Лекция. Лекция 4 Человек. Биосоциальная сущность человека
Скачать 79 Kb.
|
Лекция 4 Тема: Биосоциальная сущность человека. На прошлой лекции мы говорили о существующем в настоящее время противоречии между естественными и гуманитарными научными культурами и о необходимости его преодоления. По-видимому, выход заключается в том, что в принципе все науки созданы человеком как мыслящим существом и все формы познания в конечном итоге направлены на освоение человеком окружающего мира. Поэтому проблема человека должна стать центральной для интегративной науки будущего, первым наброском которой является современное естествознание. Вопрос «что такое человек?» с древних времен принадлежит к числу важнейших и самых трудных для разрешения. Ещё в античное время многие философы пытались дать ответ на него, но общего согласия так и не было достигнуто. Так, согласно историческому анекдоту, Платон пытался определить человека как «двуногое существо без перьев», на что ему был показан ощипанный петух. Правда, в то же время Платон давал и другое определение – человек это «носитель разума». Аристотель, в своем труде «История животных» отнес человека в разряд «общественных животных», наряду с пчелами и журавлем. В другом месте он назвал человека (в одном ряду с мулом) «всегда домашним животным» - в противопоставление животным диким. Таким образом, здесь человек выступает в ряду животных как один из видов, подлежащих классификации. Вне зоологического контекста Аристотель определял человека как единственное живое существо, способное к рассуждению и активному воспоминанию отдаленного прошлого. К этим описательным дефинициям близко высказанное кем-то из писателей полушутливое утверждение, что «человек – единственное животное, которое знает кто его бабушка и дедушка». Какое бы определение человека мы ни дали, оно обязательно должно включать указание на биосоциальную сущность человека. Человек представляет собой единство двух сфер – природной и социальной, которые тесно переплетаются между собой. К природной, или биологической составляющей человека относится в первую очередь его физическое тело, организм, функционирующий по общим для всех живых существ законам физиологии. Как и любое живое существо, человек осуществляет обмен веществом и энергией с окружающей средой, приспосабливается к экологическим факторам, размножается, растет и стареет. Тесная связь человека с миром живой природы и его происхождение от животных предков не может быть оспорено. Ни физически, ни биохимически, ни физиологически человек не отделен от животных. Известно, что общность генов человека и шимпанзе составляет более 99%; многие внутренние органы свиней настолько близки по строению и функциям к человеческим, что используются для пересадки человеку. В клетках нашего тела используется общий для всех организмов генетический код, которым зашифровано строение белков и аминокислот. Биологическая сущность человека закреплена и в зоологической систематике, где он занимает место в составе типа Хордовые, класса Млекопитающие, отряда Приматы, именуясь видом Homosapiens. Место человека в зоосистематике Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Высшие звери (Плацентарные) Отряд Приматы Надсемейство Узконосые обезьяны Семейство Гоминиды Род Люди Вид Homosapiens Но сущность человека не исчерпывается только этим. Наличие разума как эффективного механизма познания и преобразования природы позволило человеку выделиться из мира живой природы. Умение создавать орудия труда, язык как совершенное средство коммуникации между особями, способность к мыслительной деятельности – эти факторы привели к тому, что человек стал создавать себе искусственную среду обитания, именуемую часто «второй природой», или культурой. Возникло общество. Развитие и существование человеческого индивида невозможно без коллектива, без усвоения ранее накопленных знаний и культурных ценностей. Социальная составляющая человека как бы накладывается на природный субстрат (инстинкты, безусловные рефлексы, врожденные свойства и способности) и именно она делает человека – человеком, личностью. Определить, чем человек отличается от животного, довольно сложно. Высшим животным, таким как человекообразные обезьяны, свойственны очень сложные психические функции; не имея развитого аппарата для воспроизведения членораздельной речи, они могут осваивать навыки невербального языка (язык жестов). Может быть, наиболее важным отличием человека от животных является наличие у них внегенетической системы наследования, то есть способов передачи накопленной поколениями предков информации через речь, письменность и предметы, выступающие как «внешняя память». У подавляющего большинства животных существует только генетическая наследственность, они получают в уже готовом виде все «знания», накопленные их предками (филогенетический опыт), а также – все формы реакций на окружающий мир (инстинкты). Знания о мире (онтогенетический опыт), полученные каждым поколением не фиксируются в генах и потомки вынуждены осваивать мир самостоятельно, используя только филогенетический опыт. Основу внегенетической наследственности составляет «вторая сигнальная система» (И.П. Павлов), или речь. Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и социального. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека, их разделение на гуманитарные и естественные. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний, хотя простое суммирование уже давно не удовлетворяет ученых и философов. Дело в том, что многие явления, связанные с бытием человека, сами имеют дуальную природу (например, психика) и не могут изучаться по отдельности. Невозможно изучать психику, скажем, только методами физиологии высшей нервной деятельности. Это будет изучение одного только материального субстрата психики. Подобную односторонность в определении человека допустил в свое время Жан-Жак Руссо в его концепции «естественного человека». Руссо, в поисках социального и этического идеала, противопоставлял Природу и Цивилизацию, рассматривая первую как естественное местообитание человека, где люди живут непорочной, счастливой и естественной жизнью, а вторую – как вредное «изобретение», извратившее исходно чистую человеческую природу. Цивилизация (и культура), по Руссо, есть зло. Истинный человек – природный, докультурный человек, «благородный дикарь». Чтобы избавиться от общественных пороков необходимо вернуться в эпоху первобытной дикости. Это заблуждение основано на непонимании роли культуры в становлении человека. Если бы не было культуры, общества, лежащих в их основе систем социальной коммуникации, - то не было бы и человека как такового. Поэтому идеалы Руссо утопичны, хотя в настоящее время интерес к ним возрастает в связи с совершающимся на наших глазах глобальным биосферным кризисом. Современная междисциплинарная наука, изучающая феномен человека в его целостности носит название «антропология» (antropos – человек). Она включает такие разделы, как философская антропология, палеоантропология, педагогическая антропология и многие другие. В антропологии существует раздел, который называется антропогенез, он занимается тем, что изучает происхождение человека, его становление как вида в процессе формирования общества, то есть, социогенеза. Согласно современным научным данным, наиболее адекватной действительности является эволюционная теория происхождения человека от животного предка – гоминид. Полагают, что отделение собственно гоминидной ветви эволюции произошло не ранее 14-15 млн. лет назад и не позднее 6 млн. лет назад Эволюция гоминид имела неравномерный мозаичный характер. Примерно 5 млн. лет назад гоминиды были представлены двуногими человекообезьянами – автсралопитековыми, которые довольно широко распространились по Африке, а возможно и за ее пределами в период от 4,5 до 1 млн. лет назад. Уже тогда в одной из популяций австралопитеков могли появиться первые представители рода Homo. Первым был человек умелый, которого сменил человек прямоходящий (примерно 1,5 млн. лет назад). Человек современного типа появился не позднее 40 тыс. лет назад. Человек, будучи частью биосферы не может избежать воздействия на него факторов окружающей среды. Как всем живым существам ему свойственны способность реагировать на факторы среды, адаптироваться к ним. Как существо социальное он может в какой-то мере сгладить действие негативных факторов, создавая искусственную среду обитания («вторую природу»). Наличие «второй природы» отличает человека от всех других животных, однако в связи с ней возникают особые проблемы, главная из которых в том, что «вторая природа» неизбежно вступает в противоречие и конфликт с природой «первой». Таким образом, как и Природа в целом, человек состоит из целого ряда иерархических структур (измерений): биологическое, социальное, личностное и т.д., четкой границы между которыми провести невозможно. Существует несколько классификаций этих измерений, из которых рассмотрим классификацию В.С. Поликарпова. Первое измерение человека – космическое. Человек является неотъемлемой частью Вселенной, возникшим на определенном этапе её Эволюции. Некоторые факты. По современным научным данным, Вселенная возникла 13,7 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. С тех пор происходит непрерывное расширение Вселенной, её развитие, в ходе которой возникают новые звезды, планетные системы, на некоторых из них – биосферы. Солнечная Система и планета Земля возникли около 4,5 млрд. лет назад из т.н. «протопланетного облака», состоявшего из пыли и газа, выброшенных из недр сверхновой звезды. Само существование человечества ограничено закономерностями космической эволюции. Солнце не вечно и через несколько десятков миллиардов лет запасы водорода, служащего ядерным топливом для его излучения, будут исчерпаны. Солнце погаснет, и биосфера Земли погибнет. Воздействие космоса на жизнь людей очень значительно. Вспомним такие явления, как магнитные бури на Солнце, биологические ритмы – все они детерминированы космическими экзогенными факторами. Второе измерение – биологическое. Человек как часть биосферы. Оно будет подробно рассмотрено на последующих занятиях. Третье измерение – социальное. Социальная сущность человека подчеркивалась ещё Аристотелем. Человек не является единственным социальным животным – вспомним пчел, муравьев, термитов. Однако человеческое общество отличается от муравейника целым рядом важных черт: гораздо большей структурной усложненностью, а также подвижностью внутренней структуры. Общества социальных насекомых основаны в первую очередь на инстинкте, не нарушаемом при любых внешних воздействиях. Поэтому структура таких обществ практически не развивается и остается незыблемой миллионы лет. Социум же в высшей степени подвижен, причем его изменения могут носить как эволюционный, так и революционный характер (история России ХХ в.). Четвертое измерение – культурное. Определить, что такое культура почти так же сложно, как определить что такое человек. Существует более 200 вариантов определения культуры. С биологической точки зрения одно из лучших определений такое. Культура есть внегенетическая система наследственности. Все живые существа получают исходную информацию о мире и способах его освоения от родителей – но преимущественно косвенным путем: она заложена в их генах. Только у высших животных, таких как птицы и млекопитающие, наблюдаются элементы внегенетической наследственности – обучение потомства родителями (способам добычи пищи, избегания врагов и пр.). У человека этот внегенетический элемент наследственности приобрел громадное значение. Культура позволяет соблюсти преемственность между поколениями, поскольку является системой организации и развития человеческой жизнедеятельности, включающей способы производства, взаимоотношений с природой, межличностного общения, познания и духовного творчества. Пятое измерение – психологическое. Каждый человек (кроме крайних случаев тяжелой идиотии или отдельных психических заболеваний) представляет собой психическое целое, единство. В психологии существуют особые классификации этих единиц, из которых часто приводится иерархическая – индивид, индивидуальность, личность. Индивидуумом рождаются, личностью становятся. Быть личностью – значит иметь активную жизненную позицию, осуществить выбор, возникший в результате внутренней необходимости. Все указанные измерения в каждом отдельном человеке проявляются совместно, слитно и каждое имеет сущностное значение для человеческого бытия. Ни одно из них не может быть удалено или опущено без ущерба. Однако конкретное содержание каждого из этих измерений уникально для каждого конкретного человека. Обобщая, можно сказать, что каждый человек в своей биосоциальной целостности является продуктом двух процессов – филогенеза и онтогенеза. Часть наших свойств, способностей и потребностей обусловлены филогенезом – то есть сложились исторически в ходе происхождения человека от животных предков. Другая часть обусловлена индивидуальным развитием – онтогенезом. Сюда относятся как биологические (индивидуальный генотип человека), так и социокультурные явления (характер, привычки, уровень образования и социальный статус) Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека их взаимообусловленности, мир человека и общества, им созданного и мир живого еще не были взаимосвязаны в сознании ученых. Научные дисциплины еще жили самостоятельной жизнью, а эмпирического материала было еще недостаточно, чтобы воспроизвести единую цельную картину мира. Таким связующим звеном стало учение о биосфере и ноосфере. Автор концепции биосферы В.И. Вернадский говорил о том, что в современное научное мировоззрение должно войти представление о геохимических функциях живого вещества и человечества как основных геологических сил, определяющих как само существование биосферы, так и различные формы ее развития: “Человек как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы и составляет определенную закономерность строения биосферы”. Определение биосферы как особой оболочки Земли и само ее название было предложено австралийским геологом Э. Зюсом. Именно Зюс в 1875 г. ввел термин «биосфера». Само слово «биосфера» произошло от слов «био» и «сфера» — это область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, верхнюю часть литосферы и гидросферу. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны между собой и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. Главной особенностью биосферы ученый считается биогенная миграция атомов химических соединений, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эта биогенная миграция подчиняется двум биогеохимическим принципам: 1. Стремится к максимальному проявлению — возникает «всюдность» жизни; 2. Приводит к выживанию организмов, увеличивающих биологическую миграцию атомов. Биосфера существовала до появления человека и может существовать без него, но человек без биосферы существовать не может. Независимо от человека биосфера сложилась как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, как механизм, использующий энергетический порядок, идущий из Космоса и перераспределяющий энергию внутри геофизической, биологической, геохимической оболочек на планете и характеризующийся определенной биологической продукцией. Однако человек с момента своего появления вмешивается в процессы самоуправляющейся, саморегулирующейся природной системы и воздействует на нее. Современное состояние биосферы Земли оценивается биологами как глобальный экологический кризис, связанный с резким усилением воздействия человека на природу в последние 100-150 лет. Основными симптомами его являются: разрушение структуры природных экосистем и вымирание большого количества живых организмов; нарушение глобальных процессов в атмосфере и гидросфере (утоньшение озонового слоя, т.н. «глобальное потепление), а также внесение в окружающую среду чужеродных веществ и агентов искусственного происхождения, т.е. загрязнение окружающей среды. Поэтому в конце XX столетия приобрела огромное практическое значение прежде чисто теоретическая отрасль биологии - общая экология. Основой биосферы является круговорот органического вещества, осуществляющийся при участии всех населяющих ее организмов. В закономерностях биотического круговорота решена проблема длительного существования и развития жизни. На Земле запасы доступных минеральных элементов, необходимых для осуществления жизненных функций, не могут быть бесконечными. Если бы они только употреблялись, жизнь рано или поздно должна была бы закончиться. Именно для жизнедеятельности образовался круговорот органического вещества. Каждый вид организмов представляет собой звено в биотическом круговороте. Используя в качестве средств существования тела или продукты распада одних организмов, он должен отдавать в среду то, что могут использовать другие. С их помощью осуществляется естественная саморегуляция биосферы, любая форма жизни неизменно будет включаться в биотический круговорот. Солнечная энергия вызывает на Земле два круговорота веществ: 1. Большой, наиболее ярко проявляющийся в круговороте воды и циркуляции атмосферы. 2. Малый, или биологический, круговорот. Оба круговорота взаимосвязаны и представляют единый процесс. Биологический круговорот веществ обеспечивает воспроизводство живого вещества и оказывает активное влияние на облик биосферы. Биотический круговорот веществ, являющийся замкнутой системой, в упрощенном виде выглядит так: зеленые растения используют солнечную энергию, создавая первичную продукцию живого вещества, потребляют углекислоту и выделяют кислород. Животные поедают растения, потребляют кислород и выделяют углерод. Мертвые растения и животные перерабатываются насекомыми, простейшими, грибами, которые разрушают их, превращая в минеральные или простейшие органические соединения, поступающие в почву и вновь потребляемые растениями и т.д. Непрерывность и замкнутость этого процесса обеспечиваются распадом и разложением конечных продуктов. В биотический круговорот вовлекается гигантское количество воды. Геологический круговорот воды выполняет основную механическую работу, осуществляя перераспределение, накопление твердых осадков на суше и дне водоемов, а также в процессах механического разрушения почв и горных пород. Приняв за исходное биогеохимическую основу биосферы, установленную академиком В. И. Вернадским, французский философ Э. Леруа (1927) предложил понятие ноосферы (от греч. noos— ум, разум; sphdira— шар), назвав так современную ему стадию развития биосферы. Э. Леруа и его последователи дали трактовку ноосферы как «мыслящего пласта», зародившегося в конце неогена (около 1 млн лет назад) и с тех пор разворачивающегося над миром растений и животных вне биосферы и над ней. В свою очередь В. И. Вернадский принял и в последующие 15—20 лет развил понятие «ноосферы» как сферы разума — высшей стадии развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного человека, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле. Окончательно сформулировавшиеся к 1943 г. и опубликованные в 1945 г. идеи В. И. Вернадского о неотделимости человечества от биосферы указывают на главную цель в построении ноосферы. Она заключается в неизменности того типа биосферы, в которой возник и может существовать человек как вид, сохраняя свое здоровье, образ жизни. На современном этапе отношения «человек—природа» носят сложный характер. Преобразующая деятельность человека в биосфере неизбежна, так как с ней связано благосостояние населения. Незнание или нежелание учитывать свойственные природе законы поставило на грань сомнения если не существование всей биосферы, то как минимум возможность достойного развития в ней «Человека разумного». Мозг человека представляет собой «устройство» с низкими количественными и высокими качественными энергетическими характеристиками, а также с огромными способностями к управлению. Однако нельзя не признать, что человек пока не обладает достаточной прозорливостью, чтобы понимать последствия своих действий. Говорить о сегодняшнем состоянии биосферы, как о ноосфере, еще рано. В современном понимании ноосфера — это гипотетическая стадия развития биосферы, когда в будущем разумная деятельность людей станет главным определяющим фактором ее устойчивого развития. Гармония антропогенной деятельности человека и природы возможна только при: осуществлении контроля численности человечества; ограничении чрезмерных потребностей людей; рационализации использования природных ресурсов; использовании только экологически целесообразных промышленных технологий с максимальной переработкой и применением вторичных материальных и энергетических ресурсов; осуществлении глобального мониторинга за состоянием окружающей природной среды и др. Определенный шаг в направлении перехода биосферы в ноосферу — осознание и провозглашение необходимости перехода мирового сообщества на позиции устойчивого развития. В документах “Комиссии Брундланд”, в материалах Рио-92 устойчивое развитие определяется как развитие, позволяющее на долговременной основе обеспечить стабильный экономический рост, не приводя к деградации природной среды. Характеристиками устойчивого развития считаются: 1. необходимость сохранения исторически сложившейся среды обитания как безусловного фактора выживания вообще и человека в частности; 2. “рост” – не столько количественное увеличение товаров, сколько качественное разнообразие бытия; 3. необходимость создания условий для “справедливого” распределения мирового природно-ресурсного потенциала между “богатыми” и “бедными” странами. Чаще всего понятие “устойчивого развития” используется в двух смыслах: – в узком: оптимизация человеческой деятельности по отношению к биосфере; – в широком: новый тип функционирования цивилизации, основанный на радикальном изменении ее исторически сложившихся параметров. Концепция «устойчивого развития» при котором удовлетворение потребностей современного человечества не должно ставить под угрозу существование будущих поколений. Устойчивое развитие предполагает не покорение и полное преобразование природы, а нахождение компромисса между потребностями человека и существованием биосферы. Поскольку полностью отказаться от эксплуатации природных ресурсов мы не в состоянии, необходимо только оптимизивать их, сведя к минимуму вред, наносимый природе. Концепция «устойчивого развития» апеллирует к разуму человека как наиболее эффективному регулятору отношений биосферы и цивилизации. В этом смысле идеи ноосферного учения Вернадского сохраняют свою актуальность. Основными путями становления ноосферы в этом понимании являются сдерживание роста численности населения Земли и стабилизация его на уровне 7-8 млрд человек; переход к природоохранным технологиям в сельском хозяйстве («зеленая революция») и промышленности; освоение альтернативных источников энергии и т.д. По каждому из этих направлений ведутся интенсивные работы, достигнуты значительные успехи, но, к сожалению, они не приобрели ещё глобального, общечеловеческого масштаба и наблюдаются преимущественно в развитых странах. В ряде стран Европы и Северной Америки промышленное использование биологических ресурсов лимитировано законом, а уровень загрязнения окружающей среды стал снижаться. В этическом плане речь идет о выработке так называемого «экологического императива», который должен определять всю научно-техническую деятельность человечества в будущем. Все решения в области политической и экономической деятельности должны приниматься только с учетом данного принципа. Существенно, что экологический императив не может быть выучен, или задан извне, как теорема, он должен впитываться человеком в процессе воспитания и обучения, начиная с самых ранних лет. Устойчивое развитие должно стать основной нового этапа развития социума – т.н. «постиндустриального общества», где ведущую роль в экономике будут играть не промышленные или сельскохозяйственные, а информационные технологии. Теоретики «постиндустриального общества» считают, что на основе этого возможна долгожданная гармонизация отношений человечества и биосферы. |