Главная страница
Навигация по странице:

  • Не для суетной тщеты

  • Расцвет поэзии вагантов приходится па XII—XIII вв., когда в связи с подъемом городов в странах Западной Европы начали быстро развиваться школы и университеты.

  • Среди вагантов мы находим студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства, клириков без определенных занятий и др.

  • Сами ваганты называли себя «голиардами» (по различным этимологиям это означает «чертовы слуги» или «обжоры») и возводили свое происхождение к первому на земле гуляке и стихотворцу Голиафу.

  • По другой версии, «голиард» происходит от латинского gula (глотка) – т. е. ваганты - «горолопаны», «любители заложить за воротник».

  • По аналогии с рыцарскими и монашескими орденами ваганты утверждали свой «Орден вагантов», что нашло отражение в следующем стихотворении

  • Бродячие школляры или ваганты из ордена голиардов. Бродячие школяры, или ваганты из ордена голиардов


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеБродячие школяры, или ваганты из ордена голиардов
    Дата17.11.2018
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаБродячие школляры или ваганты из ордена голиардов.pptx
    ТипДокументы
    #56712


    Бродячие школяры, или ваганты из ордена голиардов

    существовали в Европе в XII—XIII вв. (в перев. с лат. vagantes значит «бродячие», «скитающиеся»).

    Особое место в латинской литературе средних веков занимает поэзия вагантов, или голиардов, встречаемых в Германии, Франции, Англии и Северной Италии.

    Слово «вагант» (vagantes) в дословном переводе с латыни означает «бродячий». В Средние века оно первоначально (в период Раннего Средневековья) применялось к священникам без прихода, к монахам, покинувшим монастырь, позже, в период Зрелого Средневековья кроме вышеперечисленных групп скитальцев его стали относить к многочисленным школярам и студентам, странствующим в поисках знаний из университета в университет, из города в город. В XII - XIII веках число таких скитальцев на дорогах Европы резко увеличилось, поскольку выпускникам университетов и соборных школ становилось все труднее найти себе место: кафедру учителя, службу в канцелярии или церковный приход. Впрочем, не все школяры благополучно завершили обучение, причины могли быть разные, в том числе и такая:

    Не для суетной тщеты,

    Не для развлеченья

    Из-за горькой нищеты

    Бросил я ученье.

    («Нищий студент»)

    Расцвет поэзии вагантов приходится па XII—XIII вв., когда в связи с подъемом городов в странах Западной Европы начали быстро развиваться школы и университеты.

    Это поэзия вольнодумная, подчас озорная, далекая от аскетических идеалов средневекового католицизма. Ее широкое распространение в ряде европейских стран свидетельствует о том, что даже в клерикальных кругах (из которых главным образом и выходили поэты-ваганты), начиная о периода раннего средневековья, неизменно жил протест против аскетического изуверства, против алчности, лицемерия, неправосудия и других пороков католической церкви, возглавляемой папской курией.

    Среди вагантов мы находим студентов (бурсаков), переходивших из одного университета в другой, представителей низшего духовенства, клириков без определенных занятий и др.

    Будучи тесно связаны с традициями ученой латинской поэзии так называемого каролингского Возрождения, ваганты в то же время гораздо смелее, чем каролингские поэты, идут по пути чисто светской литературы. В звучных стихах воспевают они простые радости земной жизни. Их идеал—беспечное веселье, несовместимое с постной моралью хмурых благочестивцев.

    На жизнь ваганты зарабатывали репетиторством, составлением юридических документов, юридическими или медицинскими консультациями, но главное, (что особо ценно для историков и ценителей литературы) - сочинением латинских стихов для случайных меценатов. На фоне строго иерархичного средневекового общества жизнь вагантов выделяется духовной свободой, независимостью. Поэтому, несмотря на скитания и бедность, она выглядит привлекательной.

    Сами ваганты называли себя «голиардами» (по различным этимологиям это означает «чертовы слуги» или «обжоры») и возводили свое происхождение к первому на земле гуляке и стихотворцу Голиафу.

    По другой версии, «голиард» происходит от латинского gula (глотка) – т. е. ваганты - «горолопаны», «любители заложить за воротник».



    М. Л. Гаспаров указывает, что термин «голиард» пришел из соборных постановлений, направленных против буйства и безнравственноти вагантов: «…В этих же соборных постановлениях, появляется термин, получивший очень широкое распространение: «бродячие школяры, сиречь голиарды», «буйные клирики, особливо же именующие себя голиардами» и пр.

    Как поэзия вагантов, так и это их название имеет два истока - народный и ученый. В романских языках было слово gula, «глотка», от него могло происходить слово guliart, «обжора», в одном документе XII в. упоминается человек с таким прозвищем. Но кроме того, оно ассоциировалось с именем библейского великана Голиафа, убитого Давидом; имя это было в средние века ходовым ругательством, его применяли и к Абеляру, и к Арнольду Брешианскому. Бой Давида с Голиафом аллегорически толковался как противоборство Христа с сатаною; поэтому выражение «голиафовы дети», «голиафова свита» и пр., обычные в рукописях XIII в., означают попросту «чертовы слуги».

    Как бы то ни было, слово «голиард» очень скоро контаминировало ассоциации, связанный и с той и с другой этимологией, и распространилось по всей романоязычной Европе; в Германии (например, в Буранском сборнике) оно не употребительно. Таким образом, это был ругательный синоним слова «вагант» - не более того».

    Миф о стихотворце и гуляке Голиафе как первом ваганте возникает в Англии, где бродячих школяров не было, а истории об образе жизни и нравах привозили студенты, побывавшие на континенте. Благочестивым клирикам невозможно было даже вообразить те ужасы, о которых они рассказывали, и появился цветистый миф, объясняющий происхождение вагантов от стихотворца, гуляки и великого грешника

    По аналогии с рыцарскими и монашескими орденами ваганты утверждали свой «Орден вагантов», что нашло отражение в следующем стихотворении :

    «Эй, - раздался светлый зов, началось веселье!

    Поп, забудь про часослов! Прочь, монах, из кельи!»

    Сам профессор, как школяр, выбежал из класса,

    ощутив священный жар сладостного часа.

    Будет ныне учрежден наш союз вагантов

    для людей любых племен, званий и талантов.

    Все — храбрец ты или трус, олух или гений —

    принимаются в союз без ограничений.

    «Каждый добрый человек,— сказано в уставе,—

    немец, турок или грек стать вагантом вправе».

    Признаешь ли ты Христа,— это нам не важно,

    лишь была б душа чиста, сердце не продажно.

    Все желанны, все равны, к нам вступая в братство,

    невзирая на чины, титулы, богатство.

    Наша вера — не в псалмах!

    Господа мы славим тем, что в горе и в слезах

    брата не оставим…..

    Членом ордена вагантов, таким образом, мог стать всякий веселый и добрый человек, независимо от вероисповедания, рода занятий, возраста, национальности и богатства, а единственной заповедью членов ордена был закон - проявить милосердие друг к другу и ко всем сирым, убогим, терпящим нужду.

    Последним культурным прибежищем вагантов были латынь и университетское образование, только своей ученостью они и выделялись из городских низов, среды жонглеров и шпильманов.

    Язык поэзии вагантов поэтому – классическая латынь. Творчество вагантов по преимуществу анонимно, их стихи рассеяны по монастырским рукописям. Самые значительные рукописи - «Кембриджская рукопись» и «Carmina Burana» («Бейренские песни» - от названия монастыря Бенедикт Бейрен, где была найдена эта рукопись XIII в.).



    написать администратору сайта