Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Освоение Сибири.

  • Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв. Культура Русских земель в XV в.

  • Билет 1 Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIIIIX вв


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеБилет 1 Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIIIIX вв
    АнкорIstoria_bilety.docx
    Дата07.02.2017
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_bilety.docx
    ТипДокументы
    #2422
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31

    3. Русско-шведская Война 1656-1658 гг.

    В ослабление Речи Посполитой побудило шведского короля Карла X Густава объявить ей под ничтожным предлогом войну. Встречая слабое сопротивление, шведские войска заняли почти всю Польшу вместе с ее столицей Варшавой, а также часть Литвы и Белоруссии, где шведов поддержал крупнейший литовский магнат Януш Радзивилл. Вмешательство Швеции резко изменило расстановку сил в Восточной Европе. Легкие победы в Польше значительно усилили положение Швеции, утвердившейся на берегах Балтийского моря. Считая, что польская армия надолго потеряла свою боеспособность, русское правительство заключило с Польшей перемирие в Вильно и начало войну против Швеции (1656--1658). В этой войне важное значение имел вопрос о получении Россией выхода к Балтийскому морю. Русские войска взяли Кокнесе (Кокенгаузен) на Западной Двине и начали осаду Риги. Одновременно другой русский отряд взял Ниеншанц на Неве и осадил Нотебург (Орешек). Война России со Швецией отвлекла основные силы обоих государств от Речи Посполитой, где началось широкое народное движение против шведских захватчиков, которое привело к очищению территории Польши от шведских войск. Правительство польского короля Яна Казимира, не желая мириться с потерей украинских и белорусских земель, возобновило борьбу против России. Ценою территориальных уступок Речь Посполитая в 1660 г. заключила с Швецией Оливский мир, что дало возможность бросить все вооруженные силы против русских войск. Это побудило московское правительство заключить вначале перемирие, а потом мир со Швецией (Кардисский мир 1661 г.). Россия вынуждена была отказаться от всех своих приобретений, полученных в Прибалтике в ходе русско-шведской войны.

    Русско-шведская Война 1656-1658 гг. - война России за завоевание выхода в Балтийское море и возвращение территорий, утраченных ею по Столбовскому миру. В 1655 году шведский король Карл Х воспользовался ослаблением Речи Посполитой в результате русско-польской войны и начал против нее войну. Шведские войска осуществили стремительное вторжение в пределы Речи Посполитой, заняли Краков и Варшаву. Польша оказалась на краю гибели. Шведская дипломатия также старалась разорвать союз Богдана Хмельницкого с Москвой, предлагая ему союз и совместный раздел Речи Посполитой, чтобы на допустить воссоединения Украины с Россией. Утверждение шведского господства на западных рубежах России превратило бы Швецию в сильную державу, и тогда решение Россией задачи завоевания выхода к Балтийскому морю надолго бы отдалилось. В этих условиях Москва идет на заключение перемирия с Речью Посполитой и в мае 1656 года объявляет войну Швеции. Большую роль в принятии этого решения сыграл выдающийся дипломат А.Л.Ордин-Нащокин, считавший, что война со Швецией за выход в Балтийское море является для страны более важной, чем продолжение войны с Польшей за Украину. Первоначально военные действия шли успешно для России. Царские войска взяли Дерпт (Тарту), Динабург (Даугавпилс), осадили Ригу. Но добиться дальнейших успехов не удалось. Осада Риги была снята. Это было вызвано тем, что обострилась ситуация на Украине. После смерти Богдана Хмнльницкого пропольски настроенный новый гетман И.Выговский заключил договор с Речью Посполитой о совместных действиях против России. Возобновление войны с Польшей заставило Россию искать мира со шведами. Московскому послу Ордину-Нащокину удалось заключить в Валиесаре трехлетнее перемирие, по условиям которого за Россией сохранялись территории, занятые во время войны русскими войсками в Ливонии. Укрепление России в Прибалтике вызвало тревогу не только Швеции, но и Речи Посполитой. Начинается их дипломатическое сближение, а затем складывается польско-шведская военная коалиция против России. В этих условиях российское правительство вынуждено было пойти на подписание мирного договора со Швецией на любых условиях. В 1661 году по Кардисскому миру все приобретения в Ливонии Россия возвращала Швеции. Таким образом, проблема выхода к Балтийскому морю оставалась для России нерешенной.

    На первом этапе она протекала успешно и уже в 1654 г. русские войска овладели Смоленском и рядом городов Белоруссии, встретив при этом поддержку местного населения. Неудачами Польши воспользовалась Швеция, стремившаяся к гегемонии в данном регионе и превращению Балтийского моря в “шведское озеро”. Кроме, того шведы не желали усиления России, и в 1655 г. их войска заняли Варшаву. Сильная Швеция представляла для России большую угрозу, чем разбитая Польша, вот почему заключив с ней перемирие, Россия вступила в войну со Швецией (1656-1658). Но соперничество с одной из самых передовых армий Европы оказалось не по силам русским войскам, к тому же Швеция подписала в 1660 г. мир с Польшей. Ввиду невозможности продолжения войны, Россия в 1661 г. пошла на подписание Кардисского мира, по которому возвратила завоеванные ею земли в Ливонии и вновь лишилась выхода к морю (т.е. восстанавливались условия Столбовского мира).

    На втором этапе России сопутствовал успех. Польша, получив передышку, сумела восстановить силы и продолжить войну с Россией. К тому же, после смерти Хмельницкого часть казачьего руководства выступила на стороне Польши. Война приобрела затяжной характер, успехи сменялись поражениями. В итоге, в 1667 г. было подписано Андрусовское перемирие, по которому к России возвращался Смоленск и переходили земли Левобережной Украины. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, отдавался на два года, но так и не был возвращен Польше.

    Условия этого перемирия были закреплены “Вечным миром” 1686 г., ставшим крупной дипломатической победой России.

    4. Освоение Сибири.

    Начатое еще в конце XVI в. освоение Россией Сибири активно продолжалось и в XVII в. Сибирское ханство, владевшее Западной Сибирью, было обширным государством, которое, кроме сибирских татар, входили ханты, манси, уральские башкиры и другие народы. Русское правительство поставило задачу их присоединения к России. Оно привлекало к решению этой задачи фактических хозяев Среднего Приуралья -- солепромышленников Строгановых, которые владели огромными землями и имели собственные военные отряды. По жалованной грамоте Ивана IV Строгановы начали в Западной Сибири строительство крепостей. В конце 1581 г. - начале 1582 г. состоявший на у Строгановых казачий атаман Ермак со своим (отрядом численностью около 600 человек) двинулся в поход. Ему удалось разбить войска Кучума и захватить его столицу Кашлык. В результате этой операции население Сибири согласилось платить дань не Кучуму, а Ермаку. В 1584 г. Ермак погиб в бою.

    Итак, начало присоединению к России Сибири было положено.

    Большие массы русского крестьянства двинулись на просторы Сибири, осваивая ее плодородные земли. В 80-- 90-х гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России.

    В течение XVII в. русские продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. Стремительное движение на восток стимулировалось поиском новых земель и полезных ископаемых, прежде всего золота и серебра.

    Исторически так сложилось, что низкая плотность населения и суровые климатические условия не благоприятствовали социальному развитию этого региона.

    Продвижение русских по Сибири осуществлялось по двум направлениям.

    По одному из них, лежавшему вдоль северных морей, мореходы и землепроходцы двигались к северо-восточной оконечности материка. В 1648 г. казак Семен Дежнев на небольших судах с горсткой людей открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.

    Другой маршрут на восток пролегал вдоль южных границ Сибири. Здесь землепроходцы тоже в короткий срок достигли берегов Тихого океана. Василий Поярский в 1645 г. вышел по Амуру в Охотское море, совершил плавание вдоль его побережья и в следующем году возвратился в Якутск. На середину XVII в. падает поход Ерофея Хабарова в Дау-рию и по Амуру.

    Местное население Сибири переживало в эти годы разные стадии патриархально-родового строя.

    Наиболее многочисленными этническими группами Сибири были якуты и буряты. Оба народа находились на стадии развитых патриархально-родовых отношений и стоял на пороге вступления в феодальную формацию. Бассейн яс Амура занимали оседлые народы (дауры, дючеры и др.) которым было известно земледелие.

    По мере продвижения на восток русские землепроходцы строили крепости, служившие им опорными пунктами. Так возникли Енисейский острог (1619 г.). Красноярский острог (1628 г.) и др.

    Основной формой эксплуатации местного населения Сибири был сбор дани (ясака). Особенно ценились соболиные шкурки.

    К концу XVII в. численность русского населения Сибири достигла 150 тыс. человек. Земледельческое население Сибири рекрутировалось отчасти из принудительно переселяемых правительством крестьян, отчасти в результате народной колонизации, преимущественно из среды беглых крестьян и посадских.

    Крестьяне оседали в районах, пригодных для земледелия, т.е. на юге Сибири. К концу столетия сибирское земледелие полностью обеспечивало потребности края в хлебе. Крестьяне приносили с собой земледельческую культуру, в частности более современные орудия ремесленного производства.

    Контакты русских крестьян с местными способствовали усвоению последними более развитых форм производства. Прекратились распри и вооруженная борьба как внутри самих этнических групп, так и между отдельными народами.

    Таковы были основные направления внешнеполитической деятельности России, ее успехи и неудачи во взаимоотношениях с сопредельными странами в условиях формирования централизованного государства накануне становления абсолютной монархии.

    Заключение

    Михаилу Романову удалось создать "жизнеспособную" династию, явилась его тщательно взвешенная, с большим "запасом прочности", внутренняя и внешняя политика, в результате которой России - пускай не полностью - удалось решить проблему воссоединения русских земель, были разрешены внутренние противоречия, развились промышленность и сельское хозяйство, укрепилась единоличная власть царя, наладились связи с Европой и т.д. В то же время, действительно, царствование первого Романова нельзя причислить к блестящим эпохам истории русской нации, и его личность не фигурирует в ней особым блеском. Тем не менее, это царствование знаменует собой период возрождения, значение которого ощущается и сегодня.

    Безусловно царь Алексей Михайлович внёс большой вклад в развитие правовой системы России, издав Соборное уложение 1649 года. Необходимо отметить и идею создания медных денег, хотя реализовать её не смогли в полном объёме. Но это вина не власти, так как был использован совершенно новые метод, не известный ранее и требовалось разработать систему защиты и регулировки выпуска денег. С моей точки зрения это всего лишь факт неосознанности того, что было придумано. Быть может, если бы власть задумалась над этим, то Россия стала бы на новый путь развития и наша история писалась бы по-другому.

    В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие -- охота, “звериные ловли”. Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем.

    Билет № 15.Русская культура XV-XVII вв.

    Культура Русских земель в XV в. В это столетие Москва становится центром общерусской национальной культуры. В данный период усиливается роль русского языка, создаются произведения, посвященные теме государственного строительства, растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого времени оценивают как «Русское Возрождение». Во всех крупных городах северовосточной Руси восстанавливаются и расширяются монастырские школы и училища, переписываются старые и создаются новые рукописные книги. Развивается грамотность

    различных слоев населения, особенно городского. В области литературы особое место занимает московское летописание.

    В 1408 г. при дворе митрополита складывается традиция составления общерусских летописных сводов, первым из которых является Троицкая летопись. К 1480 г. относится создание Московского летописного свода, ставшего идеологическим обоснованием объединения земель вокруг Москвы.

    Победа на Куликовом поле дала мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей и побудила к созданию цикла литературных произведений, среди которых наиболее глубоким и значительным является «Задонщина» — поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после битвы. Ее характерная особенность — это связь со «Словом о полку Игореве». Создавая свое произведение, Софоний заимствовал у автора «Слова» литературные образы, стилистические обороты и выражения, художественные приемы и даже отдельные отрывки. Но это не подражание, а сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, которое позволяет выразить главную мысль автора — залог победы в единстве и согласованности действий русских князей.

    Подъему русской культуры и искусства способствовало восстановление и расширение культурных связей со странами Европы и Востока. Особое значение имело содружество Москвы с братскими народами Болгарии и Сербии. Так, южнеславянским влиянием проникнута житийная литература.

    В эпоху Ивана III огромное значение придается развитию московской архитектуры, что было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернуга перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 г. итальянец

    Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства — Успенского собора Кремля, затем были построены Грановитая палата, храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании принимали участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин и Алевиз Новый В целом итальянские мастеровые, ремесленники, художники оказали в это время значительное влияние на формирование русской культуры. Но не меньшиммастерством отличались и отечественные творения. Например, псковскими зодчими была построена в 1489 г. в Кремле домовая великокняжеская церковь Благовещения.

    В этот период на высшую ступень развития поднялась церковная живопись. В конце XIV — начале XV в. в Великом Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора. Великим русским художником этой эпохи был Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона «Троица».

    В конце XV в. огромный вклад в развитие живописи внес иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром, а также другими учениками он создал фрески Успенского собора Кремля, росписи храмов Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Его кисти принадлежит знаменитая икона «Спас в силах».

    На рубеже XV—XVI вв. значительную роль в развитии культуры оказали образование единого Российского государства и завершение формирования русской (великорусской) народности и единого русского языка, ведущее место в котором заняли московский говор и владимиро -суздальский диалект, став основой разговорного и делового языка.

    Культура Московского государства в XVI—XVII вв. В конце XV — начале XVI в. особую роль в развитии русской культуры стали играть взаимоотношения церкви и государства. Именно их характер определял такой важнейший фактор в истории русского Средневековья, как влияние церкви на духовную жизнь. Теократические устремления иерархов Русской православной церкви в конце XV в. вошли Ав противоречие с великокняжеской политикой, в том числе из-за секуляризации церковных владений. Позиции церкви ослабляла и внутренняя борьба между существовавшими в ней группировками, а также рост еретических движений. С начала XVI в. постепенно складывается союз государства и «иосиф-лянской» церкви, которая выдвинула теорию божественного происхождения великокняжеской власти, обеспечив себе поддержку государя. Последний, отказавшись от планов секуляризации, получил идеологическую поддержку церкви. Дальнейший процесс укрепления самодержавной власти сопровождался усилением церковно-религиозного влияния на духовную жизнь. Церковь стремилась не допускать проникновения западного католицизма и распространения светских знаний, она установила жесткие каноны для зодчества,живописи, литературы. Потрясения опричнины и трагические события Смуты заметно затормозили формирование общерусского культурного пространства. Наступивший XVII в. стал переломным в русской истории не только в политическом, но и в культурном отношении. Начавшая складываться в XVI в. тенденция к обмирщению культуры, постепенное разрушение средневековой религиозной замкнутости и апелляция к разуму в XVII в. стали главным содержанием культурно-исторического процесса.

    Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества постепенно становится историческая песня.

    Значительно возросла потребность и государства, и церкви в грамотных людях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании в городах "книжных училищ". Помимо духовных лиц учителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие частные двухгодичные школы. Обучение ограничивалось усвоением элементарной грамоты и открывало возможности дальнейшего самообразования. В XVI в. высокообразованные русские люди были уже не только в духовной, но и в светской среде. Более широкое распространение получила рукописная книга. В связи с возросшей потребностью в ней упростился процесс письма: скоропись утвердилась не только в деловой переписке, но и в книгописании. Основными центрами изготовления и хранения книг оставались монастыри. Значительными книжными собраниями обладали и светские вельможи. Но владельцами книг часто становились посадские люди и даже крестьяне» которые покупали книги на рынке.

    Крупным событием в культурной жизни страны стало начало книгопечатания. В 1553—1555 гг. в Москве неизвестными мастерами было осуществлено издание «Евангелия» и «Триоди постной». Но организация книгопечатного дела в России связана с именем Ивана Федорова. В 1564 г. в созданной на средства казны Московской типографии он выпустил первую русскую печатную датированную книгу «Апостол». Иван Федоров был не только издателем, но и редактором книг. При не совсем ясных обстоятельствах он вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вскоре уехал во Львов. Однако печатание книг в Москве не прекратилось, его продолжили ученики Федорова.

    В XVII в. просвещение охватывает все более широкие слои населения. Значительно возросла грамотность среди дворян и посадских жителей. Появляются и получают широкое распространение первые единообразные учебники.

    В конце XVII в. читать и писать умел фактически каждый третий-четвертый горожанин. Неграмотными оставались основная масса крепостного крестьянства и женская часть населения страны. В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается школа грамматического учения под руководством просветителя Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. А в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева начинает работать первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), в программу которого были включены как светские, так и духовные науки.

    Рост образованности населения обусловил повышение спроса на книги. В течение XVII в. Московская типография (Печатный двор) издала около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимала литература светского содержания. В 1660-х гг. в Москве открывается первая книжная лавка. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. при аптекарском приказе начинает работать первая в России научная библиотека. С 1621 г. при царском дворе появляется рукописная газета «Куранты», содержащая переводы иностранных известий.

    В XVI—XVII вв. идет активный процесс накопления научных знаний. Новым в XVII в. становится появление письменных руководств, содержащих сведения по практическому применению геометрии, математики, физики, химии. Так, потребность в описании земель и их измерении вызвала необходимость создания руководства по исчислению площадей, определению качества земельных участков. В артиллерии и пушкарском деле помимо математических расчетов требовалось знание ряда физических явлений и химических свойств веществ. В 1621 г. Онисим Михайлов (Родышевский) на основе зарубежного и отечественного опыта составил «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки», содержащий практические сведения в этой области. Прикладной характер имели и медицинские знания, в основе которых лежал многовековой опыт народной медицины. В 1543 г. появился перевод своеобразного немецкого медицинского справочника «Вертоград». А в 1581 г. в Москве открылась первая аптека, обслуживавшая царскую семью. Потребности широких слоев населения в сведениях из области медицины удовлетворяли различные «Травники» и «Лечебники». оригинальные и переводные.

    Благодаря русским мореплавателям и путешественникам расширяются географические знания, составляются описания стран, чертежи и карты русских земель. В XVII в. были сделаны великие русские географические открытия, внесшие большой вклад в мировую науку. Русские первопроходцы и мореплаватели опередили западных географов в деле изучения Азии. Они составили карты и описания территорий Сибири и Дальнего Востока. В 1633—1638 гг. казаки Илья Перфильев и Иван Ребров открыли реки Яну и Индигирку. Вслед за этим Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу. Землепроходцы Семен Дежнев и Федор Алексеев в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой. Экспедиции В. Д. Пояркова (1643—1646) и Е. П. Хабарова открыли путь по Амуру к Охотскому морю и Тихому океану, а казачий пятидесятник В. В. Атласов в 1697—1699 гг. обследовал Камчатку. Большой вклад в изучение географии азиатских стран внесли статейные списки (отчеты) русских посольств. Богатые сведения о Китае были собраны во время посольств Ивана Петлина (1618-1619) и Федора Байкова (1654). Составленные русскими дипломатами подробные описания этой страны получили известность не только в России, но и в Западной Европе. Особенно интересна была поездка в Пекин русского посольства во главе с Николаем (Милеску) Спафарием (1675—1678), обогатившая мировую науку ценнейшими сведениями о землях Сибири и Китая. На рубеже XVI—XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства («Большой чертеж»), которая не сохранилась. В 1627 г. в Разрядном приказе была создана «Книга к Большому чертежу» — указатель и комментарий к сводной карте. Во второй половине столетия ведется составление чертежей и описаний Сибири. К 1701 г. Семен Ремезов завершил работу над «Чертежной книгой Сибири», ставшей важным событием в географии и этнографии.

    Развитию общественно-политической мысли способствовала обстановка острой идейной борьбы, в которой происходило образование Российского государства. В центре внимания были коренные вопросы жизни страны.

    Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях И. А. Хворостинина и подъячего посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое описание Московского государства.

    Развитие литературы в ХVI-XVII вв. отразило процессы, происходившие в общественно-политической жизни страны. Официальный характер в XVI в. приобретает летописание.

    Архитектура России в первой половине XVI в. отличается интенсивным строительством каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь — и городская, и сельская —остается деревянной. Внесенные итальянскими зодчими ренессансные черты почти не имели продолжения в русской архитектуре. Наоборот, наблюдается возвращение к национальным истокам, что проявилось в возрождении традиционного для древнерусского деревянного зодчества шатрового стиля. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (храм Василия Блаженного), возведенный в Москве русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани. Много церквей и храмов сооружается на средства богатого купечества. Активно идет строительство военно-инженерных сооружений. В 1500—1508 гг. Петр Фрязин возводит каменный Нижегородский кремль, строительство крепостей ведется в начале века в Пскове и Туле. Около 1516 г. завершается строительство кирпичного Московского Кремля, сменившего белокаменный кремль эпохи Дмитрия Донского. В 1535—1538 гг. в Москве была возведена вторая линия укреплений — Китайгород, а к концу века — третья линия — Белый город. Мощными крепостями стали многие монастыри. Итогом развития этого направления зодчества в XVI в. стал грандиозный Смоленский Кремль (1595—1602, архитектор Федор Конь).

    В XVII в. в русской архитектуре усиливается декоративность. Несмотря на сопротивление церкви, в культовое строительство проникает светское начало. Яркими примерами шатрового стиля являются московские церкви Рождества Богородицы в Пугинках (1649-1652) и Троицы в Никитниках (1635—1653). Зодчими все шире используется кирпич, но основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры стал царский дворец в Коломенском (1667—1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Из кирпича строились в основном здания правительственных учреждений, торговых и промышленных предприятий. Началось использование полихромных изразцов фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид.

    В последней четверти XVII в. возникает новый архитектурный стиль — московское («нарышкинское») барокко, характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Его особенностями являлись светский нарядный облик храмов, элегантность декора и строгая симметричность. В этом стиле на рубеже XVIII в. были возведены церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове и Спаса Нерукотворного в Уборах. Примером гражданского сооружения, построенного в этом же стиле, являлась знаменитая Сухарева башня в Москве (1692-1701) архитектора М. И. Чоглокова.

    Русская живопись XVI—XVII вв. характеризуется значительным расширением тематики. Так, в росписи Золотой палаты Кремля (1547—1552) наряду с церковными сюжетами отражены события русской истории. На первый план житийных икон выступают жанровые сцены. В середине столетия была создана посвященная взятию Казани икона «Церковь воинствующая», на которой изображены Иван Грозный, Александр Невский, Дмитрий Донской. В XVII в. основным художественным центром, где складывались новые реалистические тенденции, стала Оружейная палата Кремля. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора. Во главе художественной школы стоял мастер Оружейной палаты Симон Ушаков, на протяжении 30 лет фактически руководивший иконописцами всей страны. Для работ этого художника характерен отход от канонических образов, интерес к изображению человеческого лица (иконы «Великий архиерей» и «Спас Нерукотворный», живописный портрет московских правителей от Ивана Калиты до царя Алексея Михайловича и двух царевичей «Насаждение древа государства Российского»). Портретная живопись стала первым светским жанром изобразительного искусства. В первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в иконописной манере, а масляной краской по холсту они стали писаться позднее. К последним относятся портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова и других государственных деятелей.

    В XVII в. отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в распространении в придворной среде светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 г. при московском дворе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы И. Г. Грегори, ставились пьесы на античные темы, например «Темир-Аксакова действо» и «Артаксерксово действо», а в доме князя В. В. Голицына играли комедии Мольера.

    Сложнейшие процессы, протекавшие в культуре Московского государства в XVII в., свидетельствовали о расширении творческого диапазона российской культуры и кризисе церковного мировоззрения, преодолении национальной замкнутости, внесении в духовную жизнь общества личностного начала, которого ранее не знала средневековая культура.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта