Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1.Творческий труд и нравственные искания А.В. Вампилова. Биография А.В. Вампилова .

  • Начало творческого пути писателя.

  • Глава 2. Анализ пьесы «Утиная охота». 2.1. История создания и публикация произведения.

  • 2.2. Сюжет и главные герои произведения.

  • Реферат. Биография А. В. Вампилова начало творческого пути писателя


    Скачать 31.19 Kb.
    НазваниеБиография А. В. Вампилова начало творческого пути писателя
    Дата16.05.2022
    Размер31.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипБиография
    #532252

    Содержание

    Введение………………………………………………………………….3

    Глава 1. Творческий труд и нравственные искания А.В. Вампилова…………………………………………………………….….4

      1. Биография А.В. Вампилова ……….……………………………...4

      2. Начало творческого пути писателя…………………………..…..5

    Глава 2. Анализ пьесы «Утиная охота»…………………………..…….7

    2.1. История создания и публикации произведения ….……………….7

    2.2. Сюжет и главные герои пьесы «Утиная охота»……………….…..8

    Заключение ….………………………………………………………….13

    Библиографический список ………………………………..………….15

    Введение

    В последнее время заметно усилился интерес литературоведов к творческому пути писателей – драматургов 20 века. В настоящее время творчества писателя А.В. Вампилова активно изучается с точки зрения его включенности в «текст» русской литературы.

    Александр Валентинович писал о тех, кого он знал, - о людях провинции. Ведь сам писатель вырос в глубинке и получил образование в провинциальном университете.

    Действия в пьесах Вампилова развивается в провинции, таёжной глубинке или на окраине большого города. Жители «маленьких мирков», герои пьес Александра Валентиновича, предстали на суд искушенной московской публики, так как о провинции столице как-то не принято говорить много.

    Глава 1.Творческий труд и нравственные искания 

    А.В. Вампилова.

      1. Биография А.В. Вампилова .

    Александр Валентинович появился на свет в городке Черемхово в Иркутской области. Его родители были педагогами: отец Валентин Никитич работал директором школы, а его жена Анастасия Прокопьевна работала учительницей математики. Дедом Вампилова по материнской линии был священнослужителем в местной церкви. Кроме Саши, у Вампиловых было еще трое детей.

    В 1954 году Вампилов попытался стать студентом Иркутского университета, но потерпел неудачу. Целый год он работал руководителем струнного кружка в местном Доме культуры, после чего все-таки смог поступить на 1 курс филологического факультета.

    Всего в творческой биографии Вампилова насчитывается 70 литературных трудов. Свой первый рассказ Вампилов написал, будучи учащимся 3 курса.

    В октябре 1959 года Александр Валентинович стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В данной газете он проработал до февраля 1964 года. Покинув редакцию Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки.

    В 1962-1963 годах юный писатель создает два одноактных произведения для сцены – «Двадцать минут с ангелом» и «Дом окнами в поле». В 1964 году из-под пера писателя появляется первая и главная серьезная пьеса – «Прощание в июне». Впоследствии Вампилов возвращался не раз к ее редакции и дополнению. Автор пытался поставить ее на большой сцене, но советская цензура блокировала любые попытки. К 1970 году пьесу поставили в нескольких советских театрах.

    Осенью 1965 года Александр Вампилов по итогам Читинского семинара молодых писателей был рекомендован в Союз писателей СССР.


      1. Начало творческого пути писателя.

    Вампилов А.В. сформировался как личность и художник в годы

    оттепели. В начале творческого пути, в 1962−63 гг., появляются небольшие произведения для театра — «Двадцать минут с ангелом» и «Дом окнами в поле». «Провинциальные анекдоты» состоят из двух небольших сочинений — «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», созданных в 1960-х годах. Название «Провинциальные» трагикомедия получила из-за места действия — глубинки, в которой находится гостиница «Тайга», анекдоты — это выдуманные истории с неожиданной концовкой. Эти истории актуальны и по сей день.

    Всё драматургическое наследие Вампилова уместилось в выпущенной к его юбилею один том – «Воронья роща» (1963), «Прощание в июне» (1966), «Утиная охота» (1950), «Провинциальные анекдоты» или «Или двадцать минут с ангелом» (1970), «История с метранпажем» (1971), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) и незавершенный водевиль «Не сравненный Наконечников» (1972).

    Эти немногочисленные произведения дают все основания говорить о художественном мире, о театре Вампилова как о сложившемся, неповторимом, ярком явлении современной отечественной драматургии. Самые известные пьесы Вампилова «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» были опубликованы в альманахе «Ангара», последняя уже после смерти автора. Столичный журнал «Новый мир» их не принял несмотря на личное расположение к автору А.Т. Твардовского.

    Основную идею вампиловской драматургии можно определить как расставание с иллюзиями и мучительный путь героя к себе истинному. Главные герои его пьес - инженер Зилов, следователь Шаманов, студенты Бусыгин и Колесов, Бусыгин и Сильва, сельский учитель Третьяков - раскрываются перед читателем, зрителем в драматически напряженные, решающие моменты жизни, в ситуации выбора: защищать воспринятые в юности нравственные ценности или равнодушно наблюдать, как другие пытаются достичь своей поставленной цели; порвать с бездарным прожиганием жизни или по-прежнему воспринимать его как должное. «В центре внимания автора человек, терзаемый внутренними противоречиями, не могущий или неспособный достигнуть гармонии, соединить идеальное, желаемое с реальным, сущим». У всех пьес кольцевая композиция, что придает им притчевый характер.

    Глава 2. Анализ пьесы «Утиная охота».

    2.1. История создания и публикация произведения.

    Самой известной, по мнению критиков творчества А.Вампилова, но одновременно и самой жестокой, беспощадной пьесой является «Утиная охота». Данная пьеса впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.

    Публикация в «Ангаре» чудом обошлась без цензуры: главный редактор Марк Сергеев «подловил» момент, когда главный цензор ушёл в отпуск, и поставил «Утиную охоту» в номер.

    Вскоре после публикации на Вампилова был написан донос в Иркутский обком КПСС, а затем и в ЦК КПСС: оказалось, что в Иркутске есть Бюро технической информации (такое же название в пьесе носит организация, где работают Зилов, Саяпин и Кушак) и его служащие обвинили автора в клевете.

    В 1972 году, уже после смерти Вампилова, Марк Сергеев попытался издать однотомник произведений писателя. Директор Восточно-Сибирского издательства, куда была передана рукопись, соглашался печатать, но — без «Утиной охоты». Сергеев забрал рукопись и передал её в московское издательство «Искусство» — и в 1975 году сборник «Избранное» А. Вампилова вышел в свет вместе с крамольной пьесой.

    2.2. Сюжет и главные герои произведения.

    В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота», Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т.п., формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды», умело показывая окружающим столь важные проблемы и с какой невиданной самоотдачей, они разрешают их, как говорят герои «Утиной охоты», буквально «пластуются». На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе «Утиная охота». Их обязанность - пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи «гоняя в шахматы», посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец». В написанной в 1967 году и напечатанной в 1970 году пьесе «Утиная охота», Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т.п., формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускают «научные труды», умело показывая окружающим столь важные проблемы и с какой невиданной самоотдачей, они разрешают их, как говорят герои «Утиной охоты», буквально «пластуются». На самом же деле, придя на работу, они не знают, куда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе «Утиная охота». Их обязанность - пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи «гоняя в шахматы», посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта «модернизация поточного метода». Их рабочий принцип: «спихнуть и делу конец». Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. 

    Автор, в начале пьесы, так представляет его нам: «Зилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня - когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Кузаков не без иронии бросает: «Больше всего на свете Витя любит работу», чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?». В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы «выпить и закусить», да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он «алик из аликов». О работе же не может говорить без скуки и насмешки. «У меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотой», - заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину свою красавицу и умницу он не любит; в течение четырех лет Зилов никак не соберётся навестить своего больного отца, которого назвал «старым дураком», даже получив телеграмму о его смерти, не спешит на похороны - ему хочется побыть с влюбленной в него Ириной. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Все считают его легкомысленным.

    Покидая мужа, Галина говорит ему: «Куда я еду, к кому - тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердца…». Он соглашается с ней, признаётся, что ему «опаршивела такая жизнь». «Ты права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мною делается, я не знаю». Он признаётся также, что друзей не имеет, работу не любит.

    Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но, не смотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая привязанность, даже страсть, - утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. «Для Зилова она является символом другой, истинной жизни. На протяжении трех действий он собирается на охоту, готовится к ней. Символична сказанная им фраза: «Подарите мне остров». Остров, как и утиная охота, - это мир идеальной мечты, другая земля, другой берег, обретенный, наконец, смысл существования»

    Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: «Такое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком». Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: «Ты увидишь - мы поплывём как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?». По содержанию, интонации, прерывистости фраз монолог вполне мог бы соответствовать трагическому герою, если бы не одно обстоятельство: вместо незаметно ушедшей Галины, монолог «дослушивает» пришедшая на назначенное Зиловым свидание Ирина, и герой, нисколько не смутившись, «переадресовывает» ей своё страстное самобичевание и заветную мечту об утиной охоте. Остается опять-таки ощущение не «искренности и страстности», а упоённой игры в мученика, несчастного страдальца.

    «В критике много (и до сих пор) спорят о «феномене Зилова», о возможности или невозможности возрождения его к новой жизни. Автор нарочито оставляет открытым финал пьесы, предоставляя читателю и зрителю решить: плакал Зилов или смеялся? Кроме того, о многом заставляет задуматься признание героя, что самый близкий ему человек - это официант Дима, тот самый, который учит его быть настоящим охотником, то есть хладнокровным стрелком, человеком «без нервов». И Зилов, как видно, усвоил эту науку. В конце концов, «плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем», но зато о многом говорит его «ровный, деловой, несколько даже приподнятый голос»: «Дима?.. Это Зилов… Да… Извини, старик, я погорячился… Да, все прошло… Совершенно спокоен… Да, хочу на охоту… Я готов…»

    «Вампилов, как художник гениально одаренный, быстро развивался и эволюционировал. Освоив две сферы жизни человека - природную и социальную, что соответствовало двум этапам его творчества, он должен был, по логике вещей, прийти к их органическому синтезу, продолжая и развивая линию «Утиной охоты». Но этого не произошло. Надломленный упорным неприятием своих пьес инстанциями, не пускавшими их на сцену, пассивной, в основном выжидательной позицией руководителей театров, Вампилов отходит от своих прежних принципов изображения жизни. Его талант, встретив упорное сопротивление, начинает перегорать и горкнуть. Изумительная жизненная органика его творчества уступает место условной театральной органике, живые люди - театральным амплуа. С «Несравненным Наконечниковым», неоконченной пьесой - «водевилем в двух действиях с прологом и эпилогом», начинался новый Вампилов, новый,третий период его жизни и творчества, внезапно, трагически оборвавшийся в холодных водах Байкала в августе 1972 года».


    Заключение

    Творчество А.В. Вампилова, крупнейшего драматурга второй половине XX века, принято рассматривать как целую замкнутую художественную систему, в которой наблюдается общность сюжетообразующих мотивов, типов главных героев и жанровых ориентаций.

    Пьесы Вампилова Александра Валентиновича, прочно связанные друг с другом и взятые вместе, образуют художественное явление, которое достойно называться "Театром Вампилова". Они представляют собой целостную систему, развивающуюся по собственным внутренним законам.

    Наиболее яркая специфическая особенность драматургии А.В. Вампилова - это жанровая неоднозначность, жанровая многоплановость (полифонизм, или синтетизм (синкретизм), переплетение комедийных, трагедийных, фарсовых, водевильных, драматических элементов внутри его пьес, парадоксальное соединение комедийного сюжета с неоднозначным, психологически сложным содержанием. При постоянном тяготении драматурга к жанру комедии на всем протяжении его творческой жизни жанровой доминантой его творчества становится трагикомедия.

    Эволюция жанров драматургии А.В. Вампилова отразила характерные особенности авторского сознания писателя, его этические, эстетические и философские ценности: сложность мироощущения, имеющего явную трагикомическую направленность; постоянный поиск нравственного пути, смысла жизни, правды; стремление к исследованию внутренней природы человека; интерес к вечным темам и образам.

    Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова во многом объясняет, почему именно он возглавил в свое время социально-психологическое направление русской драматургии второй половины ХХ века. А.В. Вампилову удалось, продолжая традиции Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и других драматургов-классиков ХIХ века, воплотить и развить в своем творчестве собственное, во многом новаторское понимание жизни и творчества.

    Нельзя однозначно определить жанр пьес А.В. Вампилова как комедию или трагедию. Они являют собой синтез комедии и трагедии. Драматург использует комедийные элементы для того, чтобы создать серьезный спектакль. Хотя сам автор называет свои пьесы "комедиями" ("Прощание в июне", "Старший сын"), драмой" ("Прошлым летом в Чулимске"), или просто "пьесой в трех действиях" ("Утиная охота"), мы можем проанализировать отличительные черты каждого элемента (комического и трагического) и их тесную связь друг с другом в каждой пьесе, основываясь на "сложном жанровом синтезе, в котором доминирует над всем психологическая драма". Благодаря этому жанровому синтезу А.В. Вампилов стал ярким представителем подобной драматической формы.

    Библиографический список

    https://studwood.net/1392538/literatura/zaklyuchenie

    http://irkipedia.ru/content/utinaya_ohota_pesa_vampilova_v

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Утиная_охота

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Вампилов,_Александр_Валентинович

    https://vampilov-irk.ru/picture_list.htm



    написать администратору сайта