Социология. социология Г.Спенсера. Биографическая справка. Предмет социологии
Скачать 0.69 Mb.
|
Биографическая справка. Предмет социологии. Понятия: «рост», «структура», «дифференциация», «интеграция». Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества. Эволюция: однолинейная и многолинейная. Функционализм. Индивидуализм против органицизма. Невмешательство государства и доктрина выживания. Проблема объективности в социологии. (1820-1903) Англия(1820-1903) Англия С именем Герберта Спенсера связано зарождение социологии в Англии. Родился в семье учителя. Отличался слабым здоровьем и обучался на дому. Сначала под руководством отца, затем – дяди. Гордился собственным самообразованием, но отсутствие систематического образования оказало воздействие на развитие социологической теории. Работал инженером на железной дороге, в прессе. После получения наследства в 1853 г. ведет жизнь независимого ученого и публициста. По натуре был замкнутым и скромным. Слава пришла к нему еще при жизни, но не произвела на него никакого впечатления. В начале 60-х гг. Х1Х столетия предпринял грандиозную попытку создания СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, объединяющей все науки того времени. Это – 10 томов из 5 произведений: 1862 – «Основные начала». 1864-1967 – «Основания биологии». 1870-1972 – «Основания психологии». 1876-1996 – «Основания социологии». 1879-1893 - «Основания этики». Признавал значительность вклада О.Конта как основоположника социологии, но полностью отвергал воздействие его идей на развитие собственной теории. По сравнению с Контом, он обнаруживал большую склонность к натурализму и индивидуализму. Совершенно не принимал идеи Конта о: - линейном прогрессе и неизменности элементов социальных структур; законе 3-х стадий; регулятивных функциях государства; социальном детерминизме (направленность социологического анализа от общества к человеку); духовном мессианстве (утверждал, что прогресс определяется не прогрессом идей, а прогрессом социальных структур); конструктивности конкурентного развития общества. Предмет социологии Категориального определения социологии Спенсер не дает. В «Основаниях социологии» представлена попытка построения целостной социологической теории на этнографическом материале. По Спенсеру, социология – это наука, включающая антропологию, этнографию и общую теорию исторического развития. Почему социология определяется как наука? Она руководствуется: законами всеобщей причинности, как и естествознание; признанием закономерной связи элементов и структуры любого явления; изучение закономерностей, а не случайностей. Т.о., задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений в социальных структурах и институтах. Спенсер считал свой подход объективным, а подход Конта – субъективным, поскольку последний видел задачу социологии в выявлении эволюционных идей и их воздействия на развитие общества и человека. 3. Понятия: «рост», «структура», «дифференциация», «интеграция» Разработка понятий определялась логикой развития социологической теории Спенсера. Содержательно она представлена следующими тезисами: Все органические и социальные совокупности обнаруживают прогрессивный рост – увеличение в размерах. Рост численности элементов сопровождается усложнением структуры. Одновременно процесс роста является процессом интеграции. Интеграция приводит к прогрессирующей дифференциации структур и функций общества. Если этого не происходит, общество становится недееспособным и погибает. При увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость элементов и структур. Теперь уже на новом уровне, происходит усиление интеграции. Применительно к обществу это означало, что: примитивные общества характеризуются универсальностью деятельности (все – охотники, воины, собиратели и т.д.); с ростом структуры общества появляется закрепление разделения видов деятельности. Различие предполагает взаимообусловленность и единство, т.е. одни виды деятельности все в большей степени зависят от других. В результате возрастает интеграция. В развитых обществах согласование становится необходимым и более прочным. С другой стороны, такие общества оказываются более хрупкими по своей структуре и уязвимыми. Отсюда возникает необходимость регуляции и контроля. Регулятивные и контрольные механизмы в обществе оказываются, по Спенсеру, критерием для выделения типов обществ. В качестве основных выделяются 2: военные и индустриальные. 4. Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества Спенсер разрабатывает несколько типологий. Первая получила название - «по сложности организации общества». Здесь оно подразделяется на простые и сложные. Простые делятся на общества с эпизодическим и со стабильным руководством. Сложные – на общества двойной и тройной сложности. Каждый из уровней сложности может быть представлен простым и сложным политическим руководством. Вторая типология получила наименование - «по характеру оседлости». Здесь выделяются кочевые, полуоседлые и оседлые типы обществ. Третья названа типологией «по принципу внутренней регуляции». В отличие от закона 3-х стадий Конта, Спенсер основным критерием для определения характера общества называет зависимость типа социальной структуры от взаимоотношений с окружающими обществами. Здесь определяющим становится мирное или воинственное взаимодействие с соседними государствами. При мирных отношениях внутренняя регуляция слаба и не выражена. При воинствующих отношениях закрепляется принудительный и централизованный контроль. Характерная черта военных обществ – принуждение. В этом случае сотрудничество - тоже принудительно. Характерные черты индустриальных обществ: добровольность сотрудничества, индивидуальное самоограничение и индивидуальная свобода. Спенсер обращает внимание на то, что степень сложности общества не зависит от того, к какому типу – военному или индустриальному – оно относится.
Эта классификация привела Спенсера к пессимистическим выводам. Первая и вторая типологии основывались на признании эволюции от простого к сложному и содержательно были прогрессивными. Третья свидетельствовала о том, что современная для Спенсера эпоха характеризуется ростом милитаризма, военных конфликтов и принудительной регуляции. Поэтому, в отличие от Конта, он начинает развивать идею не линейного, а многолинейного прогресса. 5. Эволюция: однолинейная и многолинейная В начальный период творчества Спенсер придерживался однолинейной концепции развития: этапы прогресса жестко предопределены (организмическая аналогия – как от детства к старости). Считал, что общества изменяются от однородных к разнородным, а процесс эволюции постоянен. В зрелый период Спенсер вносит коррективы. Эволюция человеческого общества в целом не вызывает у него сомнений. Отдельные же общества могут как прогрессировать, так и регрессировать. Возможны также стадии застоя. Регресс также возможен, как и прогресс. Фаза застоя в развитии общества характеризуется достижением равновесия с окружающими условиями и отсутствием изменений в структуре. Таким образом, новым становится: включение в эволюционную теорию стадий застоя и регресса; - признание многолинейности прогресса по разным уровням социальных структур. 6. Функционализм Прогресс, по Спенсеру, означал эволюционные изменения в структуре. Усложнение структуры приводит к усложнению и дифференциации функций. При анализе социальных институтов возникает необходимость учета: - их эволюционного этапа (диахронный срез) и - функций на данном этапе (синхронный срез). Спенсер делает вывод о непредсказуемости последствий деятельности человека, поскольку результаты определяются внешними условиями, а не намерениями и мотивациями. Таким образом, сущность утверждаемого Спенсером функционального подхода можно определить как утверждение структурно-функционального детерминизма, возникшего под влиянием философии утилитаризма, абсолютизирующей принцип полезности. 7. Индивидуализм против органицизма Конт был приверженцем органицистской теории, считая, что индивид подчинен государству как целому. Спенсер был приверженцем индивидуалистских и утилитаристских ориентаций. Он рассматривал общество как инструмент для совершенствования целей личности. Однако его представления были еще механистическими. Считал, что свойства единиц определяют свойства целого. Поэтому к верной теории общества можно придти только прояснив характер составляющих его индивидов. В отличие от единого организма, общество может быть дискретно, а его члены – рассредоточены. Здесь связующую функцию выполняет язык, обеспечивающий понимание для взаимодействия. Спенсер считал, что общество существует для блага его членов, и что каждый человек должен стремиться к свободе и собственному благополучию, не ущемляя свободу других. 8. Невмешательство государства и выживание приспособленных Спенсер признавал наличие и действие социальных законов, которые являются всеобщими, устойчивыми и детерминистскими. Но был против их изучения для координации совместных действий. Считал, что их нужно изучать, чтобы не действовать сообща. Поэтому обязанность социологов – убедить людей в пагубности вмешательства правительств и реформаторов в жизнь общества. Если вмешиваться в естественный порядок – не возможно предсказать результаты, поскольку происходит его нарушение. Исключение – для проявлений власти только в: - защите прав и свобод индивида; - коллективной защите от внешних противников. Все остальное – на усмотрение индивидов, заключающих добровольные соглашения в межличностном взаимодействии. По Спенсеру, хорошее общество основывается на таких добровольных межличностных соглашениях. По 3-ей типологии, это и есть идеал индустриального государства. Если начинают преобладать централизация и контроль – происходит возврат к предшествовавшим формам развития – к военному обществу. Спенсер занимает крайне индивидуалистическую, антиколлективистскую позицию и делает следующий шаг – в мальтузианство. (Томас Мальтус в конце 18 в. утверждал, что темпы роста народонаселения возрастают в геометрической прогрессии, а темпы увеличения средств существования – в арифметической. Поэтому выживать должны лишь сильнейшие, а войны, эпидемии и нищета – полезны). Мальтузианство Спенсера более «оптимистично». Он утверждал, что рост населения стимулирует большую активность населения, необходимую для выживания. В результате повышается изобретательность, IQ отдельных индивидов и социальных групп, оказывающихся на вершине благополучия. Кто не делает усилий, не ищет новое – вымирает. Здесь решающие факторы - развитие интеллекта и конкуренция интеллектов. Соответственно, социальные программы, патронаж бедных, больных и безработных вреден, так как противоречит процессу очищения общества. 9. Проблема объективности в социологии Вопрос об объективности в социальных науках – один из центральных. Специфику социологии Спенсер видит в том, что социолог находится внутри исследуемой системы, является ее частью. Поэтому он формулирует требование наличия неординарного умственного развития социолога, который только с очень высоким IQ сможет абстрагироваться от личных симпатий, предпочтений, чувства национальной принадлежности, групповых интересов и т.д. – и все равно проведет анализ несовершенно на основе наблюдения и сопоставления. Обычный же человек вообще не способен к такого рода деятельности. Анализу источников предпочтений и пристрастий в различных сферах человеческой жизни посвящена половина глав «Исследований в социологии». Спенсер пытается показать, как защита интересов искажает восприятие социальной реальности. Здесь, в первом приближении, формируется социология познания. |