Главная страница
Навигация по странице:

  • Искусство Древней Руси

  • Ремесло в Древней Руси

  • Заключение

  • Список источников

  • Приложение 1

  • Приложение 2

  • Ремёсла и искусства Древней Руси. Цель провести исследование ремесла и искусства Древней Руси


    Скачать 331.48 Kb.
    НазваниеЦель провести исследование ремесла и искусства Древней Руси
    Дата03.11.2022
    Размер331.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРемёсла и искусства Древней Руси.docx
    ТипИсследование
    #768752
    Содержание




































    Введение


    Древнерусские ремесленники возводили города, крепости и замки, добывали металл, ковали орудия труда и оружия, строили корабли и машины, производили ткани и одежду, изготовляли кожу и делали обувь, создавали многочисленные бытовые и художественные шедевры.

    Эти достижения, а также их создатели и творцы, без преувеличения можно назвать величайшим вкладом в мировую цивилизацию.

    Однако, в последние годы, как в России, так и за рубежом, отмечается значительное внимание к изучению истории и культуры народов Древней Руси.

    В частности, стали известны имена многих великих мастеров и мастеров-ремесленников, были обнаружены уникальные археологические памятники, открыты и описаны уникальные художественные произведения, созданные древними мастерами.

    Сегодня высокую актуальность имеют вопросы национальной идентичности. Искусства и ремесла Древней Руси имеют не только богатую историю и не менее ценное наследие, которое нашло свое отражение и в современном творчестве.

    Цель - провести исследование ремесла и искусства Древней Руси.

    Задачи, поставленные на данное исследование:

    - раскрыть искусство Древней Руси;

    - провести анализ ремесел в Древней Руси.

    Структура реферата состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка источников, приложений.


    1. Искусство Древней Руси


    Изобразительное искусство в России восходит к каменному веку. Самым ранним известным произведением русского/украинского искусства является Венера Костенковская (ок. 23 000–22 000 до н.э.), резьба по кости мамонта, изображающая женскую фигуру, обнаруженная в Костенках (Костеньки) и относящаяся к граветтской культуре.

    На том же месте была обнаружена похожая часть доисторической скульптуры, вырезанная из известняковой скалы. Другие предметы русского доисторического искусства граветтской эпохи включают Венеру Гагаринскую (ок. 20 000 г. до н.э.), Авдеевские Венеры (ок. 20 000 г. до н.э.) и резьбу по слоновой кости, известную как Мальтийские Венеры.(20 000 г. до н.э.) из-под озера Байкал в Сибири. Примером искусства эпохи Магдалины в России являются наскальные рисунки Каповой в заповеднике Шульган-Таш, Башкортостан, на Южном Урале, а также керамика бассейна реки Амур (14 300 г. до н.э.).1 В приложении 1 представлены фотографии произведений.

    Почти за две тысячи лет до того, как древние греки ошеломили цивилизованный мир своей архитектурой, мраморными статуями, гончарным делом, наукой и демократией, и примерно в то же время, когда британские и ирландские соплеменники строили свои мегалиты в Ньюгрейндже и Стоунхендже (см. также мегалитическое искусство), Русские ювелиры и серебряные мастера на Кавказе создавали изысканные изделия из различных драгоценных металлов. Примером этого искусства железного века является знаменитый Золотой бык Майкопа (2500 г. до н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург), обнаруженный археологами в 1897 г. у северной окраины Кавказских гор.2 Имея около 3 дюймов в высоту и сделанный из золота методом выплавки воска, он был извлечен из того, что считалось королевской погребальной камерой. Золотой бык и его близнец вместе с двумя серебряными быками составляли квартет скульптур животных, украшавших четыре опоры полога кровати. Бык тщательно орнаментирован вырезанными концентрическими кругами между изогнутыми рогами, а также линиями, выделяющими глаза, нос, рот, копыта и хвост.

    Искусствоведы считают, что Кавказ получил свои художественные ноу-хау и традиции из Месопотамии (современный Ирак), вероятно, через Ливан и морской торговый путь в Черное море. Пятнадцать столетий спустя, то есть около 1000 г. до н. э., Кавказ и степи на юге России породили первую из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу.

    Металлообработка была специальностью кельтов, хотя, будучи практичным полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Действительно, во многом благодаря высококачественному оружию, производимому их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте. Кавказ и степи юга России породили первую из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу.

    Именно в России проявилось влияние византийского искусства.3 В России никогда не было ни романской, ни готической фаз, ни всеобъемлющего ренессанса, как это было в большинстве европейских стран. Византийское искусство оставалось в России почти неизменным, несмотря на войны, расовые переселения и почти двухвековое монгольское владычество, пока, при московских царях, в XV веке оно не приобрело более национальный характер. 4

    Даже когда Петр Великий в начале XVIII века предпринял европеизацию России, возник стиль барокко, в котором монастыри и храмы сохранили многие византийские элементы, такие как группы куполов и башни с пирамидальными крышами, которые русские искусство за сотни лет до этого приняло,

    После упадка и падения Рима примерно в 450 г. н.э. центр христианства переместился в Византию (Константинополь) на территории современной Турции. Эта восточно-православная церковь, как ее называли, стала следующим великим покровителем и спонсором искусства. Когда в 988 году киевский князь Владимир принял христианство для себя и своих подданных, он тоже начал нанимать византийских зодчих для строительства своих церквей и художников, чтобы наделять их великолепными фресками и мозаичным искусством.

    Одним из старейших и лучших является собор Святой Софии в Киеве, спроектированный святым Владимиром и построенный между 1020 и 1037 годами его сыном Ярославом. Собор был реконструирован в стиле украинского барокко и теперь мало передает представления о первоначальном плане с его пятью нефами.

    Конечно, он никогда не конкурировал с собором Святой Софии в Константинополе; но с его неглубоким главным куполом и другими второстепенными куполами, а также с двумя фланговыми башнями на западном фасаде, это была в то время самая красивая и богатая церковь, построенная в России под византийским влиянием.5

    Большинство церквей были деревянными, что делало фресковую роспись непрактичной. Вместо этого на деревянных панелях (иконах) рисовали религиозные изображения, которые обычно отображались на экране, отделяющем святилище от тела церкви. Эта ширма, характерная черта византийского искусства, со временем превратилась в иконостас- искусная перегородка, украшенная иконами. Одним из самых известных сохранившихся образцов этой ранней формы иконного искусства является «Владимирская Богородица» (ок. 1100 г.), которая сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве.

    Поначалу русская средневековая живопись внимательно следила за всеми разработками византийской. Изображения Тайной вечери, например, в монастырской церкви св. Михаила в Киеве, законченные в 1108 году, имеют те же чрезмерно вытянутые фигуры с маленькими лицами, которые характерны для византийского искусства того же периода.

    На фресках Кирилловского монастыря, под Киевом, основанным в 1140 году, появляются первые славянские лики. Чисто русские элементы более явно проявляются в миниатюрной живописи того периода, как только она перестала практиковаться исключительно греками. Есть явные различия; живые животные и растительные мотивы появляются вместе с стилизованными византийскими лицами, а яркие красные и синие цвета - всегда любимые цвета русских - подчеркивают национальный характер этих рукописных иллюминаций, просуществовавших до XIII века.6

    Древнейшим, которое можно назвать истинно русским, является Остромирово Евангелие 1057 г., но дальнейшего развития русского стиля пока не было, ибо после 1054 г. Киевское царство распалось на различные самостоятельные и часто враждующие княжества.7

    В 1222 г. монголы под предводительством Чингисхана захватили Крым на юге; а в 1237 году татары вошли в северную Русь, захватив и разрушив города Аясан, Владимир, Коломну и Москву. В 1240 г. были взяты Чернигов и Киев, а к 1242 г. Россия стала частью монгольской империи Золотой Орды. Кыпчакский хан из своей столицы Сарая на притоке Волги правил своими русскими владениями как деспот.

    Под этим азиатским господством русское искусство подверглось многим влияниям, а не только византийскому, как раньше. В великой монгольской империи, которая во второй половине XIII века простиралась от Китайского моря до границ Польши и от Гималаев до Сибири, восточные монголы приняли буддизм, а западные — ислам, так что течение китайского, индийского и исламско-персидскогоискусство проникло в Россию.

    Исламская архитектура, как показывает следующая глава, примерно в это же время, особенно в Персии, приняла чувственные формы, соответствующие русскому темпераменту. Четырехцентровые арки, луковичные и сердцевидные купола, глухие окна и нишевые ниши теперь часто встречались в русской архитектуре, и новая, яркая окраска крыш и куполов также может быть отнесена к азиатским влияниям. Многочисленные шпили церквей сияли красным, белым и зеленым, и росла тенденция покрывать их золотом.

    В таких городах, как Ростов, которые были процветающими центрами во времена монголов, появился татарский «Кремль», или укрепленная цитадель, и когда московский великий князь Иван I, перенес свою столицу в Москву, а в 1333 году был утвержден в своих санах великим ханом, в городе были построены первые каменные храмы, которые всегда, даже в период монгольского владычества, стремились превзойти все другие русские центры. Митрополит перенес теперь свою резиденцию в Россию, а великокняжеская власть утвердилась так прочно, что в 1480 году Ивану III удалось освободить всю Россию от татарского ига.8

    1. Ремесло в Древней Руси



    Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел, специализируясь на изготовлении одежды, посуды и инструментов для нужд населения. В XIX веке насчитывалось около 50 видов декоративно-прикладного искусства. Работа условно делилась на женскую и мужскую. Женские профессии включали в себя легкие, креативные поделки, которые добавляли красоты и уюта в дом. А мужское ремесло было более грубым, тяжелым занятием, требовавшим много сил. Но ювелирный бизнес был отдан в мужские руки.

    Женская часть населения занималась шитьем, вышивкой, прядением, ткачеством, ткачеством и художественной живописью.

    Именно в это время появились первые прялки. Они были сделаны из дерева и использовались для изготовления нити из растительных волокон и клубка шерсти. Ткачество было самым важным ремеслом. Рост населения способствовал распространению ткачества и прядения. Деревянные ткацкие станки использовались для изготовления тканей. А ткань ткали из конопли, льна и шерсти. Полученная ткань использовалась для пошива рубашек, летних платьев, брюк, полотенец, одеял и верхней одежды.9

    Девочек обучали женскому ремеслу с раннего возраста. Овладев мастерством, девушки готовили свое приданое: шили салфетки, скатерти, коврики и другие необходимые в быту текстильные предметы. Но в основном шили для ремонта одежды. Позже праздничные наряды стали украшать декоративными элементами: вышивкой, камнями, различными фигурками, знаками и символами.

    Женщины также занимались ткачеством. Они ткали лапти, корзины, циновки, веревки, мочалки, украшения, соломенные игрушки и защитные подвески из древесной коры.10

    Художественная живопись появилась позже и представляла собой нанесение рисунка на различные предметы, в основном на посуду. Существует несколько видов живописи: гжельская, хохломская и жостовская живопись. Гжельская роспись бело-голубой краской фарфоровых изделий. Хохлома - декоративная роспись деревянной посуды. Для этого типа живописи характерны красный, зеленый и черный цвета. Жостовская живопись - это художественная роспись металлическими палитрами.

    Только мужчины занимались кузнечным делом, гончарным и меховым ремеслом, деревообработкой, стеклоделием и обработкой костей.

    Кузнечное дело было одним из важнейших видов деятельности в эпоху Древней Руси, поскольку кузнецы изготавливали большое количество полезных предметов. Это инструменты для фермеров, различное оружие и доспехи для воинов. Предметы домашнего обихода, такие как иглы, ножи, замки, ключи, крючки. В то время железо добывали из болотной руды путем плавки. Весной и осенью добывали руду. Сушили, доставляли в мастерские, где руду плавили в печах. Кузнецы обрабатывали металл 2 способами: ковкой и литьем.

    Ковка - этот метод заключается в нагревании металла до высокой температуры, а затем придании металлу необходимой формы на наковальне. Чтобы металл затвердел, его опускали в воду. Во время литья металл плавили до жидкого состояния, а затем разливали в необходимые формы. Чтобы упростить работу, кузнецы использовали инструменты: молоток, кувалду, долото, плоскогубцы.11

    Ювелиры создавали амулеты, браслеты, подвески, пряжки, серьги, ожерелья. В работе использовались бронза, золото и серебро. Для изготовления украшений были определены следующие методы: зернистый, сканирующий и черный. Зерна - множество металлических шариков были припаяны к основанию. К основанию был припаян сканирующий чертеж провода, а промежутки между проводами были заполнены цветной эмалью. Черный — это узор из серебряных нитей или пластин на черном фоне изделия. А золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, кубков, крестов и икон.12

    Первоначально гончарное дело было похоже на лепку и выполнялось исключительно вручную. Глина использовалась для лепки. Это было распространено повсюду. Женщины занимались моделированием. Позже было решено добавить в глину песок, ракушки и кварц. Но в столетии был изобретен гончарный круг, и люди стали гончарами. Гончарный круг представлял собой деревянное полотно.

    Полотно снималось с помощью ножного привода. Гончарам удалось создать прекрасные изделия. Кастрюли всех размеров для приготовления в духовке. Сосуды различной формы для хранения воды, продуктов питания, ягод и грибов. Посуда для дома, кирпич, плитка, также трубы, игрушки, колокольчики и предметы интерьера.13

    Меховой бизнес заключался в выделке и обработке шкур животных. Меха и шкуры использовались не только для изготовления одежды, но и для продажи этого изделия. Сырьем для производства были воловьи, козьи и лошадиные шкуры. Прежде чем делать что-либо из кожи, ее нужно было размягчить, чтобы очистить от нее мясо, затем высушить, выбить и, наконец, растянуть.

    Стекольное производство в Древней Руси появилось в XI веке. Изделия из стекла широко распространены среди горожан. Среди изделий из стекла известны: стеклянные бусы, кольца, браслеты, бусы, стеклянная посуда, оконные стекла.

    Для обработки костей использовались не только кости крупного рогатого скота, но и животных, обитающих в лесах. С помощью этого ремесла резчики по кости изготавливали гребни, пуговицы, ручки для инструментов и поделки.

    В ремесле по резке кости использовались следующие инструменты: фрезы, ножи, дрели, пилы.14

    В настоящее время часто проводятся раскопки, в ходе которых археологи обнаруживают уникальные редкие предметы и предметы домашнего обихода того периода.


    Заключение


    Итак, в Древней Руси существовало ремесло с высокой технологией изготовления.

    Древнерусские ремесла отличаются совершенной и высокой ремесленной техникой. В то время были созданы все основные виды ремесленных орудий и заложены новые технологические основы древнерусского производства.

    Кузнецы овладели сложными техниками изготовления изделий из железа и стали. Токари по дереву изготавливают самые сложные резные сосуды более чем 20 типов. Технология изготовления ювелирных изделий очень высока.

    Технология сварки древнерусских кузнецов уже в X веке находилась на высоком техническом уровне. Хорошо освоенная и тонко разработанная технология сварки железа и стали позволяла древнерусским мастерам создавать высококачественные орудия труда, оружие и приспособления.

    Техника изготовления кладочных и штукатурных растворов успешно развивается в Древней Руси. Развивается и технология строительства из белого камня.

    Все археологические и технологические исследования древнерусских ремесел показывают, что кустарное производство России было на одном уровне с кустарным производством стран Западной Европы и Востока по разнообразию технологических операций, но по развитию и оснащению инструментами, а также по уровню дифференциации и специализации.

    Татарское нашествие приостановило развитие его техники и искусства более чем на столетие.

    Список источников




    1. Вздорнов, Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков / Г.И. Вздорнов. - М.: М: Искусство, 2013. - 552 c.

    2. Государственный Эрмитаж / ред. П.Ф Губчевский. - М.: Советский художник, 2019. - 561 c.

    3. Дунаева Н.Ю. Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obucheniya-risunku-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii (дата обращения: 01.11.2022).

    4. Леденева М. В., Плаксунова Т. А. Богатство в Древней Руси: суть, структура, формы реализации и защиты // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bogatstvo-v-drevney-rusi-sut-struktura-formy-realizatsii-i-zaschity (дата обращения: 01.11.2022).

    5. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 2014. - 336 c.

    6. Раппопорт, П.А. Зодчество древней Руси / П.А. Раппопорт. - М.: Наука, 2016. - 160 c.

    7. Скинкайтис В.В. Гончарное производство Семилукского городища // История: факты и символы. 2016. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/goncharnoe-proizvodstvo-semilukskogo-gorodischa (дата обращения: 01.11.2022).

    8. Солодейников Алексей Константинович Чем замечательна Капова пещера // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. №2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chem-zamechatelna-kapova-peschera (дата обращения: 01.11.2022).

    9. Терновский, Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 2: моногр. / Ф.А. Терновский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 305 c.

    10. Ужанков А. Н. Картина мира древнерусского книжника. Категории русской средневековой культуры [Электронное сетевое издание]. — М. : Институт Наследия, 2022. — 212 с. — DOI 10.34685/HI.2022.86.40.004. — ISBN 978-5-86443-375-1.


    Приложение 1




    Рисунок 1 - Костенковская Венера из слоновой кости

    (30 000 г. до н. э.)

    . Вырезана из кости мамонта.

    Древнейшее искусство , найденное в России.



    Рисунок 2 - Красно-охровая роспись мамонтов

    (12 500 г. до н.э.) Зал рисунков

    Капова пещера, Башкортостан, Урал.

    Самое раннее искусство такого типа в России.

    Приложение 2



    Рисунок 3 – Гончарное ремесло Древней Руси


    Рисунок 4 - костяной гребень (фрагмент) XI-XIII вв. с городища Старая Рязань

    1 Солодейников Алексей Константинович Чем замечательна Капова пещера // Проблемы истории, филологии, культуры. 2019. №2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chem-zamechatelna-kapova-peschera (дата обращения: 01.11.2022).

    2 Государственный Эрмитаж / ред. П.Ф Губчевский. - М.: Советский художник, 2019. – С.345.

    3 Терновский, Ф.А. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 2: моногр. / Ф.А. Терновский. - М.: Книга по Требованию, 2012. – С. 29.

    4 Ужанков А. Н. Картина мира древнерусского книжника. Категории русской средневековой культуры [Электронное сетевое издание]. — М. : Институт Наследия, 2022. — С.129.

    5 Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 2014. - 336 c.

    6 Раппопорт, П.А. Зодчество древней Руси / П.А. Раппопорт. - М.: Наука, 2016. – С. 134.

    7 Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 2014. - С. 178.

    8 Вздорнов, Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков / Г.И. Вздорнов. - М.: М: Искусство, 2013. – С. 457

    9 Дунаева Н.Ю. Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obucheniya-risunku-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii (дата обращения: 01.11.2022).

    10 Рыбаков, Б. А. Из истории культуры древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Издательство МГУ, 2015. – С. 489.

    11 Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. - М.: Просвещение, 2014. – С. 36

    12 Скинкайтис В.В. Гончарное производство Семилукского городища // История: факты и символы. 2016. №4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/goncharnoe-proizvodstvo-semilukskogo-gorodischa (дата обращения: 01.11.2022).

    13 Леденева М. В., Плаксунова Т. А. Богатство в Древней Руси: суть, структура, формы реализации и защиты // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bogatstvo-v-drevney-rusi-sut-struktura-formy-realizatsii-i-zaschity (дата обращения: 01.11.2022).

    14 Дунаева Н.Ю. Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obucheniya-risunku-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii (дата обращения: 01.11.2022).



    написать администратору сайта