Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Социально-философские теории в коммуникативистике

  • Список используемых источников

  • кр по коммуникативистике. Цель данной работы изучение социальнофилософских теорий коммуникативистики


    Скачать 38.75 Kb.
    НазваниеЦель данной работы изучение социальнофилософских теорий коммуникативистики
    Анкоркр по коммуникативистике
    Дата20.07.2022
    Размер38.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакр по коммуникативистике.docx
    ТипДокументы
    #634028


    ВВЕДЕНИЕ
    Учёные, исследователи, педагоги, обычные люди всегда проявляли интерес к функционированию и появлению информационно-коммуникационных систем, к тому, как их применяют в обществе и каким образом они влияют на взаимодействие в социуме. В ходе развития общественных отношений и различных отраслей науки особый интерес представляют социально-философские теории в коммуникативистике.

    Для начала необходимо ознакомиться с определением коммуникативистики как науки. Под ней на данном этапе принято понимать научно-исследовательское направление, которое занимается изучением проблем информационных коммуникаций, как живых, так и сетевых. Соответственно социально-философские теории – научные парадигмы, которые формируют исследовательские и общественные подходы, взгляды, мировозрение или отношение, покреплённые теорией и практикой.

    Актуальность выбранной для изучения темы «Социально-философские теории в коммукативистике» обоснована тем, что знания, полученные в ходе разработки работы можно применить в качестве инструментария для дальнейшего исследования с теоретическим и эмпирическом аспектом, для развития в профессиональной деятельности, а так же для расширения общего кругозора. Стоит отметить, что в связи с развитием ЦОС (цифровой образовательной среды), online-платформ для работы и обучения важным становится накопление опыта и исследование структуры информационно-коммуникационных систем, парадигм, их социально-философских основ, особый научный интерес представляют взгляды авторов-основателей и их разработки в данной области.

    Цель данной работы – изучение социально-философских теорий коммуникативистики.

    Задачи данной работы:

    - изучение литературы и научных источников по выбранной теме;

    - сбор и систематизация полученной информации;

    - анализ полученной информации и составление плана работы;

    - формирование и представление текста работы;

    - формулировка выводов по выбранной теме работы.

    Переходим к изложению основной части работы.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Социально-философские теории в коммуникативистике

    Социально-философские теории в коммуникативистике можно рассматривать, как с позиции выделения авторских концепций отечественных учёных, так и с формулировок научных парадигм принятых по всему миру.

    Если рассматривать теоретический аспект науки, её инструментарий, важно, чтобы приведённые концепции соответствовали следующим критериям: соотнесение концепции с областью гуманитарного знания, наличие классификации или типологизации по отношению к конкретной информационно-коммуникационной системе.

    В отечественной коммуникативистике стоит отметить следующие социально-философские теории в коммуникативистике и их авторов. В основе взяты некоторые зарубежные концепты.

    Паринов рассматривал процесс зарождения и функционирования информационно-коммуникационных систем, их сущности и роли в жизни социума с помощью атрибутивного и субстанциального подходов. Атрибутивный подход основан на рассмотрении процесса коммуникации как атрибута общества, а субстанциальный стремится к демонстрации факта наделения информационно-коммуникакационной системы характерными чертами социальной субстанции. По мнению автора, его концепция преувеличивает роль коммуникации над личностью, формирует так называемую диалогую надстройку, в которой человек рассматривается, как источник, носитель, передатчик информации, а базисом будут средства и методы, выбранные для формирования системы коммуникации.

    Однако в современных реалиях считается предпочтительным атрибутивный подход в свете современных тенденций общественного развития и формирования постиндустриального общества.

    Безусловно, можно наблюдать, что выше описанные подходы противоречат парадигмам психологии, социологии, философии, но оба имеют место быть в науке и могут рассматриваться в качестве поля для дальнейших исследований.

    Далее наше внимание привлёк взгляд М. Гундарина, который ставил перед собой задачу дифференцированного подхода к социально-философским теориям в коммуникативистике. Им предложена типологизированная модель, основанная на определении содержания и сущности социальных ролей в процессе коммуникации. Автор отмечает, что в основе данного похода лежит структурный функционализм и социокультурная теория. В основе первого лежит понимание массовой коммуникации (МК) как конкретного процесса, с точно регламентированной структурой, содержанием, целями, задачами, а второй – определяет МК, как общественный феномен или явление. Данная парадигма наделена обоснованностью позиции автора и обладает яркой причинно-следственной связью, научно-понятийным аппаратом. Гундарин в своих исследованиях опирался на работы таких как: Г. Лассуэл, П. Лазерсфельд, У. Шрам, Б. Берельсон, Г. Маркузе и др. Если в 60-80-е годы 20 века это связывалось с государственной идеологией, то в наше время это обосновано научно-исследовательским интересом.

    А. Ситников – сторонник социокультурного подхода, отмечает, что некорректно разделять отечественный и зарубежный опыт по географическому принципу на «российские», «американские», «европейские» теории, но время информационного противостояния оставляет свой след, и иногда политика вмешивается в науку. При этом, по мнению исследователя, в настоящий момент актуален подход разделения на западный и восточный подход к социально-философским теориям в коммукативистике. То есть рассмотрение процесса массовой коммуникации с позиций цивилизационного взгляда в науке. Здесь уже прослеживается связь истории с выше описанными явлениями и процессами. Учёный настаивает, что социокультурный подход неразрывно связан с историческим аспектом и обусловлен стадиями общественного развития. Тогда уместно отметить, что исторические развитие комплексно повлияло на процесс зарождения и развития информационно-коммуникационных систем. В древности это были таблички, папирусы, наскальная живопись, речеподражательные звуки, затем появилась письменность, литература, а сейчас всё основано на ИКТ (информационно-коммуникационных технологиях). Если в 19 веке письмо могли ждать месяца, то в наши дни возможна доставка писем по электронной почте, электронный документооборот и связь через социальные сети и мессенджеры в режиме реального времени. За техническим прогрессом будущее, но крайне важно не потерять ценность живого общения.

    В восточном подходе – всё основано на традициях, обычаях, верованиях, мир по Дао и Аристотелю, западный построен на Веберовском рационализме, мы мыслим, следовательно, мы существуем, фундамент всего – технический прогресс. И в целях сохранения равновесия во всех сферах необходимо добиться единства этих концепций.

    Очень примечательна точка зрения Богомоловой, которая настаивает на человекацентризме в массовой коммуникации. Она отрицает роль техники, а ставит во главу угла реципиента, получателя сообщения. Здесь ключевым фрагментом выступает направленность процесса МК, интерес исследователя и ценностные ориентации личности.

    В рамках классификации Богомоловой Терин выделяет три направления: неовеберианское – основа теория Вебера, неомарксистское – основанное на теории Карла Маркса, третье – неодюркгеймовское, основанное сторонниками теории Эмиля Дюркгейма. Сторонников Вебера интересует рационализации процесса МК с помощью массовой культуры, неомарксистов – актуализация символов и знаков, сочетание экономики и массовой коммуникации, а неодюркгеймовцы стремятся к акценту коллективной солидарности в МК и передачи его аудитории. А обобщение этих направлений Перин видит в теории Чарльза Кули, которая базируется над подъёмом процесса коммуникации над всеми общественными явлениями, процессами, структурами, институтами или агентами, а так же выделяет ключевую роль МК в процессе социализации человека.

    Михаил Назаров отмечает сложную природу МК и пишет, что в изучении данного процесса необходим системный подход. Здесь базой выступает сочетание ориентации на медиа, общество, культурологию и материализм. За образец в своей концепции Назаров брал теорию Маккуэла. Здесь ключевую роль играют три аспекта: структурность, культурология и бихевиоризм. Первый рассматривает функции МК, второй – единство традиций, обычаев, культуры, третий – поведение и мотивацию. Здесь важным моментом автор считает пересечение не только социологии и философии, но и права, экономики, истории.

    Бориснев в своих исследованиях указывает, что коммуникация – явление социальное, которое должно изучаться с позиций: бихевиоризма, персонализма, экзистенционализма и символического интеракцонизма. Это, по мнению автора, есть четыре общетеоретических конструкции, которые формируют базу социально-философского аспекта коммуникативистики. Напомними, что бихевиоризм изучает поведение людей, их поступки, для персонализма – в центре личность человека, экзистенционализм выражает религиозную или атеистическую сторону жизни общества, а интеракционизм показывает взаимодействие. Здесь ярко выражено сочетание социологии, психологии и философии, которые рассматривают с разных сторон МК. После Второй мировой войны выделилось 2 направления в исследованиях массовой коммуникации: иррационалистическое и рационалистическое. Фундаментальным учением для сторонников первого направления стал психологический детерминизм, теория информационного общества Белла и Бзежинского, где основа всего – это информация, которая оказывает решающее воздействие на культуру и ценности. Сторонники второго выбрали «понимающую социологию», основоположник в коммуникативистике А. Шюц, важно для процесса МК понимание и взаимопонимание. Так же учёный отмечает, что большинство современных эмпирических исследований коммуникаций осуществляется в рамках коммуникативистики или социологии коммуникаций. В рамках таковых выделяются следующие аспекты коммуникации: теоретический, социальный и языковой. Бориснев отмечает роль кибернетики, как науки об управлении, в формировании социально-философских теорий в коммуникативистике.

    Резаев в своей книге «Парадигмы общения» выделяет реалисткое и номиналисткое начало коммуникации. То есть здесь за основу взяты философское учение о знании, разуме и непосредственном наблюдении, в ходе которого формируется знание.

    Как можно заметить, выше изложенные концепты стремятся к объектоцентризму, то есть заложить в свою основу какой-либо объект и выстроить вокруг него свои постулаты.

    В античности коммуникацию рассматривали как часть логики, риторики, педагогики, то есть накопление и передачу опыта от поколения к поколению. И естественно объясняли с позиции соответствия аксиомам наглядно-образного или обыденного типа мышления.

    В 19 веке в рамках прагматизма возникает такое направление, как семиотика для исследования коммуникации, где внимание уделяется знакам, символам, знаковым системам, их природе и роли в процессе общения. Основоположником стал Пирс, который считал, что суть коммуникации – есть природа знака.

    Фридрих Ницще критиковал и отрицал теорию Пирса, писал, что мышление неотделимо от языка, следовательно бытие стихийно и не может определять сущность общения.

    Затем появилось направление экзистенционализма – учение, основанное на философии существования. Его сторонники отмечали, что процесс коммуникации и информационные системы есть и этого достаточно для их понимания человеком. Последователи данной теории основывались на переживаниях или отрицаниях личностью каких-либо фактов, явлений или процессов, фокусировали своё внимание на вутреннем мире человека. Тогда же и описывался кризис человеческого бытия, ведь в индустриальном обществе на первый план выходили техника и технология, а уже на их фоне была коммуникация, личность и другие детерминанты.

    Так же коммуникация, её суть и содержание, структура рассматривались основоположником Герменевтики – Ф. Шлеймахером в 19 в. Уже появляются такие определения и категории, как интерпретация, восприятие, а законы МК подчиняются математическим аксиомам. Понимание рассматривается, как урезание смысла, сокращение объёма информации до минимума.

    Далее, на рубеже 19-20вв. появилась диалогическая модель авторства Михаила Михайловича Бахтина. Суть данной теории в том, что в процессе жизнедеятельности человеком осуществляется бесконечный диалог с группой, системной коммуникации, самим собой, социальными институтами и так далее.

    В середине 20века, когда получает своё активное развитие психология личности, различные отрасли социологии, на стыке социально-философских теорий возникает парадигма персоналистической коммуникации, где личность рассматривается не как объект, роль в социуме или свойство индивида, а как источник взаимодействия, коммуникации, информации. И тогда исходным фундаментом построения общения выступают ценности. Автором такого подхода считается Рокич и Шварц. По их мнению основой данной социально-философской теории являются такие аспекты характеристики культуры, как автономия, равенство и гармония.

    Немецкий социолог, Георг Зиммель утверждал, что коммуникация может быть основана на социальных действиях личности по следующим векторам: «для себя», «для другого», «с другим или против другого». Здесь основой становится действие личности в социуме, социальные роли, связи.

    Ну и наконец, в конце 20 – начале 21 века с развитием компьютерных технологий, искусственного интеллекта, ростом технического прогресса, глобализацией и сменой экономической системы, появились так называемые кибернетические парадигмы или подходы в коммуникативистике, в которых основой становятся социальные сети и дистанционные средства взаимодействия людей. Данные теории обоснованы ещё советскими учёными Глушковым, Рамеевым, Бруком. Они предложили макеты первых цифровых ЭВМ на основе идей американского учёного Норберта Винера для упрощения расчётов и работы человека. Далее развивалась концепция искусственного интеллекта, когда компьютер наделён всеми качествами и способностями человека, служит средством коммуникации. Данный подход в коммуникативистике сделал акцент на проблемы управления информационными системами не только в человеческом обществе, но и среди других живых организмов. Выделены важные позиции для права и этики как основных регуляторов общения в постиндустриальном обществе.

    Кибернетика открыла возможности управления процессом коммуникации извне, на основании обратных связей, которые формируют двустроннее общение, а линейное взаимодействие исключается.

    Среди современных социально-философских теорий коммуникативистики стоит отметить подход, сформированный Ядовым, Осиповым и Левадой. Они отталкивались от структуры личности в понимании механизмов эффективности внутриличностной и межличностной коммуникации. Учёные выделили следующие составляющие: внутреннюю (ценности, память, цели, потребности, интересы, убеждения и установки) и внешнюю (деятельность – общение, игра, учение и труд, поведение людей в различных сферах.

    Наши учёные опирались и на концепцию Жана Пиаже, который изучал Рациональное Я на основе когнитивных этапов развития ребёнка, концепция Морального Я – Лоренца Колберга (стадиии понимания или способности к познанию и переживания, связанную с восприятием добра и зла, позиций другого).

    Так же в формировании социально-филофских теорий коммуникативистики важную роль сыграли психологические концепты Фрейда и Эриксона. Одной из ключевых работ, направленных на формирование идентификации является «Я-концепция личности», то есть то, как себя воспринимает человек или система в процессе коммуникации.

    Теория Зеркального Я – автор социолог и социальный психолог Кули. Где высказано предположение о том, что процесс массовой коммуникации формирует «Я-образ» только в результате взаимодействия.

    Крейг писал о том, что на современное состояние теории коммуникации оказали существенное влияние следующие тенденции: риторика (коммуникация как искусство ведения беседы), семиотка (знаки и символы – основа МК), феноменология – коммуникация есть проживание опыта, диалог, кибернетика – коммуникация в качестве процесса обработки информации, критика – в основе коммуникации лежит рефлексия или идеология, социопсихология – экспрессия и взаимодействие – два кита коммуникации, социокультурная – коммуникация есть воспроизводство социального порядка.

    Шеннон основала информационную теорию в коммуникативистике, утверждал, что в процессе общения существуют помехи и барьеры, последствия которых необходимо преодолевать людям для построения информационных систем в социуме. Шеннон и Уивер выделили смешанные, дискретные и континуальные коммуникационные системы.

    Таким образом, мы рассмотрели процесс развития социально-философских теорий в коммуникативистике.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Мы ознакомились с социально-философскими теориями в коммуникавистики. Реализовали цель, задачи работы, изучили множество информационных источников.

    Можно сделать следующие выводы:

    1. большинство теорий коммуникативистики сформировалась в рамках социогуманитарного знания;

    2. параллельно развиваются отечественная и зарубежная социология коммуникации;

    3. с развитием постиндустриального общества на первый план выходит кибернетика в основе МК.

    Все социально-философские теории основаны на объектоцентризме – в основе какой-либо объект и вокруг него построена концепция. От античности до наших дней исследователи всегда стремились к изучению процесса коммуникации, его характеристики, как сложного социального феномена. Оснополагающую роль в формировании коммуникативистики сыграли: психология, философия, социология, кибернетика, культурология.

    Изучив основные отечественные и зарубежные парадигмы, можно сделать вывод, что все исследователи МК стремятся классифицировать или типологизировать свои постулаты, систематизировать результаты исследований и сформировать новые социально-философские теории в коммуникативистике.

    Список используемых источников
    1. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект пресс, 2005. - 176 c.
    2. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 288 c.
    3. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - М.: Питер, 2011. - 288 c.
    4. Гнатюк, Ольга Основы теории коммуникации / Ольга Гнатюк. - М.: КноРус, 2012. - 467 c.
    5. Гнатюк, Ольга Основы теории коммуникации / Ольга Гнатюк. - М.: КноРус, 1998. - 835 c.
    6. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова. - М.: Academia, 2008. - 352 c.
    7. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский. - М.: Юрайт, 2016. - 967 c.
    8. Дмитрий, Петрович Гавра Основы теории коммуникации 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Дмитрий Петрович Гавра. - М.: Юрайт, 2016. - 378 c.
    9. Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - М.: Юрайт, 2014. - 384 c.
    10. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации. Учебное пособие / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2013. - 622 c.
    11. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2016. - 954 c.
    12. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций / В.В. Красных. - Москва: Мир, 2001. - 270 c.
    13. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. - М.: Либроком, 2010. - 360 c.
    14. Нахимова, Е. А. Основы теории коммуникации / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Наука, Флинта, 2013. - 164 c.
    15. Основы теории коммуникации. - М.: Гардарики, 2007. - 616 c.




    написать администратору сайта