Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыка и музыкальные инструменты

  • Белорусский народный танец


    Скачать 48.55 Kb.
    НазваниеБелорусский народный танец
    Дата23.06.2022
    Размер48.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDokument_Microsoft_Office_Word_2.docx
    ТипРеферат
    #612500

    Министерство культуры Челябинской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»

    ГБОУ ВО ЮУРГИИ им. П.И. Чайковского

    Кафедра хореографического искусства

    Реферат

    Тема: Белорусский народный танец

    Работу выполнила:

    Чагаева А.

    студентка 1-го курса

    Работу проверил:

    Новокрещенов А.А.

    Челябинск

    2021

    Содержание




    Введение 3

    Истоки и развитие белорусского народного танца 4

     Белорусские народные танцы 6

    Белорусский национальный костюм 11

    Белорусские государственные ансамбли 13

    Деятели искусств Белоруссии 15

    Список используемой литературы 17


    Введение


    Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев, которые легли в основу народно-хореографических традиций Белоруссии.

    Народные праздники и обряды в Белоруссии никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин. В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки - посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.

    Белорусские танцы почти все массовые, парные. Только иногда танцуют одни девушки или одни юноши. Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается какая-нибудь ситуация.

    Изучение темы о народных танцах Белоруссии позволит углубиться в культуру народа этой страны, понять особенности, отличительные черты от танцев других народов, их возникновения и содержания.






    Истоки и развитие белорусского народного танца


    Сегодня исследователи склонны рассматривать народный танец и песню как древнейшие виды искусства. Они всегда были самым тесным образом завязаны с жизнью народа. И у белорусов древние обряды, ритуалы, торжества и праздники календарного года, празднование начала и окончания сельскохозяйственных работ, семейно-бытовая обрядность всегда, сопровождались песнями, играми, хороводами, плясками. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.

    Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, украинский и белорусский.

    Первые элементы танца, рожденные еще в древности, явились основой хореографического искусства, дальнейшая эволюция которого шла параллельно с развитием белорусской народности и образования нации.

    Танцевальное искусство всегда занимало значительное место в национальной культуре белорусов. Не было ни одного сколько-нибудь значительного события в жизни, чтобы в нем не находилось места - танцам. И хотя танцевальные элементы не всегда приобретали законченную форму, они, как правило, были ярки в художественном отношении и оказали немалое влияние на дальнейшее развитие народной хореографии.

    На древней территории Беларуси народное творчество «развивалось в постоянной борьбе с церковью, а иногда и с княжеской властью» которые враждебно относились к фольклору, видя в нем недопустимую политическую сатиру, как, впрочем, и в наши дни. Поэтому «на протяжении столетий представители церкви выступали с суровым и резким обличением «бесовских» народных обычаев», осуждали «плясание, гудение и плескание» на свадьбах у «меньших людей».

    На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни. В высшем обществе белорусское народное искусство считали недостойным аристократических особ.

     

    Белорусская культура формировалась под влиянием многих других народов. Даже на территории современной Белоруссии проживает более 140 разных народностей. В разные времена эти земли топтали множество завоевателей, некоторые из которых оседали на новых территориях и вносили свои элементы в белорусскую культуру, в том числе и в танцы.

     

    К примеру, немецкие рыцари - колонизаторы добавили в народные белорусские танцы больше грации и утонченных немецких движений. Татарский народ также внес свою лепту в историю танца, добавив артистизма и яркости эмоций в исполнение танцев. Остальные народы также не оставались в стороне, очень значительно на убранство исполнителей танцев повлияли соседние народы - украинцы, русские, поляки.
    Такое смешение культур обеспечило белорусскому танцу определенному уникальность, о чем не раз говорили многие историки и учение. Все это происходит на фоне формирования белорусского народа в период с 14-го по 16-й века.

     Белорусские народные танцы


    Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, своё музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок; «народный танец не только утверждает различные типы движений. Он придает им весьма разнообразный пластический облик». Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе.

    «Лявонiха»

    из традиционных народных танцев — самый популярный и любимый в Белоруссии. В нём ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты. «Лявонiха» танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение — мелодия одноимённой песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях.

    «Крыжачок»

    принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня — «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе. 

    «Янка»

    белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений – умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем. Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм танца ногами и кружатся под музыку. Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

    «Кола»

    Этот танец танцуют во время летнего праздника Купалы. Название танца «Кола» (колесо, круг) говорит о построении в нем. Танцуя этот танец, славят солнце, которое дарует людям свет и тепло.

    «Млынок»

    Этот танец показывает работу мельницы. Характерные особенности: сложные, но четкие переходы, замысловатые фигуры, быстрые перестроения.

    Технически движения не очень сложные, но своеобразие в танец приносят движения рук. Этот танец очень хорошо отображает национальный колорит.

    «Малациночка»

    Этот танец появился в конце 50-х годов двадцатого века. Его родиной можно назвать Оршанский район Витебской области. В этом танце присутствуют такие ритмические элементы как притопывания, подбивки, выстукивания. Все это показывает ритм машинной молотьбы.

    «Таукачык»

    Это довольно старинный белорусский танец. Он подразумевает толчение в ступе на кругу. Текст песни, под которую исполняется танец, отображает это действие. Этот танец довольно таки интересен в построении и носит игровой характер.

    Главные танцоры танцуют на своей части креста, состоящего из двух лучин. Движения выполняются на полупальцах, танцоры делают сложные перебежки, переходы, вращения.

    «Казачок»

    Этот танец имеет древнюю историю и его танцуют не только в Беларуси, но и многих славянских странах.

    Однако нужно сказать, что тут он приобрел свою новую манеру исполнения, новые движения, элементы. Этот танец скорее сольный. Он сложный в техническом плане, так как танцор должен показать все свое мастерство.

    «Юрачка»

    Этот танец очень забавный и смешной, так как в нем показываются черты характера персонажа Юрачки в комической форме. Это все происходит под музыку одноименной песни. Танец идет по кругу. Танцуют в нем парами вокруг главного героя Юрачки.

    Многие белорусские танцы возникли на основе богатого песенного и песенно-игрового фольклора. Такие танцы, хороводы, игры, сохранившиеся в народе до нашего времени, имеют общее название с песнями, под которые они исполнялись: «Лянок» «Мяцеліца», «Таўкачыкі», «Мікіта», «Шастак», «Падушачка», «Лявоніха», «Бульба» и др. Слова песни помогали раскрыть содержание и характер танца.

    Белорусские пляски, сольные, имеют свой яркий характер. В ней нет такой широты и размаха, как в русском танце, нет виртуозных прыжков украинских, движения в белорусской пляске некрупны по рисунку и партерны по характеру. В ней сильнее, чем в других видах танцевального творчества, развито синкопирование.

    Выразительные средства белорусского танца обогащаются за счет переосмысленных и национально трансформированных движений и композиционного рисунка танца других народов, в особенности соседних - литовского, латышского, польского, которые в свою очередь органически впитывают и творчески перерабатывают отдельные элементы белорусского танца.

    Музыка и музыкальные инструменты 

    Музыкальную структуру традиционных танцев отличает прежде всего размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. Инструментальное сопровождение танца имеет нередко ту же ладово-интонационную основу, что и хороводная песня, ибо является как бы переводом вокальной мелодии на язык инструментов, сопровождающих танец.

    Инструментальное сопровождение танцев менялось со временем. В старину особенным почетом и уважением пользовались дудари. Наряду с дудой танцам аккомпанировали скрипка, цимбалы, которые часто изготавливали сами деревенские музыканты, и бубен, способный творить чудеса в руках настоящего мастера. Скрипка, бубен и цимбалы (в XIX веке), позднее две скрипки и виолончель (по-белорусски «басэтля») составляли своеобразный национальный оркестр, так называемую «троистую музыку». Во второй половине XIX века в Белоруссии появилась гармонь, которая быстро стала соперничать и со скрипкой и с цимбалами. Сегодня гармонь, баян, аккордеон, а на свадьбах иногда и современные вокально-инструментальные ансамбли почти совершенно вытеснили другие музыкальные инструменты из быта народа.

    Дуда - один из более ходовых видов волынки. Также является белорусским народным инструментом. Зона, с которой началось его распространение, берет свое начало с бывших территорий Великого Княжества Литовского. В древней Белоруссии (15-16 века) использование дуды носило обрядовый характер. Инструмент состоит из мешочка, сапели - вдувной трубы, жалейки - игровой трубки, одного гука - бурдона. На самих концах жалейки и гука находятся раговни, служащие раструбами - расширяющими краевыми частями. Этому белорусскому народному инструменту характерна закрытая аппликатура, за счет которой происходит специфическая манера звучания. Благодаря бурдону возникает эффект многоголосья - мелодия подкрепляется одним или несколькими басами одновременно.

    Цимбалы - струнный и вместе с тем ударный музыкальный инструмент, представляющий из себя деку трапециевидной формы с натянутыми струнами. Звук из данного механизма извлекается благодаря деревянным палочкам или колотушкам с расширяющимися лопатками на концах, которыми исполнитель ударяет по струнам. Есть два вида белорусского музыкального инструмента: народный и концертный. Второй отличается более крупными параметрами. Звук цимбал похож на слияние фортепиано с колоколами.

    Жалейка - духовой язычковый музыкальный инструмент. Широкое распространение получил в стране Белоруссия. Жалейка считается одним из прародителей кларнета. Изначально инструмент использовался пастухами для зазывания животных. Широко распространен в славянских странах, однако сейчас применяется только в деятельности народных ансамблей. Инструмент состоит из деревянной трубки с раструбом, сделанным либо из коровьего рога, либо из бересты. Существует два вида жалейки: одинарная и двухствольчатая. Инструмент издает из себя громкий, пронзительный, напористый и слегка крикливый звук. Тембр - гнусавый и жалостливый. Практически не имеет обертоны и динамические оттенки.

    Трещотка - как русский, так и белорусский народный инструмент. Во время археологических раскопок в Великом Новгороде были обнаружены две дощечки, которые могли входить в комплект древнего инструмента 12 века (по мнению музыковеда Поветкина). Он использовался на свадебных обрядах во время исполнения величальных песен, а также в качестве сигнализации, например, охраной при обходах. Трещотка состоит из группы 18-20 тоненьких дощечек, чаще всего сделанных из дуба, длиною в 16-18 сантиметров. Между собой они соединяются при помощи плотной веревки, которая продевается в отверстия, вырезанные наверху дощечек. Для того, чтобы досочки были разделены, меж ними вставляются деревянные пластинки небольшого размера шириной около 2 сантиметров.

    Колесная лира - струнный музыкальный инструмент. Древнейшие его изображения относят к 12 веку. На славянской земле лира появилась в 17 столетии. Ее использовали бродяжные музыканты, странники и слепые, исполнявшие под звуки лиры баллады, исторические песни и духовные стихи. Музыкант держал ее на коленях и правой рукой крутил колесо, в результате чего образовывалась вибрация, и большая часть струн (от трех до одиннадцати) звучала одновременно. Лира обладает мощным, монотонным, грустным и немного гнусавым звуком.

    Домра - славянский струнно-щипковый музыкальный инструмент. Наибольшее распространение он получил в 16-17 веках у скоморохов. Инструмент состоит из двух основных частей: корпуса и грифа. Домр различают по количеству струн: она может состоять из трех и из четырех. Домра является ходовым народным инструментом как в белорусском оркестре, так и в фольклорных ансамблях других стран. Обладает ярким бархатистым и светлым тембром. За счет сильного натяжения струн звук у домры очень звонкий, но быстро затихающий. Для игры используется медиатор. Так как инструмент обладает большим техническим потенциалом, ему под силу исполнить множество композиций. Это является одной из причин, по которой практически ни один народный ансамбль не обходится без домры. Существует множество сочинений, где солирующая партия предоставляется данному инструменту.

    Белорусский национальный костюм


    Белорусские костюмы в зависимости от местности имеют много локальных вариантов. В основном же для них характерна бело-красная гамма цветов, хотя в разных районах Белоруссии не исключаются и другие расцветки. Белорусский сценический костюм для девушек состоит из тканой юбки (андарака) в продольную или поперечную полосу, белой кофты с вышитым на рукавах красным орнаментом, красной или вишневой бам-бетки (гарсетки), зашнурованной на талии, и белого с вышивкой передника. На голове белая ленточная повязка с орнаментом или без него (наметка), со спускающимися сзади концами или венок из ромашек и васильков. У мужчин костюм состоит из серых, в полоску брюк, белой рубашки, орнаментированной красным по вороту и на обшлагах, подпоясанной вышитым поясом, и сапог или ботинок.

    В старину же белорусский женский костюм чаще всего состоял из белой рубахи без воротничка, с длинным рукавом и манжетами, с прямоугольными вставками на плечах из более тонкого полотна, украшенными вышитым или тканым орнаментом, в котором чаще всего сочетаются цвета красный и черный. Поверх рубахи надевали различные домотканые юбки - летом из полотна или льна, белые с орнаментом, цветные полосатые или клетчатые, зимой полусуконные или шерстяные, также в яркую полосу или клетку. На рубаху сверху надевалась цветная безрукавка, которая туго стягивалась спереди с помощью шнурков или пуговиц. Наряд дополнялся вышитым белым передником. На голову повязывали ленты или тонкие орнаментированные наметки, различные чепцы.

    Типичный мужской белорусский костюм представлял собой комплект из белой сорочки с прямым орнаментированным разрезом и небольшим воротничком-стойкой, вышитыми манжетами и подолом, полотняных (нередко полосатых) штанов. Рубаху надевали поверх штанов и подпоясывали цветным более или менее широким поясом, который был обязательным украшением мужской одежды. Пояса с красивой ручной вышивкой, украшенные кистями, нередко носили и женщины. Для мужских головных уборов наиболее характерны были валяные шапки с плотно прижатыми небольшими полями, серого, белого или коричневого цвета, а также широкополые шляпы (брыли) из соломы, камыша или даже лозы.

    Суконная свитка белого, серого или коричневого цвета, плотно облегающая талию и расходящаяся книзу, служила для белорусов верхней теплой одеждой. Она обшивалась цветным или черным шнуром. Женские свитки, кроме того, украшались еще с боков вышивкой из шерстяных ниток. Зимой мужчины и женщины носили овчинные тулупы (кожухи) и полушубки, сшитые с прямой спиной или в талию.

    На голову мужчины надевали в знойное время широкую соломенную шляпу под названием брыль. Зимой от холодов спасала меховая аблауха – своеобразная теплая шапка, к которой были пришиты четыре меховые части: две из них завязывались наверху, а остальные прямо над подбородком.

    Женские головные уборы несли в себе социальный и обрядовый смысл. По их виду определялось текущее семейное положение, возраст, финансовое состояние девушки

    Основной обувью белорусов в старину были лапти; более зажиточные крестьяне иногда имели сапоги или ботинки.

    На основе этой одежды ныне создаются многочисленные варианты богато декорированных сценических костюмов.

    Белорусские государственные ансамбли


    Развитию белорусской народносценической хореографии в самодеятельности способствовало изучение и использование в практической деятельности творческого опыта белорусских профессиональных коллективов, родоначальником которого явилась «Первая белорусская труппа» (1907-191З гг.). Создатель и руководитель Игнат Буйницкий в своем многогранном художественном творчестве существенное место уделял собиранию белорусских народных танцев и их популяризации.

    Ансамбли в настоящее время:

    Хорошки" - это настоящая белорусская легенда, которая заслуженно является лучшим танцевальным ансамблем страны. История ансамбля началась в 1974 году. С самого начала эмблемой хореографического коллектива являлся белый аист - символ белорусской земли. Зрители из более чем 30 стран с благодарностью аплодировали белорусским танцорам и музыкантам. Куда бы не приезжали с выступлениями "Хорошки" (Дания, Бельгия, Франция, Швейцария, Великобритания, Финляндия, Испания и Италия, Япония и Китай, США, Сирия, Ливия, Иордания и множество других стран), везде они пользовались огромным успехом.

    Фольклорный ансамбль "Грамницы" акцентирует свою деятельность на сохранении национальной культуры. Они стремятся сохранить песенные и танцевальные традиции своей страны, а также сделать их более известными во всем мире. "Грамницы" исполняют белорусскую народную музыку, песни и танцы, а также постановки в стиле фолк-модерн. Ансамбль принимал участие в разнообразных международных фольклорых фестивалях в Бельгии, Франции, Германии, Польше, Украине, России и Великобритании.

    "Государственный ансамбль танца Беларуси", который был создан более полувека назад, является ведущим хореографическим коллективом страны. В основном репертуаре коллектива есть более чем 50 концертных номеров, которые объединены в несколько крупных программ. В программу "Белорусская шкатулка" вошли номера в традиционном жанре и белорусские народные танцы, программа "Хоровод друзей" включает в себя танцы народов мира и народностей, которые населяют Беларусь. Ансамбль известен во всех уголках Беларуси и по всему СНГ.

    Витебский ансамбль танца «Колос», созданный в 1950 г. балетмейстером О.Портным, первым получил звание «народный». Другой яркий коллектив в Витебске - танцевальная группа ансамбля песни и танца «Маладосзь» (создан в 1955г), руководителем которой более 30 лет является богатство лексики при бережном соблюдении чистоты её национального характера.

    Одним из крупных самодеятельных коллективов является народный ансамбль танца тракторного завода «Лявониха» под руководством Н.Чистякова. Постановки, созданные в коллективе на белорусском материале, отличаются массовостью, красочностью, балетмейстерской изобретательностью.

    Ансамбль белорусской народной песни и пляски государственной филармонии Белоруссии (1937г) - руководитель танцевальной группы К. Алексютович. В 1940г. образовалась танцевальная группа Белостотского ансамбля песни (позднее государственный ансамбль песни и танца Белоруссии под руководством г. Ширмы). Танцевальная группа существовала до 1950 г, пока ансамбль не был реорганизован в Государственный народный хор. Руководитель танцевальной группы ансамбля И. Хворост. Сегодня характерной чертой творческой практики хореографической группы народного хора Белоруссии является тесная связь танца с песней, что восстанавливает одну из самых древних традиций белорусского народного танцевального творчества.

    Деятели искусств Белоруссии


    Светлана Семëновна Вуячич  - белорусская и советская артистка, танцовщица. В детстве занималась в Народном пионерском ансамбле песни и танца. С 1952 работала в Государственном народном хоре БССР, а с 1962 — артистка, позже солистка Государственного ансамбля танца Белоруссии. С самого основания работает в Государственном ансамбле республики. Исполнитель сольных партий в ряде постановок ансамбля. Позже педагог-репетитор Государственного ансамбля танца Беларуси. Музыкальность, глубокая эмоциональность позволяли Светлане Вуячич придавать психологическое содержание танцу, создавать в его жанровом многообразии четкие образы.

    Лариса Константиновна Алексютович  - белорусская танцовщица, балетмейстер. Училась в балетной студии при БДТ-1 (1921—1928), одновременно работала в балетной группе театра. С 1928 года артистка Белорусского объединения музыкальных эстрадных и цирковых работников, в 1938-41 годах — Ансамбля белорусской народной песни и танца Белорусской филармонии. Была первым руководителем ансамбля танца «Крыжачок» (с 1945 г.). Автор учебного пособия «Белорусские народные танцы, хороводы, игры» (1978), книги об отце — «Балетмейстер Константин Алексютович. Жизнь и творческий путь» (1984).

    Ольга Владимировна Дадиомова – белорусский историк музыки, доктор искусствоведения, профессор, почетный профессор Белорусской государственной академии музыки. Важнейшей заслугой О. Дадиомовой является научная реконструкция основных этапов становления отечественной музыкальной культуры (до ХХ в.), возвращение в контекст культурного наследия Беларуси огромного музыкально-исторического пласта.

    Владимир Владимирович Оловников — белорусский советский композитор, музыкальный педагог, общественный деятель.  С 1947 года на педагогической работе. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Белорусской консерватории (с 1966 года — доцент). Композиторскую деятельность начал созданием камерной музыки. Работал в жанрах симфонической, камерно-инструментальной и вокальной музыки. Основная тема произведений героико-патриотического направления. Наибольшую известность ему принесли массовые песни и музыка к кинофильмам.

    Ким Дмитриевич Тесаков  — советский и белорусский композитор. В 1966—1968 гг. преподавал в Белорусской консерватории и Музыкальном училище в Минске. В 1969—1971 гг. — заведующий редакцией музыкальной литературы издательства «Беларусь». С 1972 г. — преподаватель средней специальной музыкальной школы при Белорусской консерватории.

    Музыке К. Тесакова свойственны масштабность образно-драматургического обобщения, опора на народно-песенные традиции, философская глубина. Известен как разработчик оригинального жанра радиооперы[3].

    Валентина Ивановна Гаевая. В 1967 году стала руководителем детской хореографической студии в Могилеве, а с 1973 года работала балетмейстером Белорусской филармонии. Через год вместе с Николаем Дудченко основала ансамбль "Хорошки".

    Юрий Владимирович Семеняко  — белорусский советский композитор. С 1946 по 1956 год — концертмейстер в ансамбле (затем — Государственная академическая хоровая капелла Белорусской ССР) под управлением Г. Р. Ширмы. В этот период написаны первые песни «Ой, шумяць лясы зялёныя» и «Явар i каліна». Именно его имя, начиная с 1995 года, стала носить «Детская музыкальная школа искусств № 1 г. Гродно». В 1976—1978 годы заместитель председателя, в 1978—1980 годы — председатель правления Союза композиторов Белорусской ССР[1].

    Пётр Петрович Подковыров — советский композиторЗаслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1957). Родился в 1910 году в Челябинске. В школьные годы играл на народных инструментах, руководил кружками художественной самодеятельности, аккомпанировал хору. В 1933 году приехал в Минск. Петр Петрович Подковыров стал известным белорусским композитором. Он работал доцентом Белорусской государственной консерватории по классу композиции, постоянно выступал с творческими отчётами, выпустил много талантливых композиторов и музыкальных деятелей.

    Дмитрий Александрович Лукас — белорусский композитор. Учился в Гомельском музыкальном техникуме по классу пения В. Зайцевой и классу композиции  Г.К. Пукста (1932-1936), 1945-1947 руководитель отдела музыки Управления по делам искусств БССР, в 1948-1950 ответственный редактор музыкального вещания Белорусского радио. В 1965-1972-заведующий кафедры пения Минского педагогического института имени М. Горького.


    Список используемой литературы


    1. Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. / Под ред. М. Я. Гринблат. — Мн.: Вышэйшая школа, 1978. — 528 с. — 5000 экз.

    2.Этнографическая Белорусская Энциклопедия / под ред. І. П. Шамякін (гл. ред.). Мн.: БелСЭ, 1989.

    3.Гребенщиков С. М. Сценические белорусские танцы. Мн., 1974.

    4.Гребенщиков С. М. Белорусские танцы. Мн.: Наука и техника, 1978.

    5.Даренская Н. В.  Белорусский танец. Учебное пособие — Омск: Омский гос. ун-т, 2011. 

    6. Вюйе. Танцы, их история и развитие / Вюйе. Петербург: Изд-во Нового журн. иностр. лит., 1902.

    7. Ткаченко Т. Народный танец. М.: Искусство, 1967.


    написать администратору сайта