Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека
Скачать 19.11 Kb.
|
Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма – необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Основы анархистского мировоззрения наиболее полно и подробно изложены Б. в книге «Государственность и анархия» (1873). Большие надежды он возлагал на крестьянство, значительная роль отводилась им также деклассированной интеллигенции, босякам, уголовным преступникам. Рабочий класс, по мысли Б., должен был явиться лишь застрельщиком будущей революции. Идеал Б. — уничтожение гос-ва и всего гос. аппарата в результате всеобщего крест. восстания. «У Бакунина, — писал Энгельс, — своеобразная теория — смесь прудонизма с коммунизмом, причем в его прудонизме самым существенным является то, что главным злом, которое следует устранить, он считает не капитал, а следовательно, и не классовую противоположность между капиталистами и наемными рабочими, возникшую в результате общественного развития, а государство» (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 277). Другие работы Б. этого периода — «„Альянс“ и Интернационал», «Интернационал и Мадзини», «Письма к французу» и др., посвящены вопросам междунар. анархизма. Б. считал себя материалистом и атеистом, называл себя сторонником историч. материализма, по существу же он извращал марксизм в духе «экономич. материализма». Анархич. идеи Б. оказали большое влияние на мелкобурж. слои общества, на непролет. массы и распространились в капиталистически слабо развитых странах — Италии, Испании, Лат. Америке. В России взгляды Б. оказали сильное влияние на народничество 60—70-х гг. — на заговорщич. организацию С. Г. Нечаева, на рус. анархизм нач. 20 в., с к-рым вели борьбу большевики. В зап.-европ. освободит. движении реакц. роль идей бакунизма определялась тем, что своим анархич. отрицанием классовой борьбы, защитой бурж. индивидуализма они противостояли марксизму и пролет. движению. Однако в России в допролет. период освободит. движения бунтарские идеи Б., направленные против самодержавия, оказывали относит. революционизирующее воздействие на демократически настроенные слои разночинной интеллигенции, чем и объясняется столь высокая оценка деятельности Б. со стороны мн. лучших представителей передовой части тогдашнего рус. общества. Характер публицистики Б. определяется тем, что он прежде всего был революционером-практиком. Все его многочисл. соч. написаны на злобу дня и носят преим. агитац. и полемич. характер. По форме большинство из них — обращения, прокламации, речи или письма. Переписка Б., в частности с Белинским, содержит большой материал для изучения рус. обществ. мысли 19 в. Б. был яркой, исключительно активной натурой. «В этом человеке, — писал Герцен, — лежал зародыш колоссальной деятельности, на которую не было запроса... Поставьте его куда хотите, только в крайний край... Его рельефная личность, его эксцентрическое и сильное появления везде... — делают из него одну из тех индивидуальностей, мимо которых не проходит ни современный мир, ни история» История, по Б., — эволюционный процесс, шествие человечества из "царства животности" в "царство свободы". Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера. Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг "свободной федерации" земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. |