Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция Куна

  • Билет 7. Билет метатеоретический уровень научного познания это наивысший уровень научного познания, представляющий собой


    Скачать 18.54 Kb.
    НазваниеБилет метатеоретический уровень научного познания это наивысший уровень научного познания, представляющий собой
    АнкорБилет 7.docx
    Дата12.04.2023
    Размер18.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилет 7.docx
    ТипДокументы
    #1058232

    Билет 7. МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ

    это наивысший  уровень  научного  познания, представляющий  собой  

    совокупность принципов, норм, идеалов, составляющих основание научных теорий и науки

     в целом, которые обеспечивают единство и определенность научной деятельности,влияют на характер возникающего теоретического знания. Метатеоретический 

    уровень  научного  познания  впервые  стал  предметом  изучения  в  концепциях постпозитивизма.  К  метатеоретическому уровню  научного  познания  принято относить научную 

     картину мира, стиль научного мышления, трактовку научной рациональности, 

    парадигму, исследовательскую  программу. В силу системного характера научное

     знание метатеоретического уровня относится к фундаментальным научным 

    теориям.

    Метатеоретический уровень состоит из двух основных подуровней:

    1) общенаучного знания

    2) философских оснований науки.

    Общенаучное знание состоит из следующих элементов:

    - а) частнонаучная и б) общенаучная картины мира (схема объекта и предмета науки);

    - в) гносеологические, методологические и аксиологические принципы (схема метода науки).

    А) Частнонаучная картина мира — способ видения мира, который обеспечивают когнитивные средства определенной науки (физическая, химическая, биологическая и другие картины мира).

    Б) Общенаучная картина мира — это, как правило, одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи. Она является дополнительным элементом метатеоретического уровня тех конкретных наук, которые не имеют ее в качестве собственной частнонаучной картины мира.

    В) Основные принципы (где принцип - это сложная, концентрированная форма знания, аккумулирующая в себе основную направленность исследования, его "дух")

    Выделяют следующие концепции метатеоретических оснований наук: «парадигма» Т.Куна, «научная программа» И. Лакатоса, «исследовательская традиция» Л. Лаудана, «глубинные тематические структуры» Дж. Холтона.

    Концепция Куна – Кун ввёл в философию науки такие понятия, как научная парадигма, научное сообщество, нормальная наука и научная революция. По Куну, развитие науки происходит скачками. Теория научных революций Т.Куна: Кун считает, что развитие науки представляет собой процесс поочередной смены двух периодов — «нормальной науки» и «научных революций». Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с первыми. Социально-психологический характер концепции Куна определяется его пониманием научного сообщества, члены которого разделяют определенную парадигму, приверженность к которой обуславливается положением его в данной социальной организации науки, принципами, воспринятыми при его обучении и становлении как ученого, симпатиями, эстетическими мотивами и вкусами. Именно эти факторы, по Куну, и становятся основой научного сообщества.

    Центральное место в концепции Куна занимает понятие парадигмы, или совокупности наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых данным научным сообществом. Парадигма обладает двумя свойствами: 1) она принята научным сообществом как основа для дальнейшей работы; 2) она содержит переменные вопросы, то есть открывает простор для исследователей. Парадигма — это начало всякой науки, она обеспечивает возможность целенаправленного отбора фактов и их интерпретации. Парадигма, по Куну, или «дисциплинарная матрица», как он ее предложил называть в дальнейшем, включает в свой состав четыре типа наиболее важных компонентов: 1) «символические обобщения» — те выражения, которые используются членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть облечены в логическую форму, 2) «метафизические части парадигм» типа: «теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело», 3) ценности, например, касающиеся предсказаний, количественные предсказания должны быть предпочтительнее качественных, 4) общепризнанные образцы.

    Все эти компоненты парадигмы воспринимаются членами научного сообщества в процессе их обучения, роль которого в формировании научного сообщества подчеркивается Куном, и становятся основой их деятельности в периоды «нормальной науки». В период «нормальной науки» ученые имеют дело с накоплением фактов.

    Однако научная деятельность в целом этим не исчерпывается. Развитие «нормальной науки» в рамках принятой парадигмы длится до тех пор, пока существующая парадигма не утрачивает способности решать научные проблемы. На одном из этапов развития «нормальной науки» непременно возникает несоответствие наблюдений и предсказаний парадигмы, возникают аномалии. Когда таких аномалий накапливается достаточно много, прекращается нормальное течение науки и наступает состояние кризиса, которое разрешается научной революцией, приводящей к ломке старой и созданию новой научной теории — парадигмы.


    написать администратору сайта