Главная страница

4 билет. Билет 4 Прокофьев, кантата А. Невский


Скачать 13.92 Kb.
НазваниеБилет 4 Прокофьев, кантата А. Невский
Дата05.12.2022
Размер13.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла4 билет.docx
ТипДокументы
#829149

Билет 4

Прокофьев, кантата «А. Невский»

  1. История создания, идея

  2. Строение кантаты, краткое описание сюжета по частям

  3. Муз. Характеристика двух образных сфер(в сравнении)

1. В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и не был новичком в этом деле. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

2.В кантате противопоставлены музыкальные темы двух лагерей – русских воинов и немецких псов-рыцарей. Кантата состоит из семи частей:

1. «Русь под игом монгольским»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мёртвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков».

В первой части кантаты перед слушателями возникает образ разорённой Руси. Страна истощена, разграблена ордами хана Батыя. Во второй части представлена песня о доблестях войска Александра Невского, разгромившего некогда шведов. Третья часть повествует о свирепствующих крестоносцах, которые захватили Псков. Четвёртая часть – это призыв к бою. Звучит набатный колокол Великого Новгорода. Александр бросает клич. Пятая часть – картина Ледового побоища на Чудском озере. Шестая часть – плач русской девушки. На поле, усеянном русскими и вражескими телами после сражения, молодая женщина ищет раненых обессиленных воинов, чтобы спасти их от смерти. Завершается кантата торжественным финалом. На площади освобождённого Пскова народ празднует победу.

3. В кантате противопоставлены музыкальные темы двух лагерей – русских воинов и немецких псов-рыцарей. Композитор с первых звуков показывает свое отношение к героям: у врагов тяжелые темпы, музыка резкая, завывающая, преобладают медные духовые инструменты, вокальная интонация - католический хорал ; а у русского народа мягкие темпы, напевные мелодии в исполнении струнных инструментов, хора и женского соло.


написать администратору сайта