Философия. Философия Древней Индии и Китая. Брахманизм Чарвака Джайнизм
Скачать 88 Kb.
|
Тема №2. Философии Древней Индии и Китая Философии Древней Индии: Брахманизм Чарвака Джайнизм Буддизм Индуизм (веданта, йога) Главное отличие древнеиндийской философии и мировоззрения от Западной в том, что она направлена на самосовершенствование человека (его внутреннего мира), тогда как Западная философия – на изменение внешних условий существования человека (через познание мира). I. Ведийский период (2-е тысячелетие – VI век до н.э.) - брахманизм II. Эпический период (индийской философии) - Неортодоксальные школы: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. - Ортодоксальные школы: индуизм в нескольких (шести) системах: веданта,йога, миманса, санкхья, вайшешика, ньяя. Выделяют два периода: Ведический и Эпический. I. Ведийский период (2-е тысячелетие – VI век до н.э.) 1. Брахманизм – главное учение индийской философии Основан на учении брахманов (жрецов), учивших по книге Веды (индийская Библия - собрание древних священных книг и гимнов в честь богов – подобие Библии). Философская часть Вед – Упанишады (сидеть рядом с учителем). Главное внимание в них к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»). Философия Упанишад состоит из двух учений: 1. Учение о Брахмане и Атмане В мире - два начала: Брахман – универсальная, безличная мировая душа (основа бытия), объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами; Атман – индивидуальная душа человека («Я»), субъективное духовное начало. Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины) на высшем уровне развития субъективного «Я». В этом диалектическая взаимосвязь, единство (тождество) мира и отдельного человека. 2. Учение о Сансаре и Карме Эпиграф: В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…» Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается. Новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное). Будущее человека (его новое состояние и сословие (варна)) определяется его поступками в прошлых жизнях. При плохих поступках он не только переходит в низшую касту, но его душа может переселиться даже в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна). Другой путь – истинный, это «путь Богов» (деваяна). При этом душа человека (Атман) освобождается от бесконечного перерождения (сансары), сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы (воздаяния). Это достигается при помощи постоянного нравственного совершенствования, аскетизма, освобождения от страстей (мокша), осознании своего тождества с миром. Выводы: Жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а цель - выйти из этой цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от земной жизни. Поэтому человек должен быть нацелен на внутреннее самосовершенствование, а не на изменение внешних условиях (природы и общества) как в христианстве. Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека, аскетизмом. Полный первоначальный вариант параграфа: Структура Вед: 1. Древняя часть: состоит из 4-х санхит (сборников): - Ригведа (сборник гимнов); - Яджурведа (жертвенные изречения); - Самаведа (жертвенные песни); - Атхарваведа (песни-заклинания); 2. Вторая часть: - Брахманы (ритуальные тексты) – комментарии к текстам Вед; - Араньяки – «лесная книга» (о жертвоприношениях), предназначалась для отшельников. 3. Заключительная часть: - Упанишады (сидеть рядом с учителем) – трактаты религиозно-философского характера, имеющие для философии первостепенное значение. Философия Упанишад: Упанишады (сидеть рядом с учителем) – трактаты религиозно-философского характера, имеющие для философии первостепенное значение. В них развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений и т.д. Главное внимание - к внутренней стороне бытия, к человеку, к его нравственному совершенствованию (например, вопросы «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?»). Философия Упанишад состоит из двух учений: 1. Учение о Брахмане и Атмане Брахман – универсальная, безличная мировая душа, основа бытия, объективное духовное начало, из которого возникает весь мир с его элементами. Универсальность брахмана достигается им через познание самого себя. Атман – индивидуальная душа, «Я», субъективное духовное начало, «Я». Они противоположны друг другу (как объект и субъект) и одновременно тождественны (слитны, едины). На высшем уровне развития субъективного «Я» мир и сознание индивида сливаются воедино. Таким образом, здесь есть диалектическая взаимосвязь, единство (тождества) бытия (мира) и отдельного человека. 2. Учение о Сансаре и Карме Эпиграф: В.Высоцкий: «Кто верит в Магомета…» Сансар (круговорот жизни) - человеческая жизнь бесконечно перерождается и новое рождение индивида обуславливается (определяется) законом Кармы (закон воздаяния за содеянное). Будущее человека, его новое состояние и сословие (варна) определяется его поступками в прошлых жизнях. В худшем случае (при очень плохих поступках), он не только переходит в низшую касту, но его душа может переселиться и в животного. То есть, судьба человека зависит от его поведения. Это обычный для людей путь – «путь отцов» (питръяна). Поэтому главная задача человека – освобождение (мокша) от мира страстей и постоянное нравственное совершенствование. Для этого – нужно растворить свою душу (Атман) в мировой душе (Ратмане), познать свое тождество с миром. Подлинное познание состоит в глубоком соединении и осознании своего тождества с миром (Атмана и Рахмана). Тот, кто достигнет этого – освобождается от бесконечного перерождения (сансары), душа его сливается с Брахманом и остается в нем навсегда, освобождаясь от влияния Кармы. Это истинный «путь Богов» (деваяна), он достигается при помощи высшего познания и аскетизма. Таким образом, жизнь человека есть бесконечная цепь перерождений, а его цель, в конечном счете, выйти из цепи (покинуть сансару), т.е. избавиться от жизни. Поэтому жизнь человека должна быть направлена на внутреннее самосовершенствование, (а не на изменение внешних условиях – природы и общества, как в христианстве). Поиск истины осуществляется не теоретическим познанием (эмпирическим или рациональным), как в европейской философии, а нравственным совершенствованием человека, аскетизмом. II. Эпический период(индийской философии) Связан с периодом созданием эпических поэм. Две группы школ: ортодоксальные и неортодоксальные Неортодоксальные школы: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. 2. Чарвака – материалистическое учение (по имени ее основателя Чарваки). Отрицает идеалистическое учение брахманизма (учение о Брахмане, Атмане, сансаре и карме). Основой всего сущего является материя в виде четырех первоэлементов: земля, вода, огонь и воздух. А жизнь и сознание – производные от них. Познание мира – только на основе чувственного восприятия (сенсуализма). А т.к. чувства у каждого индивидуальны, то и истина, нравственные нормы у каждого также свои. Отрицание роли разума, интеллекта в познании. Никакого Бога и потустороннего мира нет, а есть только мир настоящий. Поэтому надо наслаждаться жизнью (гедонизм – греч. Гедоне - наслаждение) и брать от нее все, не обращая внимания на нравственные нормы. 3. Джайнизм – 6 век до н.э. Основатель - Махавира Вардхамана Это учение о бытии личности. Личность дуалистична и состоит из 2 частей: души и тела, которые связаны между собою кармой (тонкой духовной материей, в отличие от кармы в Упанишадах, понимаемой как закон воздаяния). Душа постоянно странствует и перерождается, связанная кармой. Два уровня существования личности: А) несовершенный: душа соединена с материей (телом) и страдает; Б) совершенный: нирвана, когда душа освобождается от кармы и тела и находится в состоянии блаженства. Это достигается праведной жизнью человека – аскетизмом (отстранение от богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам). Лишь аскетизм освобождает душу и прекращает ее перерождения. Освобождение носит индивидуальный характер. Буддизм (возник в VI веке до н.э.) Основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный, пробужденный). Главный вопрос – бытие личности. Существование человека связано со страданием и бесконечным перерождением. Освободиться от страдания (и перерождений) возможно только устранив стремление к жизни. Для этого необходимо погасить желания человека путем отрешения от мирской суеты и погружением в медитацию (лат. медитацио – сосредоточенное размышление) – углубленная сосредоточенность, отрешение от внешних объектов и внутренних переживаний. В результате достигается состояние нирваны – высшее блаженство в виде отрешенности от жизненных забот и желаний. При этом человек освобождается от перерождений и сливается с Богом. Главный принцип буддизма – терпимость (толерантность) – не причинение вреда окружающим. Ортодоксальные школы: 5. Индуизм представлен в нескольких (шести) системах: веданта, йога, миманса, санкхья, вайшешика, ньяя. Всех их объединяет поиск путей искупления и выхода из круговорота сансары (перерождения) и кармы. 1) Веданта – важнейшая система и философская основа индуизма. Выход из бесконечного круговорота сансары (перерождения души) возможен только путем познания истины о том, что подлинный, реальный мир – это абсолютный духовный мир (Брахман) с которым соединяется душа (Атман), а не окружающий нас материальный мир. Главный путь к достижению этого знания (истины) – соблюдение нравственных норм и медитация (интенсивное размышление над проблемами Вед). 2) Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) – школа практического психологического обучения. Правила психической тренировки с последовательными ступенями: - самонаблюдение (яма) - овладение дыханием при определенных позах тела (асана) - изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара) - концентрация мысли (дхарана) - медитация (дхьяна) - состояние отторжения души от тела (самадхи). На последней ступени душа освобождается от тела, от перерождения (сансары) и кармы. Йога направлена на формирование высоконравственной личности. 3) Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Исполнение долга в виде жертвоприношения, которое приводит к постепенному освобождению от кармы и прекращению перерождений и страданий. 4) Санкхья (число, перечисление) – дуалистическое учение. Причина возникновения мира – природа (материя). Параллельно с природой существует абсолютная душа (пуруши). Она во всех вещах, которые и существуют благодаря душе. Благодаря соединению материи и души возникают основы мира: материальные (вода, воздух, земля и т.д.) и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). 5) Вайшешика – учение непоследовательного идеализма. В основе мира – атомы, которые вечны и никем не создаваемы. Из них возникают все вещи. 17 видов атомов (качеств). Однако движущей силой развития мира является Бог, который действует по законам кармы. 6) Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. Конечная цель человеческой жизни – освобождение в виде прекращения страданий. Это достигается путем познания и исследования проблем с помощью логики. Философии Древнего Китая: Конфуцианство Даосизм Легизм) 1. Конфуцианство Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.) или Кун-цзы – учитель Кун. Уже в 20 лет прославился как знаменитый педагог Китая. Главный труд «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В 1503г. причислен к лику святых. Последователи – конфуцианцы. Была господствующей идеологией в Китае до 1949 года (образование КНР). В центре внимания – человек и вопросы его идеального воспитания (умственного и нравственного развития, поведения). Человек есть элемент общества, подчинен ему. Государство это большая семья, коллектив, в котором растворяется личность. Причина нравственного падения и смуты в обществе – пренебрежение к религии и ее ритуалам. Главная категория «Небо», оно есть Бог, нравственность, к которому надо относиться почтительно. Царь – посредник между Небом и людьми. (Поднебесная империя). Сущность воспитания идеального человека - в духовном его соединении с Небом (Богом). Основное требование к человеку - быть человечным (доброта, человеколюбие, гуманность). Это категория «Жень» Основой человечности является уважение к родителям и старшим (сыновья почтительность), т.н. категория «Сяо». Это есть самый эффективный способ управления страной (большой семьей). Поэтому отношения правителя и подданного должны строиться по аналогии как отношения отца и сына, старшего и младшего брата. Концепция «золотой середины» - в управлении народом не допускать ни перегибов, ни чрезмерной мягкости, т.е. необходимы компромиссы. Другие императивы (правила, советы)Конфуция: - не делай другим того, чего не пожелаешь себе; - помогай другим в том, чего бы ты сам хотел достичь. 2. Даосизм (школа Дао) – важнейшая философская школа в Китае. Возникла во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. Основатель – Лао-цзы, важнейший представитель - Чжуан-цзы. Главная категория «Дао» (путь) – начало и основа мира, всеобщий невидимый закон природы, который определяет мир (природу, общество, человека) и управляет им. Вселенная спонтанно возникает и исчезает. Категория «У вей» - бездействие (недеяние). Соблюдая закон Дао, человеку и обществу лучше бездействовать по отношению к природе, т.к. все их усилия лишь увеличивают противоречия между ними. Поэтому главный принцип поведения личности – сохранение «меры вещей» (существующего положения). Именно «бездействие» и приводит к счастью, процветанию и полной свободе. Мудрый правитель, следуя Дао, ничего не предпринимает, управляя страной. В результате народ процветает, а в обществе сами собой воцаряются порядок гармония. Попытки манипулировать миром обречены на неудачу и гибель. Легизм (лат. легис - закон) учение об управлении человеком, обществом, государством школы законщиков. Возникла и оформилась в 6-2 веках до н.э. Главный теоретик – Хан Фэй. Учение о государстве: Управление государством и его развитие осуществлять не на основе благих пожеланий (см. закон Черномырдина - хотели как лучше!), а путем развития земледелия, укрепления армии и одурачивания народа. Политика не совместима с моралью. Главное воздействие правителя на массы – через награды и наказания (это главнее). Надо исходить из законов. Перед законом все равны, кроме самого правителя, как единственного творца законов. Фактически данное учение есть теория деспотического государства. Легизм сыграл прогрессивную, решающую роль в формировании системы управления, существовавшей в Китае вплоть до начала 20 века. Было введено: - вместо наследования государственных .должностей был введен принцип назначения чиновников; - равные возможности при выдвижении на административные посты; - унификация мышления чиновников; - их личная ответственность. |