в 1975 г. могла оставить себе только 42,3% собранного налога с оборота (остальное шло на реализацию союзных программ), Украина - 43,3; Латвия - 45,6; Молдавия - 50; Эстония - 59,7; Белоруссия - 68,2; Азербайджан - 69,1; Грузия - 88,5; Армения - 89,9; Таджикистан - 99,1; Киргизия - 99,2; Литва - 99,7; Узбекистан - 99,8; Казахстан и Туркмения – 100%. Темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 2-4 раза превышали аналогичные показатели для РСФСР. Данное обстоятельство всё чаще вызывало недовольство государственнообразующей нации. Вместе с тем за пределами РСФСР вину за экономические и социальные проблемы национальных республик перекладывали на русских. Так вопросы национально-государственной политики и проблемы национальных взаимоотношений стали одной из причин перестройки. |