Главная страница
Навигация по странице:

  • Карманный словарь иностранных слов

  • Кружок петрашевцев

  • Последние годы жизни Петрашевского

  • полит. Биография Петрашевский родился в семье врача, украинца по происхождению, ставшего за свои заслуги лейбмедиком и заслужившего потомственное дворянство.


    Скачать 21.36 Kb.
    НазваниеБиография Петрашевский родился в семье врача, украинца по происхождению, ставшего за свои заслуги лейбмедиком и заслужившего потомственное дворянство.
    Дата06.04.2023
    Размер21.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаполит.docx
    ТипБиография
    #1042479

    Политический портрет деятеля XIX века М.В. Петрашевский

    Введение

    В истории российского освободительного движения первой половины XIX века дело участников кружка петрашевцев стало едва ли не самым громким после следственного процесса по делу декабристов. Организатором и душой кружка был Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский, довольно незаурядная личность, выделявшаяся своей одаренностью даже на фоне таких выдающихся деятелей и членов кружка, как Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Плещеев, Н.А. Спешнев.

    Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей. В связи с этим особый интерес представляет биография руководителя этого кружка - М.В. Буташевича-Петрашевского.

    К настоящему времени многие аспекты жизни и деятельности петрашевцев изучены достаточно обстоятельно. Исследованы биографии почти всех ведущих деятелей, их социально-политические воззрения, этапы в развитии кружков, судебный процесс по делу петрашевцев, пребывание в сибирской ссылке.

    Биография

    Петрашевский родился в семье врача, украинца по происхождению, ставшего за свои заслуги лейб-медиком и заслужившего потомственное дворянство. В декабре 1825 года отец Михаила Петрашевского был приглашен для оказания помощи смертельно раненому на Сенатской площади декабристом П. Г. Каховским генералу М. А. Милорадовичу.

    Окончив Царскосельский лицей (1839), поступил на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета (1841) служил переводчиком в министерстве иностранных дел.

    Принял участие в работе над «Карманным словарём иностранных слов, вошедших в состав русского языка». (Карманный словарь иностранных слов — это вошедших в состав русского языка, ценный источник для изучения идеологии русских социалистов-утопистов петрашевцев. Предпринятое офицером Н. С. Кирилловым издание словаря петрашевцы использовали для пропаганды демократических и материалистических идей, принципов утопического социализма, 1-й выпуск редактировал Валериан Николаевич Майков при участии М. В. Петрашевского, 2-й выпуск — Петрашевский (1845 — 1846). Содержание 2-го выпуска политически остро, направлено против крепостничества и самодержавия. В мае 1846 года издание было прекращено царским правительством. В последующий годы оба выпуска были изъяты из продажи и сожжены полицией.) Первый выпуск редактировал В. Н. Майков при участии Петрашевского, редактором второго выпуска стал Петрашевский (1845—1846), который написал и большинство теоретических статей. Статьи словаря пропагандировали демократические и материалистические идеи, принципы утопического социализма.

    В доме Михаила Петрашевского с 1844 года проходили собрания, с 1845 года — еженедельные («пятницы»).

    Участники «пятниц» пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. Он был последователем Ш. Фурье.

    В конце 1848 года участвовал в совещаниях, посвященных организации тайного общества, был сторонником длительной подготовки народных масс к революционной борьбе. В 1849 году Петрашевский и несколько десятков связанных с ним человек были арестованы. Судом Петрашевский и ещё 20 человек были приговорены к смертной казни. После произнесения приговора и инсценировки расстрела было объявлено о замене казни бессрочной каторгой. Наказание отбывал в Восточной Сибири.

    С 1856 года ссыльнопоселенец; жил в Иркутске, сотрудничал в местных газетах, давал уроки. Организовал газету «Амур» (1860). За выступления против произвола местных властей в феврале 1860 года был выслан в село Шушенское Минусинского округа. С декабря 1860 года по март 1864 года жил в Красноярске. Оказывал заметное влияние на Красноярскую городскую думу. Был выслан губернатором из Красноярска в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в село Кебеж. 2 мая 1866 года Петрашевского перевели в село Бельское Енисейского округа, где он и умер в своём доме от кровоизлияния в мозг.

    Деятельность

    Кружок петрашевцев

    Самой значительной организацией русских утопических социалистов стал кружок Петрашевского. Он начал создаваться осенью 1845 года. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики.

    С весны 1846 года собрания в доме Петрашевского приобрели довольно систематический характер, был избран определенный день - пятница. Первоначально участников было немного, не более 10-15 человек, но это был цвет тогдашней интеллигентной молодежи Петербурга.

    В первый период (1845-1846 гг.) среди посетителей известны: М.Е. Салтыков - будущий знаменитый сатирик Салтыков-Щедрин, а тогда еще начинающий писатель; В.Н. Майков, редактор первого выпуска «Словаря иностранных слов», талантливый критик и публицист, пропагандист ранних произведений Достоевского; А.Н. Плещеев, уже тогда известный поэт, автор своеобразного гимна радикальной молодежи 40-х годов - «Вперед! без страха и сомненья...»; В.А. Милютин, прогрессивный ученый и публицист, сотрудник «Отечественных записок» и «Современника», друг Салтыкова и Майкова; А.П. Баласогло, поэт, прозаик, очеркист, один из самых близких друзей Петрашевского; А.В. Ханыков, студент Петербургского университета, уволенный за неблагонадежность в 1847 году, один из первых идейных учителей Н.Г. Чернышевского; Н.Я. Данилевский, молодой естественник и философ, прекрасный знаток трудов Фурье.

    Во втором зимнем сезоне (1846-1847 гг.) у Петрашевского появятся не менее примечательные лица: Ф.М. Достоевский, чьи повести «Бедные люди» и «Двойник» уже сделали его имя известным всей читающей России, и брат Валериана Майкова Аполлон, уже тогда видный поэт. В 1846 году кружок посещал еще один поэт - Аполлон Григорьев, автор нескольких бесцензурных стихотворений радикального характера; он скептически отнесся к учению Фурье, но горячо проповедовал идеи христианского социализма Жорж Санд и Пьера Леру, возникшего благодаря своеобразной эволюции сенсимонизма.

    В следующем сезоне (1847-1848 гг.) в кружок влились писатели С.Ф. Дуров и А.И. Пальм (вскоре они организовали, свой собственный кружок); братья К.М. и И.М. Дебу, чиновники министерства иностранных дел, интересовавшиеся социальными проблемами; штабс-капитан П.А. Кузмин, офицер Генерального штаба, который отличится чрезвычайно умным и находчивым поведением во время следствия; а главное - в кружок вошел Н.А. Спешнев.

    В последний период существования кружка (1848-1849гг.) в нем стало участвовать еще несколько видных и активных деятелей: офицеры Н.А. Момбелли и Ф.Н. Львов (их собственный кружок был запрещен военным начальством); преподаватель политической экономии и статистики И.Л. Ястржембский; офицер конной гвардии Н.П. Григорьев; студент П.Н. Филиппов, автор документа, потрясающего по антикрепостническому накалу, «Десять заповедей» (библейские заповеди были переделаны в революционном духе); Д.Д. Ахшарумов, востоковед, чиновник министерства иностранных дел, в будущем самый обстоятельный мемуарист, оставивший подробные воспоминания о деле петрашевцев

    С самого начала «пятницы» приняли просветительский и социалистический характер: Петрашевский активно пропагандировал там принципы учений социалистов-утопистов. Далеко за полночь расходились от него посетители, наполненные свободомыслием.

    Постепенно «пятницы» Петрашевского стали широко известны в Петербурге, количество посетителей обычно составляло около 20 человек.

    Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 году М.В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

    Последние годы жизни Петрашевского
    Пребывание в Сибири стало для петрашевцев суровым испытанием. Для Достоевского приговор и сибирская каторга отозвались глубоким душевным переломом, отказом от революционно-социалистических идей, нарастанием религиозных настроений. Другие соратники Петрашевского, пусть не так резко, как Достоевский, но осудили свое прошлое, приняли науку компромисса и сумели после окончания срока каторги устроить свою жизнь, вернуться в Россию.

    В 1856 году Перашевский вышел на поселение и жил в Иркутске, сотрудничая в местных газетах и давая уроки. Безрезультатно добивался пересмотра приговора и восстановления своих прав. Завещал треть своего имущества последователю Ш. Фурье В. Консидерану для основания фаланстера - огромного дворца, где единомышленники смогут совместно жить и трудиться.

    В мае 1861 года ему разрешили прибыть в Красноярск для ведения судебного дела против иркутских властей, а вскоре, благодаря хлопотам его сестры, позволили остаться в Красноярске на постоянное жительство. Отсюда он бомбардирует центральные власти и сибирские газеты своими разоблачительными посланиями.

    В 1863 году Петрашевский обратился в Енисейскую казенную палату с просьбой о причислении его к сословию красноярских мещан. Но губернатор обязал Городскую Думу взять с Петрашевского подписку, что он отказывается от своих сословных прав. За отказ бунтарь был заключен в острог на месяц. Но из острога ему удалось телеграфировать в Петербург о незаконных действиях властей. Это переполнило чашу терпения губернатора, и 21 марта 1864 года последовал указ о высылке Петрашевского из Красноярска.

    мая 1866 года Петрашевского переводят в с. Бельское Енисейского округа, глухую заброшенную деревню в 100 верстах от Енисейска, со всех сторон окруженную непроходимой тайгой. Поселили его в доме на краю села, в тесной комнатке с земляным полом. Но Петрашевского изменить было уже невозможно. Отсюда он снова шлет свои «дерзостные писания». 6 декабря 1866 года он вернулся из Енисейска, куда ездил для разбирательства своей судебной тяжбы, а на следующее утро его нашли мертвым в своем доме: кровоизлияние в мозг.

    До конца жизни Петрашевский оставался непримиримым врагом самодержавно-крепостнического строя.

    Заключение

    Дело Петрашевского долго составляло предмет государственной тайны. Само имя Белинского было изъято из обращения и даже в первые годы царствования Александра II не произносилось в печати прямо, а заменялось выражением: «критик гоголевского периода». Эта таинственность в связи с суровым наказанием, понесенным участниками «общества пропаганды», создала представление о деле Петрашевского, как о серьёзном политическом заговоре, который часто ставился наряду с заговором декабристов. Такое представление рушилось после обнародования документов, относящихся к делу Петрашевцев.

    Значительна роль петрашевцев и в истории освободительного движения в России. Вместе с Белинским, Герценом, Огаревым они явились связующим звеном между декабристами и революционерами-шестидесятниками и хронологически (ведь их деятельность относится к довольно длительному, почти десятилетнему периоду очень глухой, мрачной николаевской эпохи), и социально, знаменуя расширением сословно-классового состава своих кружков (как и состава пропагандируемых социальных групп населения) переход от дворянского к разночинному периоду освободительного движения.

    В истории литературы XIX века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное место, потому что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и учёных.

    Источники:

    1. Елена Широкова. Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский // http://ptiburdukov.ru/Справочник/Биографии/Буташевич-Петрашевский_Михаил_Васильевич

    2. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России (с древнейших времен до конца XX века). М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

    3. Дело петрашевцев, т. 3, М.- Л., 1951

    4. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

    5. Михаил Васильевич Петрашевский — биография. https://to-name.ru/biography/mihail-petrashevskij.htm


    написать администратору сайта