МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. __________»
факультет
кафедра
РЕФЕРАТ
Библейские сюжеты и образы в мировом и отечественном искусстве
Выполнил: студент курса ___
группы ____
Подпись_______________ Проверил:
Подпись____________
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, ОСНОВАННЫЕ НА БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТАХ 5
1.1 Библейский сюжет в картинах художников 5
1.2 «Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо 11
1.3 Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 12
ГЛАВА 2. БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ 13
2.1 Ветхий Завет как основа искусства художников 13
2.2 Сюжеты Ветхого Завета 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат посвящен Библейским темам в искусстве, в частности очень популярному в искусстве библейскому сюжету «Тайная вечеря».
Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, заключают в себе духовное содержание и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, из библейской мифологии, сегодня известны далеко не каждому человеку. Так как, христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто даже верующему человеку. Библейские темы в искусстве актуальны особенно в современном мире, так как благодаря их воздействию на человека через различные виды искусства, происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Библия послужила источником творческого вдохновения для многих поколений художников по всему миру. На протяжении веков библейские сюжеты обретали видимую форму под рукой живописца, воплощаясь в тысячи и тысячи полотен и скульптуре.
Каждая из них по-своему показывает известные библейские темы и на конечный результат оказывают влияние многие факторы, главные из которых это личный внутренний опыт художника и его профессиональное мастерство. При этом на такие работы неизбежно воздействует эпоха и страна, в которой трудится художник. Само время накладывает уникальный отпечаток. Поэтому нет необходимости стремиться создавать картины на библейские сюжеты в точности так, как это делали в прошлые века и в других странах, в лучшем случае это будет более или менее удачная стилизация.
Однако нужно оставаться в русле традиции, творчески используя лучшее, что в ней есть.
Целью данной работы является изучение Библейских сюжетов и образов в мировом и отечественном искусстве.
В данной работе будут решены следующие задачи:
- изучить Библейский сюжет в картинах художников;
- рассмотреть «Тайную вечерю» Андреа дель Кастаньо;
- описать произведение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
- описать Ветхий Завет как основу искусства художников;
- рассмотреть сюжеты Ветхого Завета.
ГЛАВА 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, ОСНОВАННЫЕ НА БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТАХ 1.1 Библейский сюжет в картинах художников
Библейские сюжеты и события вдохновили множество художников на создание живописных полотен. Образы Священного Писания занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве тех народов, среди которых распространилась христианская вера. История библейских сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации хронологически почти совпадает с рамками всей истории христианской Церкви.
Поскольку Церковь не связала себя с каким-либо одним художественным. направлением или одной культурой, трактовки Библии в изобразительном искусстве бесконечно разнообразны. Если при этом в эстетическом отношении лучшие из них имеют самодовлеющую ценность, то иначе обстоит дело с самим характером этих трактовок.
Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков это
иконопись. Главная задача иконописи познакомить учащихся с библейской темой в изобразительном искусстве; рассказать о творчестве художников; развивать интерес к творческому наследию величайших художников; развивать творческие способности детей, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в окружающей жизни; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
У многих художников есть картины, которые связаны с главной книгой на Земле – Библией. Мотивы из Священного писания можно увидеть на полотнах художников разных школ, эпох и стран. Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. По школьной программе детям рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.
Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека через библейские сюжеты в живописи. В простом человеке увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. Библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности.
На протяжении двух веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле. Истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.
Благодаря иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.
Произведения искусства, созданные на библейские сюжеты, никогда не были простой иллюстрацией Священного Писания. В них заключены духовное содержание и глубокий нравственный смысл. К сожалению, сюжеты, заимствованные из библейской мифологии, сегодня известны далеко не каждому человеку. Это объясняется прежде всего тем, что христианское искусство глубоко символично и строго канонизировано религией, поэтому разобраться в нём непросто. Это обстоятельство не всегда в наши дни позволяет по достоинству оценить то или иное произведение искусства. [1, с. 15]
Произведения искусства по сюжетам Библии создаются на протяжении последних двух тысячелетий. Сложившаяся за это время галерея художественных образов передает сложный, духовно насыщенный мир Священного Писания, вдохновлявший художников, и позволяет проследить не только смену направлений и стилей изобразительного искусства, но прежде всего мироощущение людей разных эпох, их восприятие человека и окружающего мира. В этом томе собрана лишь небольшая часть произведений изобразительного искусства (более 2700 репродукций), иллюстрирующих Ветхий и Новый Завет в живописи, гравюре, книжной миниатюре, мозаике и фресках от первых веков нашей эры до начала 20 столетия. Вторая заповедь запрещает создание любых изображений («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…» Исх. 20:4). В один из тех исторических периодов, когда эта заповедь трактовалась менее жестко — как запрет на изготовление статуй (кумиров) и других трехмерных изображений, в еврейском искусстве были созданы первые произведения на сюжеты Священной истории. На рубеже нашей эры в Александрии Египетской был разработан цикл иллюстраций к Септуагинте (греческому переводу Библии). Хотя эти иллюстрации не сохранились до настоящего времени, их влияние прослеживается в изображении сюжетов Ветхого Завета как в настенных росписях римских катакомб, так и в византийской книжной миниатюре. [3, с. 45]
Долгое время существование александрийского цикла оставалось недоказанным, пока в 1931 году не были обнаружены руины синагоги в Дура-Европос в Месопотамии. Росписи западной стены, датируемые примерно 244 г. н.э., представляют основные сюжеты Ветхого Завета: жертвоприношение Авраама, нахождение Моисея, Исход, помазание Давида на царство, торжество Мардохея, видение Иезекииля и др. Живописные панели из Дура-Европос помогли исследователям подтвердить связь между различными памятниками, композиционно воспроизводившими сцены александрийского цикла. Следы влияния иллюстраций к Септуагинте заметны также в библейских сценах, изображенных на мозаичных полах синагог 6 века н. э. в Палестине и северной Африке (например, сцена жертвоприношения Авраама из синагоги в Бейт-Альфа).
Не следует забывать, что большую роль в живописи сыграли ранние франко-фламандские иллюстрации к рукописным книгам и творчество Робера Кампена (Флемальского мастера) - один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов. К сожалению, от большинства ранних работ, являвших собой значительные алтарные композиции, до нас дошли лишь фрагменты. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц. Композиция «Рождество» (см. сл. 5) относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Все персонажи этой картины — от величавой коленопреклоненной Богоматери до вола, глядящего сквозь дранку обветшалой стены хлева, — переданы живо и убедительно, с замечательным совершенством. В то же время они не связаны друг с другом, их можно рассматривать лишь по отдельности. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок? На этот вопрос Кампен нашел удивительно простой ответ: он подчинил композицию картины не законам геометрии и оптики (как поступали его современники в Италии), а простой логике домашнего уюта, так хорошо знакомой любому нидерландцу. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. "Злой разбойник на кресте" (см. сл. 6) (1430—1432) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Используя золотой фон, художник, как и во франкфуртском алтаре, оставляет открытой нижнюю часть картины, в которой возникает далекое пейзажное пространство. Художники эпохи Ренессанса
Эпоха Ренессанса - очень сложная эпоха. Здесь перед нами предстают сотни имен, десятки трактатов об искусстве, и только часть из них посвящена непосредственно эстетике.
Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520) , Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др.
Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека - героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек.
Многие художники этого времени творят одно, а думают совсем другое. Они часто создают действительно новые художественные формы, так что можно нисколько не сомневаться в их новизне, но эти же мастера в то же самое время в своей внутренней и духовной жизни буквально разрываются на части, не знают, что делать, бесконечно каются и попеременно бросаются от одной художественной позиции к другой.
Собственно эпоху Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:
· Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) - середина XIV - XV в.;
· Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети XVI в.;
· Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина XVII в.
А) Ранний Ренессанс - середина XIV - XV в.
В раннем Ренессансе выдвигается на первый план свободная человеческая индивидуальность и что эта индивидуальность обычно выражена здесь весьма сильно.
Джотто ди Бондоне (ключевая фигура в раннем Ренессансе, первым наделил чувством фигуру, определяющую композицию, и индивидуализировал пространство и событие). Его стиль живописи был для XIV века обязательным. С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 –1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции.
Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы» (см. сл. 10), «Бегство в Египет» (см. сл 11), «Оплакивание Христа» (см. сл.12) и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.
Выдающимся мастером Раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. «Распятие» (см. сл. 13), «Христос несущий крест» и «Мистическое Рождество» (см. сл 14) – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи.
Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело - великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (см. сл.27) (1508-1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. На потолке Сикстинской капеллы запечатлены практически все ключевые моменты из Библии, начиная от сотворения мира и заканчивая “Страшным судом”. На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело создавал образы, в которых и по сей день, мы видим высочайшее проявление человеческого гения и человеческого дерзания. Между тем мысль о том, что какие-то недруги строят против него козни, не покидала его. «Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». А в другом письме (брату) заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо существовавший».
Величайший представитель венецианской школы - Тициан Вечеллио (ок. 1489/90-1576). Работы Тициана привлекают новизной решения, прежде всего колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы, как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина» (см. сл. 28-29), «Святой Себастьян» и др. Галерея выполненных им портретов современников была предметом глубокого изучения и подражания для последующих поколений европейских живописцев.
1.2 «Тайная вечеря» Андреа дель Кастаньо
В картине Андреа дель Кастаньо эпохи раннего Возрождения подчёркивается момент предательства. Христос смотрит на Иуду, который единственный из всех апостолов лишён нимба. Иуда сидит отдельно, над его головой мраморный квадрат стены, мраморный узор похож на грозовое небо с молниями. [2, с. 56]
Символика освещения нам понятна, так как лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены божественным светом. Иуда Искариот, сидящий на противоположной стороне стола, оказывается против света, и выделяется мрачным теневым пятном. Он обособлен, так как над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость». В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. В сочетании эти цвета указывают на жертву Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение.
1.3 Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Следующий сюжет относится к эпохе Высокого Возрождения - «Тайная веря» Леонардо да Винчи. Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы мы могли видеть их лица.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что наше внимание в первую очередь обращено на него.
Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3» т.е. Сын, Отец и Святой Дух. Лицо Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые ладони, наполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества.
ГЛАВА 2. БИБЛЕЙСКИЙ СЮЖЕТ В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ 2.1 Ветхий Завет как основа искусства художников
Чтобы создать шедевр, многие из художников пользовались проверенным веками способом: взять один из библейских сюжетов и представить его на холсте в соответствии со своими умениями и собственной философией. А уж насколько зрителям всех времен было интересно совершать такие экскурсы в Ветхий и Новый Завет, можно судить по тому, что множество таких живописных иллюстраций Библии представляют собой лучшее в мировом изобразительном искусстве.
Соперничать в популярности с Библией и сейчас не удается ни одной книге. На протяжении многих веков священные для христиан и иудеев тексты дарили художникам вдохновение. Вторая из заповедей, данных Моисею, предписывала не делать себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». И, тем не менее, уже со второго века нашей эры стали появляться первые рисунки на библейские сюжеты, сначала – на стенах римских катакомб, а с IV века, когда христианство было признано государственной религией Римской империи, изображения святых и сцен из жизни Христа и Богородицы уже украшали стены храмов. [5, с. 25]
У многих художников есть картины, которые связаны с главной книгой на Земле – Библией. Мотивы из Священного писания можно увидеть на полотнах художников разных школ, эпох и стран. [8, с. 126]
В зрелом возрасте голландский художник Рембрандт все чаще стал обращаться к библейскому сюжету в своих произведениях. Одним из самых ярких и знаковых является полотно «Жертвоприношение Авраама», написанное в 1635 году.
Картина написана в традиционных для Рембрандта темных красках. Основной акцент художник делает на переднем плане, на фигурах. Сюжет динамичен, кажется, что вот сейчас с шумом упадет кинжал из руки Авраама, а Исаак сядет перед нами.
Несчастный, но покорившийся Богу Авраам, по Божьему повелению готов принести в жертву своего долгожданного и единственного сына. Ладонь отца накрывает лицо юноши, чтобы тот не увидел руки, его убивающей. Ангел отстраняет руку с кинжалом и возвещает Аврааму о том, что он прошел испытание, данное Господом, и его сын останется жив. [7, с. 56]
Увидеть это великолепное полотно можно в Государственном музее Эрмитаж.
2.2 Сюжеты Ветхого Завета
Живопись никогда не была занятием, доступным всем желающим, а требовала довольно серьезных финансовых затрат. Это приводило к тому, что художники стремились работать не столько для случайных любителей живописи, сколько для постоянного, а главное, платежеспособного и щедрого заказчика, каким была церковь. [9, с. 23]
К тому же, события, описанные в Ветхом и Новом Завете, давали возможность художнику проявить себя – создать именно то, чего требовал его талант. И сложное произведение, где показано несколько персонажей, их внутренние терзания, и масштабные сцены бедствий и катастроф, и мирные пейзажи, и обнаженную натуру – не требовалось изобретать новые сюжеты, когда существовали те, что проверены веками. По библейским сюжетам написаны тысячи картин, многие из них входят в сокровищницу мирового искусства.
Если тексты Ветхого Завета дали живописцам сотни тем для произведений, то новозаветные – во много раз больше. Отчасти это объясняется и религиозными нормами: в католических Испании и Италии не поощрялось создание картин и фресок по ветхозаветным сюжетам. [10, с. 45]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания работы было выяснено, что библейские сюжеты были интересны и востребованы в разные эпохи и в различных видах искусства.
европейское изобразительное искусство было по своему характеру почти исключительно церковным. Оно предлагало рядовым христианам не столько не любование внешними формами и мастерством, сколько проникновение в дух веры Христовой и связанных с ними моральных принципов. Оно учило "истинной вере", утверждало в ней, утешало и содействовало молитве. Наглядное раскрытие идей христианства было существенной частью богослужения, наряду с проповедью. При этом в Европе из всех эпизодов, упоминаемых в Ветхом завете, среди художников самой большой популярностью пользовались те, которые были в наибольшей степени (по мнению богословов) связаны с Новым Заветом.
Изобразительному искусству христианская религия всегда отводила служебную. Вспомогательную роль посредника, иллюстратора Священного Писания. Но в этой служебной функции проявилась многовековая жизнеспособность христианского искусства. Произведения раннего средневековья, эпохи Ренессанса, русских живописцев неизменно демонстрируют духовную мощь, художественную силу и неисчерпаемость религиозного канона. Но начиная с эпохи Итальянского Возрождения изобразительное искусство постепенно отходило от власти церкви, особая религиозная миссия и христианская духовность отступали перед прагматизмом, меркантильными интересами, чувственностью и суетой материального мира. Стремительное обмирщение изобразительного искусства, совершенствование способов формообразования приводило к заметному перерождению библейских сюжетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ангелы в искусстве. Европейские художники. / Сост. Эжен Санданов. – М., 2019. – 72 с. : ил.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 2017. – 1373 с.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи / текст Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева. – М., 2018. – 632 с. : ил.
4. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М., 2017. -195 с.
5. «Тайная вечеря». Интернет. Википедия. Произведения искусства.
6. Уоллейс, Р. Мир Леонардо. 1452 – 1519 / Роберт Уоллейс. – М., 2018. -192 с. : ил.
7. Холл, Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Джеймс Холл. – М., 2020. -656 с. : ил.
8. Чекулаева, О. Е. Великие мифы / Е.О. Чекулаева. –М., 2005, - 447 с.
9. Мировая художественная культура / П.А. Юхвидин М. «Новая школа» 2019.
10. Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е.М. Четина М. «Фринта», «Наука» 2016. |