Феномен и значение власти в жизни общества. Болезнь Меньера
Скачать 146.78 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНИЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬУО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра болезней уха, горла, носа Реферат на тему: «Болезнь Меньера » Выполнила студентка 4-го курса Лечебного факультета Группа 1408 Свешникова Анастасия Дмитриевна Дата сдачи: Проверил преподаватель Родионова Ольга Ивановна Оценка Подпись преподавателя Минск 2015 Оглавление Введение3
Заключение16 Список использованной литературы17 ВведениеАктуальность работы заключается в том, что власть - это один из важнейших феноменов социальной жизни, наряду с богатством и славой, власть относится к числу важнейших ценностей, ведь она возносит человека на вершины социальной иерархии, символизируя его жизненный успех. Но одновременно власть часто отождествляется с насилием, принуждением, несправедливостью и ограничением свободы человека. Эта амбивалентность власти и вызывает неподдельный интерес к ее сущности. Объект работы - власть, как социальный феномен. Предмет - основные характеристики современной власти. Целью данной работы является выявление особенностей. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Понятие властиСлово «власть» часто употребляется в обыденной речи, в периодической печати, в научной, учебной, учебно-методической литературе, в выступлениях лидеров политических партий, общественных, движений и т. д. При этом понятием «власть» нередко обозначается разное содержание. «Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о власти государственной, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т. д., и т. п.». [6. C.27] По словарю В. И. Даля, "власть - право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление... Властвовать - управлять, властно господствовать, повелевать, распоряжаться... Властолюбие - любоначалие, страсть к господству, к властвованию... Властолюбец - человек, безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиниться". Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти. В научной литературе дано огромное количество определений понятия «власть». Такое обилие определений власти не является случайным. Власть проявляется во многих видах. Власть бывает общественной, классовой, групповой, личной, семейной, экономической, политической, религиозной и т. д. Одним из наиболее важных видов власти является политическая власть. Это власть появилась вместе с утверждением социального неравенства людей. В отличие от общественной власти, господствовавшей в первобытном обществе и основывающейся па силе морального авторитета, политическая власть представляет собой отделившуюся от общества и стоящую над ним публичную власть. Источником политической «власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация». [6.С. 81] Политическая власть характеризуется рядом признаков. В научной литературе чаще всего указываются и характеризуются следующие ее признаки: доминирование властной воли, принуждение, организация и другие. Этот вид власти наиболее важен в социуме, поэтому в моей работе более подробно будут раскрыты способы влияния на общество именно политической власти . 2. Становление понятия власть и взгляды на него в разные годыВласть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка. Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Например, по древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.[1.] Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как "теория естественного права". Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры. [1] Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости. [1] К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу - это власть, отчуждаемая от "естественного человека" и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека. Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге "О духе законов" была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами. Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др. Кроме того, уже в раннюю эпоху истории философской мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико-гносеологическом анализе на два больших класса: 1. атрибутивно-субстанциональные, трактующие власть как атрибут, субстанциональное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;
Атрибутивно-субстанциальные подходы к осмыслению власти, в свою очередь, можно подразделить на: а) потенциально-волевые; б) инструментально-силовые; в) структурно-функциональные. Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Выделяют специфическую инструментально-силовую концепцию власти, связанную прежде всего с англо-американской традицией. Уже в "Левиафане" Гоббса власть описывается как реальное средство принуждения, форма силового воздействия. В современной политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти. Тут говорят о том, что власть скорее всего представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства.[3] 3. Структура власти. Причины подчинения социума.политический власть общество социальный Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы). Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединённое в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. [5] Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло своё практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всём мире. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. Сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей - важный источник силы власти. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле ресурсы власти представляют собой всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Достаточно распространённым и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости на средства производства, плодородные земли, продукты питания и т.д. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Cоциальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д. Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти. [4] Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. [3] 4. Институты власти и их роль в жизни обществаИнституты власти - это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления власти, обеспечивающих ее установление и поддержание. Такими институтами являются государство, партии и политизированные общественные движения. К числу наиболее общих функций институтов власти относятся:
Политические институты обычно возникают на базе тех или иных неинституционализированных общностей или групп и отличаются от предшествующих структур созданием постоянного и оплачиваемого аппарата управления.[2] Каждый институт как субъект власти реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, руководителей различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения конкретных и вместе с тем постоянно меняющихся с течением времени индивидуальных и групповых социально-политических интересов. [5] Совокупные субъекты играют определяющую роль в политическом процессе, тем не менее первичным субъектом власти, ее «атомом», несомненно, является индивид, личность. Статус субъекта власти не существует как изначально присущий какому-либо индивиду или социальной общности. Способность управлять, «держать власть в своих руках» не даны человеку изначально. Всякий индивид является потенциальным субъектом власти, но не каждый становится таковым реально. Чтобы стать субъектом политической власти, человек должен обрести в политике свою сущность и существование. Иными словами, он должен практически освоить опыт данной власти, осознать себя в качестве субъекта политического действия, выработать свою позицию в политическом процессе и сознательно определить свое отношение к миру политической власти, степень участия в ней. Реализация человеком своей политической сущности тесно связана с его индивидуальными особенностями и преломляется через структуру личности, в которой в качестве составляющих могут быть выделены социальная, психологическая, биологическая и духовная подструктуры. ЗаключениеПолитическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный социальный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру систему политических отношений. Социальное назначение власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности общества и государства. Список использованной литературы
|