билеты (почти все такие же на экзамене)_2015102722. Билет 1 Социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии
Скачать 0.93 Mb.
|
Билет №19 Пространство и время как формы существования материи. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Философское значение теории относительности Прежде всего, пространство и время могут быть определены через признаки, хорошо известные нам из опыта. Пространство – это протяженность или сосуществование вещей, а время – длительность. Итак, пространство – форма бытия материи, которая выражает её протяженность, структурность, порядок сосуществования в различных материальных системах. Время - форма бытия материи, которая выражает её длительность существования объектов и порядок смены существования.
С позиций научного материализма, который основывается на данных частных наук, пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы её бытия. В соответствии с данными частных наук, диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы бытия материи. Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой. Философское значение теории относительности заключается прежде всего в том, что она подтвердила диалектико-материалистичекое понимание пространства и времени, их неразрывной связи друг с другом и материей. Философский смысл новой теории заключался не только в подтверждении уже существовавших положений научной философии, а в том, что она дала материал и толчок для существенного углубления научной философской концепции пространства, времени, движения и материи. Она наполнила более глубоким содержанием понятие связи пространства и времени, их зависимости от материи. С теорией относительности в науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени. Наконец, величайшее значение теории относительности и неевклидовой геометрии состоит в том, что они потребовали пересмотра казавшихся незыблемыми представления о неизменных пространстве и времени, об их абсолютном характере. Билет №20. Проблема единства мира в философии. Единый закономерный мировой процесс. Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия. Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо. Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума. Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом. Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един. XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности. Раскрытие:
Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Мир - есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных форм материи. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития: 1) Развитие - возникновение высшего из низшего; 2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента); 3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи; 4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы; 5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи. Билет №21 Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения. Отражение - свойство материи, объектов и систем, которые проявляются в специфическом воспроизведении признаков воздействия объекта путем изменения собственных свойств, структуры и функций. - способность тел воспроизводить особенности других тел. Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение. А) Отражение на уровне физической формы материи. Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде. Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный). Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность. Б) Отражение на уровне химической формы материи. Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов. Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке. В) Отражение на уровне биологической формы материи. Появляется оценка воздействия позитивное, негативное. Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу) Чувственность (ощущение, восприятие и представление). Г) Отражение на уровне социальной формы материи. Человек – самый сложный субстрат. Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления. Сознание – свойство высоко организованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности. С. носит отраженный характер – является высшей формой отражения действительности. Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание – отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание. Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.). От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы? Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее. Продукт сознания – идеальные образы. Противопоставление сознания и материи В антологическом аспекте: …………….. В гносеологическом аспекте: Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи. Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека. Билет №22 Проблема сознания в истории философии. Сущность (природа) сознания. Структура и функции сознания. Активный и творческий характер сознания. Идеальное. Субъективное и объективное в сознании. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема. Язык и мышление. Функции языка Билет № 23 Диалектика как наука и метод. Субъективная и объективная диалектика. Единство диалектики, логики и теории познания. Принципы диалектики Диалектика – 1)учение о развитии. 2)наука о всеобщих связях. Связь – взаимообусловленность явлений, разделенных пространством и временем. Предметом диалектики выступают всеобщие законы общества, природы, человеческого мышления. Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присущ бесконечному миру. Диалектика выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеческого мышления. Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли. Субъективную диалектику можно представить более расчленено, различив в ней диалектику логического мышления и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания. Диалектика, как философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Основные принципы – наиболее широкие и фундаментальные положения науки, определяющие ее содержание и структуру. Принцип всеобщей связи. С позиций диалектики мир представляет собой единое целое, пронизанное всеобщей связью. Понятие всеобщей связи имеет многоплановый характер. Всеобщая связь представляет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым. Понятие всеобщие связи включает понятие бесконечности, относится к бесконечному миру. Различают множество форм всеобщей связи. Непосредственные связи – прямые связи между вещами, явлениями, процессами, связи без посредующих звеньев. Опосредованные связи вещей имеют бесконечный характер: опосредованно каждая вещь связана с каждой. В процессе познания человек обнаруживает все более сложные, глубинные и неожиданные связи вещей. Внутренние связи – связи между внутренними элементами вещей, явлений, процессов. Внешние – связи между вещами, явлениями и т.д. внутренние связи являются ведущими, определяющими. В состав принципа всеобщей связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существенную сторону общего принципа диалектики. К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широком смысле детерминизм означает всеобщую обусловленность вещей, явлений, процессов: поскольку все взаимосвязано, каждый предмет, явление, процесс зависит от условий. В узком смысле детерминизм означает причинную обусловленность. Признание причинной обусловленности каждого предмета, явления, процесса – необходимый элемент научного мышления, материализма и диалектики. Закон и закономерность. Одной из наиболее важных форм связей является закон. Важнейшие признаки закона: во-первых, закон есть повторяющаяся связь, во-вторых, закон представляет собой внутреннюю, существенную связь, момент или сторону сущности, в-третьих, будучи стороной сущности, закон представляет собой необходимую связь, действует в определенном круге явлений с необходимостью. Наиболее важной чертой закона является то, что он определяет соответствующий ему круг явлений. Различают объективные законы, т.е. законы объективные законы, и законы духовного, субъективного мира. Различают законы природы и общества. Главная особенность законов общества состоит в том, что они суть законы деятельности людей, обладающих сознанием и осуществляющих свою деятельность при большем или меньшем участии сознания. В современном естествознании большое значение приобрело различение динамических и вероятностных законов. Для динамических законов характерна строгая последовательность событий, в которой предыдущее однозначно определяет последующее. В науке 20в. преобладает интерес к вероятностным законам. Мир, с этой точки зрения, по своей фундаментальной природе – вероятностный мир. Понятие закономерности имеет несколько значений. Прежде всего оно выражает тот факт, что явления подчинены определенным законам, т.е. протекают закономерно, осуществляются по мерам законов. Закономерностями называют также регулярные связи, по своей роли приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальный характер. Закономерностями называют также зарождающиеся законы. Принцип всеобщей связи, являясь принципом теории, выступает в качестве одного из важнейших требований диалектико-материалистического метода. Коренным условием успеха познания и практической деятельности служит учет требования рассматривать мир в его всеобщих связях. Методологический принцип всеобщей связи выражается в двух более конкретных методологических принципах: конкретно-исторического подхода и основного звена в цени событий. Сущность конкретно-исторического подхода заключается в учете всех связей и опосредований явления. Принцип основного звена исходит из того, что в процессе развития в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль. Принцип развития. Принцип движения – наиболее широкий и фундаментальный принцип диалектики. Развитие – процесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое. Движение и развитие. Движение – это изменение вообще. Развитие понимается как возникновение качественно нового. Движение – более простое свойство материи, которое обнаруживается поэтому в любых актах изменения. Развитие – более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений, в массе частных изменений. Развитие включает в себя движение, движение – наиболее абстрактная сторона развития. Дискуссия о понятии развития. Советские ученые выдвинули определение развития как мирового круговорота. Согласно этой концепции, развитие материи есть круговорот, состоящих из двух равноправных процессов: прогрессивного и регрессивного. К двум «формам развития» добавляют нередко третью – «нейтральное» развитие или «развитие в одной плоскости». Центральным моментом концепции мирового круговорота является постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии. Понятие развития. Развитие – бесконечное движение от низшего к высшему. Парадокс развития. Высшее можно представить как совокупность содержания, заимствованного из низшего(S) и приращения сложности (h). Так откуда берется добавочная сложность? Попытки ответить на этот вопрос проходят через всю историю философской мысли, человеческого знания вообще. В результате был получен ответ: дополнительная сложность не приходит ниоткуда: она рождается в процессе развития. Билет № 24. Понятия «категория» и «закон».Типы законов. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Методологическое значение законов диалектики для экономики. Категории – это предельно общие понятия, в которых отражаются всеобщие сущностные св-ва и связи предметов и явлений. Чем более развит понятийно-категориальный аппарат, тем большим кол-вом сущностей овладела наука. Категории отображают внутренние связи. Закон выражает внутреннюю необходимую, существенную, повторяющуюся, объективную связь предметов и действительности. Закон определяет характер функционирования и развития предмета. На основе законов человек способен изменять природу. Связь между законом и категорией:
Классификация законов: - по степени общности: 1. частные законы (физика, химия) 2. общие законы (законы общества) 3. всеобщие законы в природе, в обществе, в человеческом мышлении.(диалектика). Законы диалектики. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней заимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии. 1.Закон единства и борьбы противоположностей. Источником и содержанием всякого развития и движения являются противоречия, борьба противоположностей. Этот закон отображает формы движения и развития и раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое. Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Противоречие – это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира. 2. Закон перехода количества в качество. Согласно диалектике всякое развитие, взятое в достаточно широких и целостных пределах, происходит первоначально в форме количественных изменений, которые закономерно приводят к коренным качественным изменениям, в свою очередь обусловливающим новые количественные изменения. Качество – это внутренняя специфическая определённость вещи. Категория качества выражает то обстоятельство, что вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Количество – это внешняя специфическая определённость вещи. Количество может меняться в широких пределах, а природа вещи остаётся неизменной. Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. 3.Закон отрицания отрицания. Этот закон выражает определённый тип отношений между двумя последовательно сменяющимися стадиями (состояниями) развивающейся системы, когда существование одного состояния отрицает существование другого. Отрицание – это неотъемлемый процесс, где каждая последующая ступень отрицает предыдущую. Преемственность – категория, которая выражает связь между различными ступенями развития материи, обуславливает сохранение низших ступеней в высших. Этот закон обладает цикличностью и включает три ступени: тезис, антитезис, синтез (возврат к якобы старому). Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним. Основные диалектические закономерности и категории. Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д. |