БОРОДИН. Биография 2 1Юность 23
Скачать 125.56 Kb.
|
Содержание Биография___________________________________________2 1.1Юность___________________________________________2-3 1.2Заграничная командировка (1859—1862)______________3-4 1.3Зрелые годы_____________________________________4-5 1.4Общественная деятельность__________________________5 1.5Последние годы____________________________________6 2Музыкальное творчество_____________________________7-8 2.1Рецепция__________________________________________9 2.2Литература________________________________________9-10 Бородин, Александр Порфирьевич Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября) 1833, Санкт-Петербург — 15 (27) февраля 1887, там же) — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик. Участник «Могучей кучки». Биография Юность Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи грузинского князя из Имеретии Луки Гедианова (Гедеванишвили)[8] (1772—1843) и петербургской мещанки[9] Авдотьи Антоновой (1809—1873[10]). При рождении записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. До восьми лет мальчик был крепостным своего отца, который в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и его матери, выданной в 1839 году замуж за отставного военного врача Христиана Клейнеке (умер не позже 1841). В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому юный Саша звал Авдотью Антонову (по её просьбе) не «мамой», а «тётушкой»[11]. В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих сыновей — Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и Евгения Фёдорова (род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие отношения всю жизнь. Александр Бородин в 14-летнем возрасте. С портрета, написанного Андреем Деньером в 1848 году Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и латыни (по-французски и по-немецки уже в юности говорил свободно), научился играть на флейте, фортепиано и виолончели[12]. Около 1847 года написал концерт для флейты с фортепиано[13] (произведение не сохранилось). С десяти лет Бородин интересовался химией, которая со временем стала его профессиональным занятием. Занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество[14]. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении. Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию (ИМХА). В 1853 году в академии начал заниматься химией под руководством Николая Зинина, который сыграл в дальнейшей профессиональной карьере Бородина решающую роль. Личность Зинина, преданного науке исследователя и вместе с тем заботливого наставника, наложила глубокий отпечаток на личность Бородина[15]. Во время учёбы в МХА Бородин писал романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство Зинина, считавшего, что занятия музыкой мешают серьёзной научной работе. Биографы Бородина часто цитируют высказывание Зинина, сделанное им публично, при свидетелях: Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах[16]. По окончании ИМХА (в марте 1856 года) начал работать врачом-ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя[17], в апреле того же года стал ассистентом на кафедре общей патологии и общей терапии ИМХА, чуть позже как ассистент Зинина вёл практические семинары у студентов, а с 1859 уже читал им лекции по химии. В 1857 году Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины, а в марте 1858 в Санкт-Петербурге защитил диссертацию с темой на стыке химии и медицины — «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях»[18]. Лето того же года Бородин провёл в Солигаличе (Костромской губернии), где изучал состав минеральных вод местной водолечебницы. Результаты изучения, опубликованные им в 1859 году в газете «Московские ведомости» (№ 130 за 3 июня; работа переиздана в виде отдельной брошюры под названием «Солигаличские солёно-минеральные воды»[19]), послужили открытию лечебного курорта, который существует поныне[20]. В октябре 1856 года, дежуря в госпитале, Бородин познакомился с Модестом Мусоргским, служившим там же дежурным офицером[21]. Молодой врач и молодой офицер нашли общий язык на почве музыки, их контакты не прекращались и в дальнейшем. На очередной встрече осенью того же года творческие эксперименты Мусоргского произвели на Бородина большое впечатление: …я был ужасно изумлен небывалыми, новыми для меня элементами музыки. Не скажу, чтобы они мне даже особенно понравились сразу: они скорее озадачили меня новизною. Вслушавшись немного, я начал оценять и наслаждаться[22]. Заграничная командировка (1859—1862) В 1857 году Бородин впервые выехал в Европу (Бельгия, Германия, Франция), исполняя обязанности секретаря и переводчика окулиста царского двора И. И. Кабата. В октябре 1859 года по протекции Зинина Бородин отправился стажироваться за границу для подготовки на должность адъюнкт-профессора химии[23]. Почти три года он работал преимущественно в химических лабораториях Германии (Гейдельберг) и Италии (Пиза), ездил также во Францию и Швейцарию. В сентябре 1860 года Бородин наряду с Н. Н. Зининым и Д. И. Менделеевым посетил знаменитый международный съезд химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами французского химика Жерара и его учеников[24]. В 1861 году в Гейдельберге Бородин разработал способ получения бромзамещённых кислот и открыл реакцию, известную ныне как реакция Бородина — Хунсдиккера[25]. В мае 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой (1832–1887), которая страдала хроническим лёгочным заболеванием и приехала в Германию для лечения. Протопопова оказалась хорошей пианисткой (училась среди прочих у чешского пианиста Юлиуса Шульгофа[26]) и обладательницей абсолютного слуха[27]. Она была поклонницей Шопена и Шумана, устраивала любительские концерты новой (романтической) камерной музыки. Свежие музыкальные впечатления стимулировали интерес Бородина к композиции — появились его виолончельная соната на тему И. С. Баха, струнное трио и струнный секстет, скерцо для фортепиано в четыре руки. В сентябре здоровье Екатерины Сергеевны ухудшилось. Гейдельбергский профессор порекомендовал ей срочно переменить климат и ехать на юг, в Италию. Бородин сопровождал Протопопову в этой поездке. После встречи с профессорами химии Пизанского университета Себастьяно де Лука и Паоло Тассинари[it], которые тепло приняли русского коллегу, Бородин получил возможность заниматься в лаборатории местного университета. Там в 1862 году впервые в истории химии он получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил — и нашёл метод получения фторангидридов карбоновых кислот. В Италии Бородин также не оставлял занятий музыкой и сочинил фортепианный квинтет. Зрелые годы В сентябре 1862 года Бородин вернулся в Санкт-Петербург, той же осенью познакомился с М. А. Балакиревым и вошёл в его кружок, ставший впоследствии известным как «Могучая кучка». В декабре того же года стал адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии и начал читать в ней курс неорганической химии. В марте 1864 года возглавил кафедру химии в должности ординарного профессора[28]. 17 апреля 1863 года Бородин женился на Е. С. Протопоповой, которую непрерывно опекал, поддерживал духовно и (не в последнюю очередь) материально всю оставшуюся жизнь. Екатерина Сергеевна плохо переносила петербургский климат: осенью она обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у матери, возвращаясь к мужу только зимой, когда в Петербурге устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие приступов болезни, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Екатерина Сергеевна много курила, страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим нежно любящий и добропорядочный супруг должен был мириться. Лето 1865 года супруги Бородины провели на юге Австрии, близ Граца, где Бородин написал Первую симфонию (завершена в конце того же года)[29]. Общественная деятельность Бородин среди основателей Русского химического общества (фото 1868 года) Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он был одним из организаторов Высших женских врачебных курсов, на которых с 1872 по 1885 год преподавал химию[30]. С 1874 года — казначей Общества пособия слушательницам Медицинских и Педагогических курсов[31]. Один из членов-учредителей Русского химического общества (1868). В 1870—1871 годах — один из редакторов журнала «Знание». Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II. Последние годы Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре В 1882–1883 гг. Бородин посещал так называемые беляевские пятницы, где звучала в том числе новая (преимущественно камерная) музыка русских композиторов[32]. В рамках этих пятниц музыканты запланировали коллективное сочинение — струнный квартет, для которого в конце 1882 г. Бородин написал одну из частей — скерцо. Крайние (быстрые) разделы скерцо написаны в пятидольном метре, они звучат практически без пауз, образуя сплошной стремительный поток музыки. Для среднего (медленного) раздела композитор использовал музыку Рассказа купцов (принесших весть о поражении Князя) из оперы «Князь Игорь». Ныне эта пьеса (под названием «Русское скерцо») исполняется самостоятельно. В последние годы Бородин жаловался на боли в сердце. Описание его скоропостижной смерти дано в воспоминаниях М. В. Доброславиной[33]. Бородин умер от сердечного приступа вечером 15 (27) февраля 1887 в казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал: Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло[34]. Похоронен на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). Музыкальное творчество А. П. Бородин. Портрет работы И. Е. Репина (1888) Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения сложилась музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки. Мемориальная доска в Курске Большой занятостью Бородина, а также высокой требовательностью к себе объясняется малое количество законченных музыкальных сочинений[35]. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь», над которой композитор работал в течение 18 лет, но так и не окончил её. После смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. В этой редакции опера была впервые поставлена в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре. В последней трети XX века были предприняты новые попытки реконструкции оперы. В редакции Ю. А. Фортунатова и Е. М. Левашёва она была поставлена в 1974 году в Вильнюсе, в 1993 — в Генуе и Москве[36]. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина в конце XX века сравнивали с романом «Война и мир» Л. Н. Толстого и художественными полотнами В. И. Сурикова[37]. Бородин показал себя новатором в оркестровой музыке, впервые воплотив принципы эпической драматургии в симфоническом жанре[38]. Премьера Первой симфонии (1865) состоялась в 1869 году с оркестром РМО под управлением М. А. Балакирева. Клавир и партитура были изданы В. В. Бесселем, соответственно, в 1875 и 1882 годах. Вершина оркестровой музыки Бородина — Вторая симфония (работа в клавире закончена в 1871, оркестровка — в 1873[39]), которую В. В. Стасов назвал «Богатырской»[40]. Первое её исполнение состоялось в 1877 году под управлением Э. Ф. Направника. Клавир Второй симфонии впервые издан в 1876 году, партитура — в 1887 году (посмертно), в редакции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, внесших в её музыку значительные изменения[41]. Обе симфонии уже при жизни Бородина получили признание за рубежом. Особенно популярной была Первая — с триумфальным успехом впервые за границей она была исполнена в Баден-Бадене в 1880 году[42], а несколько позже — в Амстердаме, Антверпене, Будапеште, Дрездене, Лейпциге (1883, под управлением Артура Никиша), Монако, Кёльне. К числу лучших камерных инструментальных произведений Бородина принадлежат Первый и Второй струнные квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах. В последние годы жизни Бородин работал над Третьим квартетом. Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальной» (1881) на слова А. С. Пушкина[43]. Композитор обогатил жанр романса образами русского богатырского эпоса, например, в произведениях «Спящая княжна» (1-публикация 1870) и «Песня тёмного леса» (1-я публикация 1873). Образец сатиры Бородина — песня «Спесь» (1884; на слова А. К. Толстого)[44]. В «Князе Игоре», в симфониях, в вокальной лирике Бородин избегает декоративности, характерной для квази-народной и по существу эклектической стилизации. Тем самым достигается ощущение подлинной архаики, достоверности образа Древней Руси, который рисует композитор[45]. Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях). Рецепция Когда советский искусствовед Владимир Блок писал об эпичности Симфонии ми-бемоль мажор Петра Ильича Чайковского, то он возводил её истоки к творчеству Александра Бородина и указывал, что первые темы этой симфонии появились в записной книжке Чайковского как раз тогда, когда он готовился в качестве дирижёра познакомить зарубежную аудиторию с Первой симфонией Бородина и сама эта симфония написана именно в ми-бемоль мажоре, как и произведение самого Чайковского[46]. Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др. Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G. Литература Стасов В. В. Александр Порфирьевич Бородин. — СПб., 1887. Александр Порфирьевич Бородин: его жизнь, переписка и музыкальные статьи / [В. В. Стасов]. — СПб.: Суворин, 1889. — XIII, 332 с. А. П. Бородин в воспоминаниях современников / Сост., текстол. ред., вступ. ст. и коммент. А. Зориной. — М.: Музыка, 1985. — 288 с.: ил., портр., нот. А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский]. — Л.: Ленинградская филармония, 1934. — 87, [1] с., портр. Булычёва А. В. Князь Игорь Бородина и Римского-Корсакова // Opera musicologica. — 2010, № 4. — С. 70—99. Булычёва А. В. Тайные игры: хождение по кругам // Искусство музыки: теория и история (журнал Государственного института искусствознания). — 2014. — № 10—11. — С. 1—35. Булычёва А. В. Могут ли «попевки» быть «бородинскими»? // Научный вестник Московской консерватории, 2015, № 1. — С. 147—155. Булычёва А. В., Грибанова А. Второй струнный квартет А. П. Бородина по рукописным источникам: новые сведения и новые проблемы // Научный вестник Московской консерватории. — 2016, № 3. Булычёва А. В. Бородин. — М.: Молодая гвардия, 2017. — (серия «Жизнь замечательных людей») Дианин С. А. Бородин: жизнеописание, материалы и документы / ред.: И. Ф. Бэлза, В. А. Киселев. — М.: Музгиз, 1955. — 378 с. Добровенский Р. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Рига: Лиесма, 1984. — 489 с., ил. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М.: Музыка, 1987. — 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы). Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. — М.: Молодая гвардия, 1953. — (серия «Жизнь замечательных людей»). 2-е изд.: М.: Молодая гвардия, 1957. 3-е изд.: М.: Правда, 1989. Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. — Вып. 1—4. — М.—Л., 1927—1950: Вып. 1 (1857—1871). — М.: Гос. издательство, Музыкальный сектор, 1927—1928. — 420 с. Вып. 2 (1872—1877). — М.: Музгиз, 1936. — 316 с. Вып. 3 (1878—1882). — М.—Л.: Музгиз, 1949. Вып. 4 (1883—1887). — М.—Л.: Музгиз, 1950. — 480 с. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.: Музыка, 1965. — 822 с.: портр. — (Классики мировой музыкальной культуры). Фигуровский Н. А., Соловьёв Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. — М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. — 212 с. Хубов Г. А. П. Бородин. — М., 1933. Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. / Hrsg.: E. Kuhn. — B.: Verlag Ernst Kuhn, 1992. — ISBN 3-928864-03-3 Vijvers Willem G. Alexander Borodin; Composer, Scientist, Educator (= Александр Бородин; композитор, учёный, преподаватель). — Amst.: The American Book Center, 2013. — ISBN 978-90-812269-0-5. История русской музыки. В 10 т. Т. 6. — М.: Музыка, 1989. — 382 с. |