Главная страница

Презентация Батюшков. Батюшков. Байронический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова Джордж Гордон Байрон (17881824)


Скачать 433 Kb.
НазваниеБайронический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова Джордж Гордон Байрон (17881824)
АнкорПрезентация Батюшков
Дата20.07.2022
Размер433 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаБатюшков.ppt
ТипДокументы
#634059

Байронический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова

Джордж Гордон Байрон (1788-1824)


«Конец! Все было только сном.
Нет света в будущем моем.
Где счастье, где очарованье?
Дрожу под ветром злой зимы,
Рассвет мой скрыт за тучей тьмы,
Ушли любовь, надежд сиянье …
О, если б и воспоминанье!»
(1806)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)


«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать – что мне бог готовил
Надеждам юности моей… »
(1838)

Историческая справка:


Англия


Россия


1789 – 1794 гг. – Французская буржуазная революция неприятие буржуазного общества
1812г. – Байрон защищает интересы ирландского народа в палате лордов


1830 – 1840 гг. – высший русский романтизм
1812г. – Отечественная война влияние фр. буржуазной революции на русскую лит-ру декабристские волнения

Отражение эпохи Романтизма


Байрон


Лермонтов


отношение к личности


самоценная, не зависит от социальных обстоятельств;
неповторимая, обладает индивидуальным внутренним миром;
раскованность человеческого духа;
возможность новой жизни;


свободная, мятежная;
дерзает восстать против авторитетов, кот-ми осуществляется общественный порядок;
раскрепощение личности;
отчуждение человека от общества;


Титан! С надмирной высоты
На тех, чья горестна дорога,
На муки смертных тварей ты
Не мог смотреть с презреньем бога.
И в возданье добрых дел
Страдать безмолвно – твой удел.
В горах утес, орел, оковы!
Но тщетно боги так суровы –
Ты не слабел от страшных мук,
И стон, срывающийся вдруг,
Не дал им повода для смеха:
Ты озирая небосвод,
Молчал. Ты мыслил: боль вздохнет, Когда лишится голос эха.
(Прометей, ч.1)


Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснился толпой;
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни страха, ни сомненья,
И не грозил душе его
Веков бесплодных ряд унылый:
И много, много – и всего
Припомнить не имел он силы!
С тех пор отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта.
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Он сеял зло без наслажденья.
(Демон, ч.1)

Байрон ( 1813-1816 гг.- восточный период)


Столкновение личности и общества. Романтический герой восточных поэм – индивидуалист, исключительная личность, одержимая страстью. Смысл жизниборьба против деспотизма, преданность к единственной женщине.
Присутствие «восточного» колорита – импульсивность, порывистость действий, исключительные поступки героя. Сюжет восточных поэм завершается трагическим финалом.

Лермонтов (1836-1840 гг. – восточный (vs.кавказский) период)


Лермонтов (1836-1840 гг. – восточный (vs.кавказский) период) – романтический герой, выросший на свободе, не терпит гнет. Конфликт между человеком и обществом. Основа «Демона» - древний греческий миф о Прометее: непокорный небожитель проклят богом, низвергнут на землю и обречен на вечную вражду с добром, светом, истиной. Смысл жизниборьба против гнета, образ верной женщины.
Демон Лермонтова – человечный и возвышенный, воплощение одиночества. Трагичный финал.


Байрон


Лермонтов


отношение к обществу


неприятие буржуазного общества;
отвержение социальной действительности;
трагическое состояние мира;
стремление к борьбе за освобождение народов от тирании;


столкновение с господствующим строем;
отчужденность и одиночество ;
«иной мир» - идеальный мир романтиков: создан мечтой, очищен от зла и является воплощением прекрасного (ранний Лермонтов);


Как грешник, изгнанный из рая,
На свой грядущий темный путь
Глядел, от страха замирая,
И жаждал прошлое вернуть,
Потом, бродя по многим странам,
Таить учился боль и страх,
Стремясь о прошлом и желанном
Забыть в заботах и делах, -
Так я, отверженный судьбою,
Бегу от прелести твоей…
Могу ль томиться возле рая
И не стремиться быть в раю!
(Даме, которая спросила, почему я весной уезжаю из Англии, 1808)


Настанет день – и миром осужденный.
Чужой в родном краю,
На месте казни – гордый. Хоть презренный –
Я кончу жизнь мою.
Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды
А годы проходят – все лучшие годы!
(Не смейся над моей пророческой тоской, 1837)


Байрон


Лермонтов


отношение к природе


природа – гармония и красота;
мысль о движении и борьбе (идея борьбы за свободу выражена в образе моря. Б - певец морской стихии. Ex. Образ водопада Велино – могучая сила. «Паломничество Чайльд - Гарольда»);


природа – высшая целесообразность и красота;
пейзаж – символ (политический мотив. Ex. Кремнистый путь в пустыне, кремень напоминает о ранах, крови, страданиях; кремень материал для изготовления ножей; кремнистый путь – символ мучений );
образ моря;
единение с природой;


Лежать у волн, сидеть на крутизне,
Уйти в безбрежность, в дикие просторы,
Где жизнь вольна в беспечной тишине,
Куда ничьи не проникали взоры;
Где грозен шум летящих в бездну вод,
Подслушивать стихий мятежных споры, -
Нет, одиноким быть не может тот,
Чей дух с природою один найдет.
(Паломничество Чайльд-Гарольда, песнь вторая,1817)


Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщен;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон.
(1832)


Байрон


Лермонтов


«Паломничество Чайльд-Гарольда»


«Умирающий Гладиатор»


Childe Harold’s Pilgrimage, 1809 - 1817
отражает впечатления Б от посещения Испании, Албании, Греции
отзвуки народного творчества
140-я и 141-я строфы поэмы «Паломничество Чайльд - Гарольда» – источник стихотворения М.Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор»
образ античной мифологии


написан в 1836г., в 1842г. опубликовано с пропусками по содержанию перекликается с четвертой песней поэмы Б - Ч.Г.
использует эпиграф «I see before me the gladiator lie…» , задает тональность произведения античный колорит


Байрон –философские размышления о сущности исторического развития. Героический образ гладиатора, как символ мужества, терпения, патриотизма и глубокого разочарования; борьба гладиатора за жизнь – борьба общества с надменным правительством.
Лермонтов – борьба гладиатора за жизнь – борьба со старым укладом. Историческое событие (цикличность). Гладиатор терпит муки, унижения, боль, но верен своей родине, семье до конца. Осуждение «европейского мира», который полон жестокости и пороков.


Байрон


Лермонтов


отношение к духовным ценностям


возвышенные чувства;
идеал женской красоты;
идеальная, лишенная всяческих недостатков , молодая девушка;
ясность и чистота мыслей;
идеализированный образ любящей, преданной, верной женщины;
любовь – страдание;


искренность любовных чувств;
преданная, любящая женщина;
идеал красоты;
полнота чувств;
красота истинного чувства любви;
любовные страдания;


Возлюбленная, любящая вечно,
Единственная! Скорбь не устает
К былому возвращаться бесконечно.
Твой образ даже время не сотрет.
О, смерть! Как точен стрел твоих полет!
Все, чем я жил, чудовищная сила
Внезапно унесла, навеки поглотила.
(Паломничество Чайльд-Гарольда, песнь вторая,1817)


Как дух отчаянья и зла,
Мою ты душу обняла;
О! для чего тебе нельзя
Ее совсем взять у меня?
Моя душа твой вечный храм;
Как божество, твой образ там;
Не от небес, лишь от него
Я жду спасенья своего.
(1831)


Байрон – любовь – источник вдохновенья; женская любовь – символ чистоты, красоты, счастья; воспевание поэтом любимой женщины; ценит преданность любимой. «К Леди» - любовь-страдание (неверность любимой), Б боготворит образ любимой женщины, упивается надеждой о скором счастье (воссоединение с любимой).
Лермонтов – любовь-преданность; образ любимой – чистая, добрая, непорочная, идеальная, лишена недостатков. Л идеализирует любовь. «К Л. – » (подражание Байрону), любовь – разочарование (порочность любимой), питает надежду на воссоединение с любимой, хранит верность былым воспоминаниям.

Выводы


Художественные открытия Байрона – лиризм, отличающийся высоким гражданским, духовным чувством, эмоциональным накалом, страстным отношением к жизни, высокий трагизм и драматизм в изображении современной борьбы за свободу, сатира политических стихов и поэм.
Отражение Байрона в творчестве Лермонтова – философское и политическое содержание произведений, красота истинного чувства любви, дружеская привязанность, изображение окружающей действительности в поэмах, одах, балладах.
«Байронический» герой – мятущаяся личность, недовольная современной действительностью; бунтарь; одинокая и разочарованная личность, выражает протест обществу, природе, но идеализирует духовные ценности, ищет самоутверждения в индивидуальном действии.
Вклад в развитие русской литературы XIX века.

Используемая литература:


Аникин Г.В., Михальская Н.П. –История английской литературы. Учеб. пособие для студентов педагог. ин-тов. и фак. иностр. яз. М., «Высш. школа», 1975.
Байрон Джордж Гордон., Избранное: Пер. с англ. Всемирная библиотека поэзии. Ростов –на – Дону; «Феникс», 1998.
Лермонтов М.Ю. Избранное/ Послесл. и примеч. С.Е. Шаталова; Худож. Ф.Д. Константинов. – М.: Просвещение, 1984.

Коваленко Анна


Коваленко Анна
403а
2009 г.



написать администратору сайта