Бег. Практическое задание. Бег. Бег Булгакова Пьеса Бег изображает время отступления белой армии в Крым и показывает нам сцены из жизни белых интеллигентов в пореволюционных годах.
Скачать 27.06 Kb.
|
«Бег» Булгакова Пьеса «Бег» изображает время отступления белой армии в Крым и показывает нам сцены из жизни белых интеллигентов в пореволюционных годах. Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения. №1. Проблематика. Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними. Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно. Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества. Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней. Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного. №6. Особенность жанра. Сочетание фарса и трагедии. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия. По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле. Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном. «Моя жизнь мне снится», - говорит Голубков. С помощью иронии Булгаков создает эффект трагикомического унижения человека, не способного сопротивляться страху или бороться за человеческое достоинство. Герои унижают друг друга сравнениями с насекомыми (белогвардеец называет Голубкова «гусеницей в штатском»). Использование автором иронии служит средством демонстрации деградации человека, его одичания в больном социуме. Трагедийная составляющая иронии в изображении героев с разными убеждениями, нравственными устремлениями, моральными принципами в переломный момент истории. №4. Система персонажей. Сайд Х. Ф. Драматический конфликт личности и истории в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" М. Булгакова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 209-215. — URL https://moluch.ru/archive/64/10328/ (дата обращения: 21.11.2018). В произведении перед персонажами стоит выбор: остаться в России или «бежать» - уехать в эмиграцию. Но кроме этого, все персонажи должны также взять ответственность за принятое им решение. М. Булгаков в пьесе «Бег» устами Романа Хлудова уподобил бегство белых бегству тараканов. Хлудов один из персонажей пьесы. Он принял решение не остаться в России. Однако Хлудов обнаружил в конце концов, что он не может продолжать жить на чужбине. Он думает, что ему надо возвращаться. Хлудов не хотел стать подобно таракану, который плавает в ведрах. Об этом он говорит Серафиме: «Я совершенно здоров. Теперь мне все ясно. Не таракан, в ведрах плавать не стану. Я помню армии, бои, снега, столбы, а на столбах фонарики… Хлудов пройдет под фонариками!». Хлудову надоело жить на чужбине. Ему не нравится Константинополь. Он часто повторяет выражение ''Душный город''. Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре. Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое. Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание. ( №7) После казни Крапилина его призрак начинает являться Хлудову. Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре. Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным. Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х. Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека. Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом. Серафима – жена миллионера. Серафима не могла жить на чужбине. Разговаривая с Хлудовым, Серафима называла себя сумасшедшей женщиной, так как она эмигрировала, поэтому она решила вернуться в Петербург: «И сегодня ночью я решила, вот казаков пустили домой, и я попрошусь, вернусь вместе с ними в Петербург. Я не могу здесь больше жить! Зачем я, сумасшедшая, поехала?». Серафима хочет забыть все, что прошло с ней с тех пор, как она начала бежать. Серафима живет как будто в снах. На чужбине Серафима страдала от ностальгии. Ей хочется вернуться на родину и увидеть снег еще раз. Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков. Покинув родину, Чарнота не мог жить на чужбине. Он не знает куда поддаться. Разговаривая с собой, Чарнота сказал: «В Париж или в Берлин, куда поддаться? В Мадрид, может быть? Испанский народ… не бывал. Но могу пари держать, что дыра». В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч. Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега. Чарнота отправился из Константинополя в Париж. В конце концов он вернулся в Константинополь. Он решил остаться в Константинополе и не вернуться в Россию. Хлудов предложил Чарноте вернуться с ним в Россию, но Чарнота отказался, так как он думает, что в России его ждет смерть. Он думает, что большевики будут убивать его. Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя. Итак, подведя итоги нашей работы можно сказать, что при сочинении пьес ''Дни Турбинных'' и «Бег» Михаил Булгаков ставил перед собой цель изображать переживания интеллигенции в пореволюционных годах. №3. Мотивы. Мотив бегства, спасения - Булгаков поставил своих персонажей перед чрезвычайным кризисом и оставил их выбрать. Им надо было выбрать или остаться в России или бежать. Некоторые из белых интеллигентов выбрали спасти свою жизнь путем эмиграции. Действующие лица в пьесе «Бег» бегут, чтобы спасти себя, Они покидали родину, думая, что они могут хорошо жить на чужбине. Мотив света и тьмы - Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму. Мотив сна - У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может. Мотивы Апокалипсиса, Страшного суда, Нового Града – эти мотивы вводятся в текст пьесы преимущественно посредством аллюзий. Так, например, мотив Страшного Суда осмысляется как суд человека над самим собой, суд совести. Мотив Нового Града трансформируется в мечту героев об обретении утраченного Дома, о возвращении в Россию. «Тараканий» мотив - Хлудов говорит о разбегающейся белой армии как о тараканах, шуршащих в сумерках. Чарнота называет Артура, владельца тараканьих бегов, тараканьим царём. Все герои пьесы подобны тараканам, бегущим по кругу, а на них ещё и делают ставки. Как говорит Хлудов, все они ходят «один вослед другого». №8. В финале «Бега» возникает песенный образ Кудеяра-разбойника, в котором «совесть господь пробудил». Образ Кудияра-разбойника становится символом восставшей совести, суда в самом себе. Хлудов Булгакова ищет суда извне, потому что не в силах нести свой суд в себе. В этой последней картине он принимает решение: «Я… поеду в Россию, можно ехать сегодня же ночью…» № 5. Роль парадокса и гротеска. Гротескный характер внутреннего пространства пьесы проявляется в авторском определении жанровой природы произведения – «Восемь снов. Пьеса в четырех действиях». Известно, что сон – есть переходное состояние между миром реальным и ирреальным, позволяющее перемещать плоскости изображения, и является характерной чертой гротеска. Каждый из восьми снов появляется в сознании автора и героев из ниоткуда и так же неожиданно обрывается: «Сон вдруг разваливается. Тьма... Настает тишина, и течет новый сон...» Перевод действия в пространство сна позволяет автору отказаться от стандартных логических, пространственно-временных отношений: «Ряды реально-бытовых связей и объяснений отодвигаются вглубь, за пределы тех семантических линий, которые вовлечены в динамику сюжета, непрестанно перестраиваясь в ней» [Виноградов В.В. Натуралистический гротеск: (сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды. – М.: Наука, 1976. – 511 с.]. Место и время действия сознательно перемешаны: Крым – Константинополь – Париж – Константинополь. Пространство сна позволяет создать «неправильный» гротескный мир, являющийся перевертышем действительности. Но глубокая сатира, а вместе с тем и типологичность «Бега»,отмеченная еще М. Горьким, заключается в том, что абсурдный, странный мир драмы наиболее точно отразил реальную жизнь людей эпохи величайшего перелома. (№2) Герои пьесы живут, сражаются, любят и умирают в тяжком забытьи, дурном сне гражданской войны и разрушения «старой» жизни. Сны не только внешне определяют характер действия, но и вносят в сознание рефлектирующих героев мысли о «неправильности», миражности происходящего: «Голубков. Временами мне начинает казаться, что я вижу сон <…> Ай-яй-яй! Моя жизнь мне снится!..» Образная система пьесы также носит гротескный, противоестественный характер: в неистовом вихре гражданской войны сливаются судьбы отважного генерала Чарноты и мелочно-пошлой Люськи, постоянным «собеседником» беспощадного карателя Хлудова становится тень повешенного по его приказу вестового Крапилина, в теплушке под фонарем встречаются светская дама Серафима Корзухина и приват-доцент Голубков. Действующие лица постоянно меняют маски, пытаясь спасти себя от верной гибели, особенно показательно в этом отношении начало первого Сна, в котором генерал Чарнота явлен в образе мадам Барабанчиковой, беременной жены учителя гимназии, а архипастырь Африкан – в образе химика Махрова. Кроме того, гротескная «странность» создается вследствие функционирования таких героев, как тень вестового Крапилина, определяющая судьбу Хлудова, мадам Барабанчикова, живущая, по замечанию автора, в сознании Чарноты. |