Урок по Блоку. Блок А урок. Биография А. А. Блока. Вся моя жизнь в моих стихах
Скачать 34.96 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе. Сопровождение к презентации Биография А. А. Блока. «Вся моя жизнь – в моих стихах» А.А.Блок. Цели урока: Познакомить учеников с биографией Александра Блока. Показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. Показать значение образа России в творчестве Блока. Развивать речевую компетенцию учащихся. Дать анализ стихотворений Блока. Оборудование урока: презентация «Александр Блок», раздаточный материал, тексты стихотворений А. Блока. Методические приемы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений. Ход урока I. Вступительное слово учителя о Блоке. (слайд 1) А. Блок – одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего 19 века и открыл поэзию 20 века, соединив русскую классику и новое искусство. Всё, что волновало поэта: стремление к чистоте и гармонии человеческих отношений, вопрос о роли искусства, проблема подчинения личности народному волеизъявлению – всё это волнует и современного человека. II. Учащимся предлагается просмотр презентации о жизни и творчестве А. Блока. По ходу просмотра презентации учащиеся делают записи, выделяя самое важное, на их взгляд. Детство (слайд 2) А. А. Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец - Александр Львович Блок - был юристом, профессором Варшавского университета. Мать - Александра Андреевна Бекетова - дочь учёного-ботаника Бекетова. После развода родителей Александр остался в семье матери и воспитывался в атмосфере любви и творчества. Шахматово (слайд 3) Детство Блок провёл в Шахматово – имении деда. С детства Блок был необыкновенно счастливым и вместе с тем необыкновенно несчастливым. В детстве его все обожали: дед, тёти, многочисленные родственники. Но разлука с отцом ложится тенью на судьбу Блока. Образование (слайд 4) Александра Андреевна, мать поэта, после развода с мужем выйдет за гвардейского офицера и будущего генерала Франца Кублицкого-Пиоттуха и переберется с сыном на окраину, на Большую Невку. С 1889-го по 1906 год Блок вместе с матерью и отчимом живёт в квартире в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка. В первый же год мать отдаёт его во Введенскую гимназию. Это были тяжелые для молодого человека годы. Спасла поэзия. В году Александр окончил гимназию. В августе 1898 года Блок, уже имевший небольшой поэтический багаж, поступит Петербургский университет. Первая любовь (слайд 5) Первая любовь настигла Блока летом 1897 года на курорте Бад-Наугейм, куда он ездил с матерью и теткой. Блоку – шестнадцать, его возлюбленной – тридцать семь. В ту пору своей жизни Ксения Михайловна Садовская была опытная светская дама, жена и мать семейства, богатая, изнеженная. Красавица. Ее «очи синие бездонные» сразили мальчика наповал. К. М. С. Луна проснулась. Город шумный Гремит вдали и льет огни, Здесь все так тихо, там безумно, Там все звенит,- а мы одни... Но если б пламень этой встречи Был пламень вечный и святой, Не так лились бы наши речи, Не так звучал бы голос твой!.. Ужель живут еще страданья, И счастье может унести? В час равнодушного свиданья Мы вспомним грустное прости... 14 декабря 1898 «Гамлет» (слайд 6) В нескольких верстах от Шахматово – имение Д.И.Менделеева. Во время одной из прогулок Блок вспомнил, что жена ученого приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово. Блок стал бывать в Боблово почти ежедневно. У юного поэта и весёлой молодежи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение: театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнёра на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу: «Гамлет» Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет-Блок, Офелия-Люба Менделеева. Начались репетиции, подготовка костюмов. « Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме…Мы говорили о чём-то более личном, чем всегда… Это, может быть, десятиминутный разговор и был нашим «романом» первых лет встречи»…(Л.Д.Менделеева) Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетёт коварство сети, И в сердце первая любовь Жива – к единственной на свете. Тебя, Офелию мою, Увёл далёко жизни холод. И гибну, принц, в родном краю Клинком отравленным заколот. Любовь Менделеева (слайд 7) 27 июля было написано Блоком 1-ое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных будет более 800. В течение шести лет с 1898 по 1904 год, героиней стихотворений Блока неизменно остаётся Она. Это «Она» хочется говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написано каждое слово в заглавии сборника стихов этих лет – «Стихи о Прекрасной Даме». «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но где всё певуче, всё недосказано, где эти стихи так или иначе всё же идут от меня… Я отдалась странной прелести наших отношений. Как будто и любовь, но в сущности - одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в тепет идей, в запевающие образы».(Л.Д.Менделеева) Их семейная жизнь была трудной и не ладилась отчасти потому, что Блок обожествлял свою жену, тогда как она, по выражению А. Горелова, была «человек трезвой психики и вполне земных страстей», «склонна была рассматривать непонятную ей духовную деятельность поэта лишь как нервическую лихорадку его неуравновешенной натуры». А. Блок воспринимал собственную жизнь только как часть «вселенской мистерии». И «вне понимания этой особенности Блока (...) нет путей к миру его поэзии. Стих о Прекрасной Даме» (слайд 8- 9) В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока, принесший ему известность, — «Стихи о Прекрасной Даме». Блок воспевает божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. На раннее творчество поэта оказал влияние В.Соловьёв По композиции этот цикл был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла. Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему. Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении "Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…", которое предваряется эпиграфом: "И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя". (В. Соловьев.) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду - и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. Символизм (слайд 10) К 1903 году относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым, Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство". «Последняя цель искусства – пересоздание жизни» А.Блок «Незнакомка» (слайд 11) Весной 1906 года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. «Насквозь – боль. Самому жить нестерпимо трудно. Жутко мне, тупо, холодно, тяжко. Дни невыразимой тоски и страшных сумерек. Что же делать? Где искать выход? В любви». Романтическое противопоставление любви и страсти в сознании Блока было по-прежнему живым противоречием. Оно мешало найти ему форму, в которую бы сложились их необычные, на его взгляд, отношения с Любой. Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того, чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики. Звучит запись «Незнакомка» (читает Эфрос) Театр (слайд 12) Обращение поэта к театру было подготовлено его изначальной влюбленностью в сценическое искусство, убежденностью, что «высшим проявлением творчества является творчество драматическое». (А. Блок. Искусство и революция. М., 1979. С. 91). Блок застал русскую сцену в момент чрезвычайно важных и многозначительных перемен. В ту пору зарождался исторически новый тип театра. Первые три пьесы – «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» - Блок написал в 1906 году, назвав их «Лирические драмы». В них отразились «переживания отдельной души, сомнения, страсти, неудачи, падения». В пьесах воплотились все те идеи, темы и образы, которые характерны для символизма. А. Блок стоял у основания символического театра. «Балаганчик» (слайд 13) Пьесы лирической трилогии объединяются в первую очередь единым героем, единой проблемой – о месте и назначении поэта. «Карикатурно неудачливый Пьеро в «Балаганчике», нравственно слабый поэт в «Короле на площади», и другой Поэт, размечтавшийся, прозевавший свою мечту в «Незнакомке», - всё это как бы разные стороны души одного человека».( А.Блок) Замысел и сюжет «Балаганчика» связаны с событиями, происшедшими в 1905-1906 гг. в личной жизни поэта, его жены и Андрея Белого. Все, что происходило с Блоком в жизни личной и общественной, было для него символично. Поэтому по жанру пьеса не только любовная, но и символическая драма. Влияние «лирических драм» Блока на новую русскую режиссуру XX века огромно, что можно проследить в различных направлениях - в исканиях Мейерхольда, Таирова, Вахтангова. «Снежная маска» (слайд 14) «Близкое знакомство с актерской средой отмечено Александром Александровичем в автобиографии в числе важнейших моментов жизни. Началось увлечение Натальей Николаевной Волоховой. В эту снежную вьюжную зиму создалась «Снежная маска». Как это произведение, так и все, что значатся в цикле «Фаина», составляют одну повесть. Произошло изменение облика, которое предчувствовал и которого так боялся Блок. «Синий призрак, земное чудо», вырастая из поэзии Блока, как бы воплощается в образе живой женщины и получает имя. Но и поименованная, она остается той самой блоковской Незнакомкой, что привиделась ему однажды в привокзальном ресторане. Недаром «в кольцах узкая рука», «темные шелка», «шлейф, обсыпанный звездами», возникнув в поэзии Блока задолго до увлечения Волоховой, повторяются в стихах, посвященных ей. Блок и сам считал, что «Незнакомку» он себе напророчил. «И вновь, сверкнув из чаши винной, Ты поселила в сердце страх Своей улыбкою невинной В тяжелозмейных волосах…» В апреле 1907 года вышел в свет сборник стихотворений поэта «Снежная маска». Книга открывалась словами: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в чёрном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Этим городом был родной Блоку Петербург, а Снежной Девой с красивыми глазами – Н.Н.Волохова. «Кармен» (слайд 15) В 1913 году Блок познакомился с Любовью Александровной Дельмас. Он увидел её впервые в роли Кармен. Любовью Александровной - известная оперная артистка (меццо-сопрано), камерная певица. В 1913-19 годах солистка Театра музыкальной драмы под руководством И. М. Лапицкого Встреча с Кармен - важный эпизод в жизни Блока. Но изменить содержание и направление этой жизни уже ничто не могло. Личное снова ускользнуло от поэта - и опять он остался лицом к лицу с бурей и тревогой. «Я смотрю на вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым днем… Я — не мальчик, я знаю эту адскую муку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе. Думаю, что вы очень знаете это, раз вы так знаете Кармен». (А.Блок) «Сердитый взор бесцветных глаз. Их гордый вызов, их презренье. Всех линий — таянье и пенье. Так я вас встретил в первый раз». Родина (слайд 16-17) Обращение поэта к темам родины, ее исторического пути, ее грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение "Осенняя воля", в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока. Революционные события вплотную подвели Блока к теме Родины, России. Понятие добра вчерашний певец Прекрасной Дамы связывает уже не с мистическими символами, а с земными людьми. Он порывает с символистами, равнодушно относится к социальным проблемам. В новых произведениях Блока отражены поиски путей к народу, к постижению судеб Родины. Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, "светлой жены", — образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора. С течением времени образ этот все более наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Если сначала поэт воспевал романтически "необычайную" и "таинственную" Русь — "нищую", "дремучую" и колдовскую, с ведунами, ворожеями и заветными "преданьями старины", то в дальнейшем эти сказочные мотивы заметно уступают место представлению о "живой, могучей и юной России", накапливающей революционную грозу. О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чём ты горько плачешь? «Осенняя воля» Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться... Вольному сердцу на что твоя тьма? О том, что было, не жалея, Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея Мне - невоскресшему Христу. На поле Куликовом (слайд 18) Он все больше размышляет об исторических судьбах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, восклицая: "И вечный бой! Покой нам только снится" ("На поле Куликовом"). Каков русский народ, такова истинная Русь, это Блок показывает в своей поэме "На поле Куликовом". Идея народного подвига, народной силы, идея могучей Родины, ее непобедимости выражена поэтом страстно и убежденно. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль... Постоянное беспокойство, жажда творчества, несмотря на "жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные. (Звучит стихотворение "О, весна без конца и без краю...") Поэма «Двенадцать» (слайд 19) Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, и в этом же — ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. В поэме «Двенадцать» соединилось практически все, связанное с осмыслением пути развития России, ибо Блок был певцом не только Прекрасной Дамы, чего часто не замечали его современники. Блок верил, что пожар революции, уничтожая страшный старый мир, спасет, вернет человека. Он не воспринимал русскую революцию с политической точки зрения. К нему с полным основанием можно отнести слова Н. Бердяева, писавшего: «Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный». Отсюда и призыв Блока к русской интеллигенции слушать «музыку революции». Позже эту музыку не слышал и сам поэт. Дальше «Двенадцати» идти было некуда. Жизнь потеряла свой смысл. (Звучат отрывки из поэмы Двенадцать») Иллюстрации Юрия Анненкова к поэме А. Блока. (слайд 20-21) Первым иллюстратором поэмы «Двенадцать» стал художник Анненков. Показывая распадающийся старый мир, стихию революции, Анненков использует принцип монтажа, свободного соединения отдельных реалий быта, деталей и частей изображения. «Двенадцать» вышли в свет в конце ноября и сразу были названы критикой «исключительным... событием русской графики и поэзии», а иллюстрации Анненкова — конгениальными блоковской поэме. Так мастерство художника и прекрасно понятая им поэма сотворили маленькое чудо: до сих пор для любого знатока книги поэма Александра Блока «Двенадцать», её образы ассоциируются прежде всего с рисунками Юрия Анненкова. "Вершиной книжного искусства Анненкова явились романтически-сюрреальные и в то же время орнаментально-четкие иллюстрации к «Двенадцати» А.А. Блока (1918), созданные в творческом общении с автором поэмы." т.е. рисунок передает видение самого Блока. Послесловие. (слайд 22) Среди многих некрологов, посвященных Блоку, был один, несколько неожиданный. Он принадлежал перу Маяковского, который поставил верный «диагноз»: «Я слушал его в мае этого года в Москве: в полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал строки о цыганском пении, о любви, о Прекрасной Даме, — дальше дороги не было. Дальше смерть. И она пришла». В «книге жизни» А. Блока была поставлена последняя точка. О Блоке писали многие известные поэты, критики, философы. Но лучше всего его понял и оценил Владимир Маяковский. «Творчество Александра Блока, — писал Маяковский в статье, посвященной памяти Блока,— целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист, Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию». VI. Домашние задание На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”. Прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл. Приложение 1 Задание: сделайте анализ стихотворений. А. Блок «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» 1) Выразительное чтение стихотворения. 2) Дата написания - 4 июня 1901г., время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе. 3)Место в творчестве: это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА. 4)Тема: Ожидание встречи с НЕЙ. 5)Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может узнать ЕЁ, так как облик ЕЁ, обретя земное воплощение, может измениться и утратить свою индивидуальность. 6)Какие слова передают это переживание? «Года проходят мимо», «Молча жду, тоскуя и любя». «Страшно мне: изменишь облик ТЫ». «О, как паду и горестно, и низко, Не одолев смертельныя мечты…» 7)Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения? (от трепетного ожидания встречи с НЕЙ и всё возрастающей тревоги до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти). 8)Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? ( Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой). - Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой: «весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры: «весь горизонт в огне», «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ. Чувство надежды на появление ЕЁ передано возвышенной лексикой: «предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя мечты». Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного. Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение. Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…» 1) Выразительное чтение стихотворения. 2) Дата написания 25 октября 1902 г. , 3) Тема: « Ожидание появления Прекрасной Дамы». 4) Какое чувство положено в основу стихотворения? (Ответы:Напряжённое, страстное чувство ожидания встречи с НЕЙ и преображения окружающего мира с ЕЁ появлением.) 5) Какими словами передано это переживание? ( Ответы: «вхожу в храмы», «совершаю обряд», « жду», «дрожу от скрипа дверей»). 6) С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы? ( Ответы: Он создан силой воображения лирического героя и передан метафорами, такими как: «улыбки, сказки и сны», которые бегут «высоко» по карнизам. Этот образ может показаться странным, но он передаёт непосредственность переживаний человека. Чувства и восприятие лирического героя так обострены, что для него они обретают видимость и реальность конкретного образа: « Милая», « Величавая», « Святая»… « Вечная Жена» хотя и предстаёт в неясном, туманном облике : «…Образ – лишь сон о НЕЙ», - но этот «озарённый» Образ , ЕЁ « отрадные черты» передают благоговейное поклонение и трепет, которые испытывает лирический герой.) 7) С помощью какой символики подчёркивается « небесное» в облике Прекрасной Дамы? ( Ответы: « Мерцанье красных лампад», «ризы», « озарённый Образ», «ласковы свечи» - всё это соединяет символический образ Прекрасной Дамы с образом религиозным: Богоматери, животворящего начала. Всё, что касается Прекрасной Дамы, написано с заглавной буквы, и за НЕЙ закрепляется определённое пространство – « высота».) 8) Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе? (Ответы: В стихотворении выражено ожидание гармонии мира. Вера в его преображение подчёркнута в заключительных строчках: « Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ Но я верю: Милая – Ты.»). Анализ стихотворения « Мы встречались с тобой на закате…». 1) Время написания стихотворения:13 мая 1902года. 2) Тема стихотворения: « О любви к женщине и встречах с ней». 3) Можем ли мы сказать что в этом стихотворении гораздо меньше символических «знаков», нежели в двух предыдущих стихотворениях? ( Стихотворение не исключает реальных примет и признаков окружающей жизни, здесь мы находим подлинные очертания «зримого мира»: залив, весло, рябь, камыш, белое платье.И всё – таки есть символика, связанная с НЕЙ: «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь».) 4) Каким предстаёт перед нами в этом стихотворении лирический герой? ( Мы улавливаем противоречивость чувств героя: с одной стороны, « всё померкло, прошло, отошло»…, - и его влечёт земная женщина , а с другой – он с грустью говорит о том, что утратил « утончённость мечты».) 5) Каков основной мотив этого стихотворения? ( Это скорее всего мотив пробуждения лирического героя от мистических видений и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни. Победила человеческая влюблённость: «белое платье», « белый стан» - приметы молодой женщины, в которой угадывается Л.Д. Менделеева. Белый цвет – символ чистоты, святости, а « золотое весло» в её руках – знак очень дорогого , ценного.) Анализ стихотворения « Я и молод, и свеж, и влюблён…» 1) Время написания стихотворения:31 июля 1902 г. 2) Тема стихотворения : « Ожидание свидания с любимой женщиной». 3) Какие слова в стихотворении передают это чувство? ( Ответы: « я влюблён, в тревоге, в тоске и в мольбе», « неизменно склонённый к тебе» - передано молитвенно – трепетное ожидание встречи с НЕЙ. «Неизменно» - т.е. навсегда - звучит как клятва). 4) С помощью каких художественных средств передано это чувство ожидания? ( Ответы : Любовь героя к героине и ожидание свидания с ней представлены в метафорической форме: « склонённый клён» - влюблённый «я» , « широкий шатёр», « в зелёной тени».) 5) Каким предстаёт образ ЕЁ ? ( лицо, обращённое к «звёздам» - символическое художественное пространство, отведённое Прекрасной Даме, « ароматные слёзы хвалы» - чувство радости, счастья, блаженства, ГАРМОНИИ - того, к чему стремится душа лирического героя.) Анализ стихотворения «Я отрок, зажигаю свечи…» 1) Время написания стихотворения : 7 июля 1902 г. 2) Тема стихотворения : « Ожидание встречи с НЕЙ». 3) В каком облике предстаёт лирический герой? (Герой – отрок, принадлежит к нижнему миру, отдаёт себя ожиданию ЕЁ – своего идеала, ему приданы черты послушника, земного человека, трепещущего в ожидании явления возлюбленной.) 4)Как изображена ОНА, Прекрасная Дама? ( Героиня, как и во многих стихотворениях, навеянных ЕЁ образом, невидима и неслышима, вся принадлежит идеальному, неземному миру : «ОНА без мысли и без речи//На ТОМ смеётся берегу». ЕЁ сфера – «тот берег» - свидетельство неземной сущности бытия, соотнесённость ЕЁ с высшей реальностью. С НЕЮ связано ощущение недосказанности: «сумрак мутно – голубой, « туманная завеса», что подчёркивает ЕЁ бесплотность, «непостижимость») 4) Можно ли сказать, что данный лирический сюжет - поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о двоемирии? (Ответы:Да, в данном стихотворении выражена мечта о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине для преодолении мира хаоса и установления гармонии.) |