Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика брачно-семейных отношений по Кодексу Хаммурапи

  • Положение женщины в семье по Кодексу Хаммурапи

  • Положение мужчины в семье по Кодексу Хаммурапи

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • РЕФЕРАТ 1. Брак и семья по Кодексу Хаммурапи


    Скачать 31.72 Kb.
    НазваниеБрак и семья по Кодексу Хаммурапи
    Дата05.10.2022
    Размер31.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЕФЕРАТ 1.docx
    ТипРеферат
    #714619


    РЕФЕРАТ

    По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

    На тему: «Брак и семья по Кодексу Хаммурапи»

    Выполнила:

    студентка 1 курса

    специальности «юриспруденция»

    Иванов Иван Иванович
    Проверил:

    Кузнецов Алексей Валерьевич

    Тюмень 2022
    Введение

    Законы Хаммурапи представляет собой один из древнейших памятников права. Многие положения данного кодекса нашли свое отражение, как в нормах права Римской Империи, так и в правовых нормах современной цивилизации.
    Институт брака и брачных отношений, в тех или иных формах, всегда существовал в человеческой цивилизации. Исходя из уровня развития цивилизации древности, а также обычаев и традиций того или иного народа, существовала различная регламентация вопросов, связанных с отношениями между супругами. Тот факт, что вопросам семейного права в законах Хаммурапи уделяется весьма большое значение, указывает на то, что еще в древности эти вопросы рассматривались на государственном уровне.
    Изучение источников права древних цивилизаций дает в наше время возможность не только ознакомиться с теми порядками и нормами, которые существовали в тех древних обществах, но также и более внимательно рассмотреть нормы и обычаи нашей сегодняшней жизни, выявить принципиальные различия, а в некоторых вопросах и провести аналогии. Исходя из всего сказанного выше, можно судить о том, что тема, которая рассматривается в рамках данной курсовой работы, весьма важна и актуальна на текущий момент.

    Общая характеристика брачно-семейных отношений по Кодексу Хаммурапи
    Семейное право по Законам Хаммурапи представлено в виде 68 статей. Тот факт, что в данном кодексе существовало такое большое количество статей на данную тематику, указывает на факт, что государство было крайне заинтересовано в том, чтобы узаконить межличностные связи. В этих статьях закреплены права и обязанности как мужа, так и жены, а также право наследования и распределения имущества между членами семьи. О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола.
    В том случае, если под браком подразумевается договор, то логичным было бы предположение о том, что он в нем должны иметься определенные существенные элементы, которые придавали бы ему юридическую силу и наделяли бы союз между супругами свойствами, которые соответствуют правовому отношению. Здесь, прежде всего, нужно отметить, что брак должен иметь определенную цель, с которой он совершается. В законах Хаммурапи такая цель отражена в статье 138, которая свидетельствует о том, что если человек решит оставить супругу, которая не родила ему детей, то ему следует дать серебро, которое соответствует выкупу супруги, а также человек должен восстановить ее приданное.  Затем, согласно положения указанной статьи кодекса Хаммурапи, человек может оставить супругу. Исходя из этого, можно констатировать, что в качестве цели брачных отношений законодатель выделяет рождение и воспитание детей. Исходя из этого, невозможность достижения указанной цели может рассматриваться в качестве основания для развода.

    Тот факт, что указанная норма имеет диспозитивную формулировку, не должен вводить в заблуждения касательного того, что эта норма дает лишь возможность для мужа расторгнуть брак. Нужно отметь, что в древности семья имела ярко выраженный хозяйственный характер. Исходя из данного факта, появление на свет детей принято было рассматривать как полезную меру, которая была направлена на то, чтобы увеличить рабочую силу семьи и, тем самым, увеличить ее богатства. Ряд других статей кодекса Хаммурапи могут подтвердить указанное утверждение. Например, в статьях 145 и 146 говориться о том, что бездетный брак со жрицей (надитум) мог приводить к сожительству с наложницей. Согласно нормам кодекса, такое сожительство представлялось не только законным, но также и целесообразным. В данном случае не велось речи о какой-либо супружеской неверности. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что рождение детей можно рассматривать в качестве каузы брачного договора. Таким образом, в качестве объективного можно признать факт, что исследуемый в рамках данной работы период характеризуется глубокой древностью, люди уже имели осмысленное и рациональное представление о браке.


    Положение женщины в семье по Кодексу Хаммурапи
    То положения, в котором находилась женщина в Вавилоне, нельзя назвать бесправным. У женщин, согласно положениям кодекса Хаммурапи, было право участвовать в деловой жизни, они могли заключать договора, а также им не было запрещено занимать ряд должностей в общественном управлении. Тем не менее, это не давало женщине равные права с мужчиной, так как доступ у тем постам, которые были наиболее влиятельные, для женщин того времени был закрыт. Женщины могли выполнять функции в храмовой службе. Такие права сохраняли за собой те женщины, которые имели принадлежность к царскому двору к высокому общественному сословию. Что же касается семейной жизни, то здесь женщина была в подчинительном положении по отношению к мужчине. Данное подчинительное положение относилось уже к вопросу бракосочетания, так как женщина не могла выбрать мужа исходя из собственной воли. Выбор будущего мужа за женщину делал ее отец. Отец давал ей приданное, будущему мужу следовало уплатить за нее выкуп, который он отдавал отцу. Далее заключался брачный договор. Также для женщины очень трудно было добиться права на развод. Причем такое право давалось ей только в том случае, если она сможет доказать, что муж плохо с ней обращается.  Если же ее обвинения не были признаны доказательными, то за ложный навет её могли бросить в воду или убить каким-либо другим способом. Что касается вопросов имущественного характера, то здесь у женщины имелся ряд прав. У женщины было исключительное право, которое касалось ее приданного. Исходя из законов Хаммурапи, жена могла забрать его с собой в случае развода. Также у нее было право распоряжения дарами мужа, а также имуществом, которое было ей подарено и документально закреплено за ней. В том случае, когда жена не полчала никаких даров от мужа, то после смерти мужа на могла претендовать на долю имущества в качестве наследника. Женщина не была материально бесправной, но имела некоторые ограничения относительно имущества. Оставшись вдовой, жена не могла продать, доставшееся ей от мужа имущество. Выходя замуж второй раз, имея при этом малолетних детей, она могла получить у суда разрешение на пользование собственностью покойного мужа, что должно было быть закреплено "изготовлением документа". Муж мог продать жену в рабство за долг или непослушание, жена же и после его смерти не обладала такими властными правами, оставаясь зависимой и несостоятельной. Несмотря на это, женщина в Вавилоне обладала свободой, не будучи равной, мужчине. В случае заключения брака между представителями разных слоев населения женщина сохраняла свой статус, а вот её дети уже наследовали более высокий статус. Будучи замужней, женщина могла выступать в качестве свидетеля, обладать собственностью, на которую не могли претендовать кредиторы её мужа, − в случае если при заключении брака у мужа уже был долг. Тем не менее, согласно статье 152, если после заключения брака "на них появился процентный долг", то они оба должны были отвечать кредитору. У жриц (надитум) в древневавилонском обществе было весьма привилегированное положение. Это можно было объяснить тем фактом, что они имели "высокое предназначение". У них было больше прав, чем у простых женщин. Так, например, им дозволялось заключать договоры купли-продажи. В случае если мужчина, которому надитум родила детей, захотел оставить её, то он должен был вернуть ей её приданое, а также отдать половину поля, сада и имущества; как только она вырастит своих детей, ей должны были дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано её детям; если жрице отец не дал приданого, то после его смерти она должна была получить долю в имуществе, как один наследник, и распоряжаться этой долей до конца своих дней. Таким образом, жрицы имели гарантированное право на наследство, на обеспечение, а также право принимать участие в деловой жизни. Исходя из сказанного, рассмотрев правовой статус женщины в древнем Вавилоне, можно сделать вывод о том, что задачей женщины, согласно закону Хаммурапи, было посвятить свою жизнь ее мужу. Она должна была почитать своего мужа, а также оставаться верной ему даже после его смерти. Но также нельзя говорить о том, что женщина в Вавилоне была бесправной. У женщина была возможность участвовать в деловой жизни, быть наследницей имущества, а также обладать право собственности. Тем не менее, ряд прав, которыми обладала женщина, так или иначе, указывал на ее подчинительное положение по отношению к мужчинам.
    Положение мужчины в семье по Кодексу Хаммурапи
    Главой семьи являлся муж. Ему принадлежало право распоряжения женой и детьми. Жена была подвергнута целому ряду ограничений и свобод, а также жесткой степени наказаний. Если жена была уличена в прелюбодеянии, то ее связывали вместе с соучастником и бросали в воду, пока они не задохнутся. А в случае с мужем, невеста просто забирала свое имущество и возвращалась обратно в родительский дом. Бездетная жена могла привести мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж в таком случае имел право на развод. Для него не существовало юридических препятствий к разводу. Если муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии, оставив жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой. Согласно законам Хаммурапи, мужчины обладали определенными имущественными правами и обязанностями в вопросах, касающихся брачных отношений, которые были отличными от тех прав и обязанностей, которые относились к женщинам. Отец невесты, отказываясь выдать свою дочь замуж, нарушает условия брачного сговора. Как следует из текста, он признается однозначно виновным в уклонении от данного обещания и обязан возместить жениху понесенные убытки. При этом закон требует от несостоявшегося тестя удвоить полученные от жениха дары. Последние, как известно, складываются из реального ущерба и неполученной выгоды. Возвращая жениху удвоенную ценность даров, отец невесты не только восполняет понесенные им (женихом) затраты по брачному сговору, но и компенсирует ему несостоявшееся увеличение имущества. Также муж несмотря на то, что он обладает многочисленными правами, несет согласно Кодексу Хаммурапи и определенные обязанности. В обязанности мужа входит содержание жены, а также представление ей достаточного "пропитания". В противном случае, жена имеет право от него уйти. Дети, рожденные в законном браке, становились полноправными наследниками всего имущества родителей. Сыновья наследовали дом и хозяйство, продолжали отцовское ремесло. Отец был обязан полностью обеспечивать детей - на свадьбу сына выкуп за невесту обязан был выплатить отец из своего имущества, а не сам жених. Отец обязан был обеспечить дочерей приданым в том объеме, какого требовали городские законы. Наследство умерших родителей делилось между сыновьями согласно строго заведенному порядку, неизменному практически во всех шумерских городах-государствах. Прежде всего, надо отметить, что у шумеров наследниками считались, как правило, ближайшие кровные родственники (супруги либо дети). Все хозяйство переходило к сыну или ко всем сыновьям вместе. В семье шумеров бывало по нескольку сыновей. В этом случае старший сын получал привилегированное право при дележе отцовского наследства. Как правило, привилегии выражались в несколько большей доле наследуемого имущества по сравнению с остальными братьями. В целом же права на унаследованное хозяйство распределялись между всеми братьями поровну, и они вели общее хозяйство. Как правило, при этом сыновья не дробили отцовское имущество на части, и поровну делили полученные доходы. Сыновья от разных браков отцовское наследство делили поровну. Согласно законам Хаммурапи, старшие сыновья, успевшие обзавестись семьями еще до смерти отца и получившие от него деньги на выкуп невесты, обязаны были выделить из своей доли средства на свадебный выкуп младшему брату, который по малолетству не мог получить его при жизни отца. Мать также могла завещать часть своих украшений, полученных при замужестве, или иного имущества любимому из своих сыновей. Если дети совершали какой-нибудь тяжкий проступок по отношению к родителям, выказывали неуважение или неповиновение, отец мог пойти на такую крайнюю меру, как лишение наследства. Впрочем, окончательное решение такого рода вопросов оставалось за городским судом. В некоторых случаях отец мог лишить сына наследства и изгнать его из семьи только в том случае, если сын дважды был уличен в тяжких оскорблениях родителей.

    Заключение
    В заключение данной работы можно сделать следующие основные выводы: Семейное право в древнем Вавилоне является вполне сложившимся институтом. Его можно считать также и достаточно развитым. Положение женщины в семье, исходя из кодекса Хаммурапи было подчинительным мужу. Несмотря на это, древнее законодательство прописывало определенный набор прав, в том числе и имущественных прав, которыми обладали женщины. Данный факт может свидетельствовать о том, что, несмотря на патриархальное устройство вавилонского общества, в том числе и вопросах, которые касаются семейных отношений, женщина также являлась субъектом права могла рассчитывать на защиту со стороны закона в том случае, если ее права были нарушены. Законы Хаммурапи содержат весьма большое количество положений, которые относятся к имущественным правам. Имущественные права, исходя из уклада, большей степени относятся к мужчинам. Применительно к отношениям в семье, также в вопросах наследования, мужчины, согласно законам Хаммурапи, обладают рядом отдельных прав и обязанностей.
    Проводя сравнительный анализ правового статуса мужчин и женщин в семье, исходя из положений законов Хаммурапи, можно сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на наличие и закрепление за женщинами отдельных прав, в том числе и прав имущественного характера, законодательство наделяет мужчину гораздо большими правами по сравнению с женщиной. Данный факт прослеживается при анализе любой из составляющих брачных отношений, будь то вопросы, связанные со вступлением в брак, вопросы, связанные с наказанием за супружеские измены, а также вопросы, связанные с имуществом и наследованием данного имущества. В законах Хаммурапи также весьма глубоко рассмотрены правовые положения, которые касались развода супругов. В данном случае мы также можем наблюдать тот факт, то у мужчин в этих вопросах имелось гораздо больше прав, нежели у женщин. Тем не менее, отдельные положения Кодекса также защищают и женщин, как в вопросах их личной неприкосновенности (прежде всего половой неприкосновенности женщины, находящейся замужем), так и в вопросах их имущественного положения.

    Список использованной литературы


    1. Вардиман, Е. Женщина в древнем мире. - М.: Наука, 1990. - 335 с.

    2. Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 1923.

    3. Жидков О. А, Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 1. - М, 2012.

    4. Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В.А. - М.: Зерцало, 2004. - 560 с.

    5. Законы Хаммурапи. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 2000.

    6. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон / Пер. с нем. Б.М. Святского. - Смоленск: Русич, 2011. − 368 с.

    7. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 2012.

    8. Крашенникова Н.А. История права Востока. - М., 2013.

    9. Кузин Н.П., Нарочницкий А.Л., Нечкина М.В. Энциклопедия. / Из истории человеческого общества / Том 8. - М, 1975.

    10. Сборник Законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып.1 - Тольятти: ИИП "Акцент", 2011. - 56 с.

    11. Сонин В.В. Всеобщая история права. - Ч.1. - Владивосток, 2013.

    12. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

    13. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века. - М., 2012.

    14. Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982.


    написать администратору сайта