Условия вступления в брак. Документ Microsoft Word (2). Брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Три формы брака в римском праве
Скачать 18.92 Kb.
|
Условия вступления в брак, формы его заключения и способы прекращения Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Три формы брака в римском праве: cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом); sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом); конкубинат (условно, так как формально браком не являлся). Брак и условия его заключения Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Условия вступления в брак: 1. достижение брачного возраста; 2. согласие на брак; 3. наличие у брачующихся права заключить законный брак. Способы прекращения: Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в римском праве: 1) смерть одного из супругов; 2) утрата одним из супругов статуса свободы; 3) утрата одним из супругов римского гражданства; 4) утрата семейного статуса; 5) развод. Личные и имущественные отношения супругов в браке без власти мужа. Личные отношения супругов. При браке cum manu mariti жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была на положении дочери (filiae loco). Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и на ее основе общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки, например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu. При браке sine manu жена остается под властью своего отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. степени и линии родства в римском праве Линии различаются прямые (recta) и боковые (transversa). Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники: дед, отец, сын, внук). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка, однако не происходящие один от другого: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Для ясности можно себе представить прямую линию в виде приставной лестницы, а побочную – в виде раскладывающейся. Между прямыми и боковыми линиями устанавливаются разные степени родства (gradus). Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством 1-й степени, а братья – боковым родством 2-й степени, 3-я между дядей и племянником, 4-я между двоюродными братьями и т.д. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо существовало два таких типа: агнатское и когнатское родство. Агнатское родство – это связь, определяемая властью домовладыки. Другими словами, это узы, связывающие с домовладыкой, а также друг с другом всех тех, кто подчинен домовладыке одного и того же лица. Узы эти не связаны с кровными: агнатами являются и приемные дети, и жены (в браке с властью мужа), хотя по крови они чужие. Агнатами не являются дети домовладыки, которые были эманципированы (выведены из-под власти домовладыки). Когнатское родство – это родство по крови, это узы, связывающие между собой всех кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются они агнатами или нет. Поэтому эманципированный сын – когнат, а приемный – нет. Первоначально, вплоть до Юстиниана, юридически значимым было только агнатское родство, постепенно стало приобретать значение когнатское родство, которое в результате стало определяющим. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены – с родственниками мужа. Свойство важно, поскольку его наличие может воспрепятствовать заключению брака или подаче исков в некоторых случаях. Супруг является свойственником родственников своего супруга в той же степени, в какой тот является их родственником. Так, например, зять по отношению к тестю является свойственником 1-й степени по прямой линии, поскольку такова степень родства его жены по отношению к тестю. Очевидно, что с разложением римской патриархальной семьи, отмирали некоторые права и обязанности, вытекающие из агнатического родства; с другой стороны, устанавливались такие права и обязанности, которые учитывали родство когнатическое. Иными словами, римское право изменяло акценты в учете интересов тех или других кровных родственников, не более того. |